Маленькое путешествие к мифам, или в лабиринте Мин

Римма Глебова
   Маленькое путешествие к мифам, или в лабиринте Минотавра.         

            Множество народу уже там было и еще будет. И все эти места многократно описаны. Поэтому заново я описывать не буду, хотя местами не удержусь, но в основном пишу о своих впечатлениях не историка, не археолога, не путешественника, видевшего всё и вся и всем насытившегося – ко всем этим категориям не отношусь. Просто – как наблюдатель простым туристическим оком, которое кое-что видело в других путешествиях и в других странах, но виденного всегда мало, и мир необъятен.
            Итак, мы поехали, вернее, поплыли в Грецию. Из Хайфы, на  теплоходе «Роял ирис». Наш белый теплоход – большой, семипалубный красавец.
            В этом «Ирисе» я, как только в одиночку вышла из каюты… так вернуться уже не смогла – заблудилась, короче. Коридоры, переходящие один в другой, длинные и короткие, параллельные и под углом в девяносто градусов…  Все коридоры одинаковые и никуда не ведущие… то есть, не приводящие меня обратно к своей каюте с номером на дверях. Ну, дальше корабля всё равно не заблудишься, разве окажешься на другой палубе. Но я сразу назвала всё это лабиринтом минотавра. Тем более что на другой день со мной повторилось то же самое. А нити – той, что дала Ариадна Тесею, чтобы он вышел из лабиринта, у меня не было, никто не дал. И тут моя приятельница Наташа, что плыла в соседней каюте, сказала: «Ты посмотри вниз. На каждом этаже (кроме палуб, имелись еще и этажи) коврики на полу другого цвета. Наш цвет – зеленый!» Спасибо Наташе, я стала смотреть вниз. Но и это меня не спасло. Этаж теперь находился быстро, но… лабиринт-то всё равно остался. Как-то я по нему бегала-бегала, разозлилась ужасно, и  тут обнаружила, что стою у своей двери. Вошла и заявила: «Всё! Теперь только с тобой!».  Муж есть муж, он всегда поможет в трудных ситуациях.  И только в последний день я стала с легкостью находить свою каюту. 
           Но «лабиринт минотавра» мне теперь запомнится. Кстати, о настоящем лабиринте (хотя ведь мой был не хуже, как мне кажется).
           На Крите, в тот самый дворец Кносса, где находился когда-то лабиринт, нас не возили, но миф о Тесее и Ариадне гид рассказала в подробностях.
           Хочу попутно заметить, что русскоязычных туристов на теплоходе была примерно одна треть, тем не менее, нам дали отдельный автобус для экскурсий и гидшу Лизу.
           Так вот, о двух известных миру влюбленных – Тесее и Ариадне (кто помнит, но может кто и подзабыл немножко). Юный герой Тесей, сын царя Эгея, невзирая на протесты отца (а кто родителей слушает?), решил отправиться на Крит и уничтожить ужасного Минотавра-человекобыка, дабы афиняне прекратили платить чудовищу дань молодыми девушками и юношами, которых он требовал каждые 9 лет, и охотно пожирал. Сам критский царь Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. И специально построил в Кноссе этот лабиринт-убежище для Минотавра – сына его жены Пасифаи и быка (сложная история, не так ли? Как и все мифы Древней Греции). А красавица Ариадна, дочь этого самого царя Миноса, влюбилась в отчаянного Тесея и дала ему меч и клубок ниток, чтобы он не потерялся в лабиринте Кносского дворца, где поджидал, предвкушая очередную дань, злой и голодный Минотавр. Тесей привязал конец нити у входа и пошел по запутанным бесконечным переходам в лабиринте, разматывая по пути клубок, чтобы найти по нитке обратный путь – герой надеялся, что выйдет на свет победителем! Так и случилось. Тесей в жестокой схватке схватил Минотавра за рог и вонзил в грудь мерзкому чудовищу острый меч, и вышел по нитке обратно из лабиринта. Но это еще не всё.
           Тесей отправился в обратный путь на своем корабле, и влюбленная Ариадна, конечно, отправилась с ним. На берег острова Наксос путешественники высадились, чтобы отдохнуть. Тесей и Ариадна, как и вся команда корабля, выпили вина и уснули. Тесею во сне явился бог вина Дионис и велел ему покинуть Ариадну, так как она должна стать женой Диониса. Тесей проснулся, и в печали, не оглядываясь на спящую возлюбленную, уплыл со спутниками на своем корабле – он не посмел перечить воле богов. Короче, бросил девушку! Спасшую, между прочим, ему жизнь.
           Но от сильной грусти из-за утраты Ариадны, Тесей забыл, как обещал отцу, поменять в случае победы над Минотавром, черные паруса на белые. И уже приближался к Афинам. Эгей, между тем, стоял на высокой скале над морем и всматривался вдаль. Увидев черные паруса, он решил, что Тесей погиб, и Эгей в отчаянии бросился со скалы в море. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским.
           А Ариадна стала богиней и женой великого Диониса. Если вспомнить, что Дионис был бог вина, то понятно, какая участь ждала несчастную Ариадну при муже-пьянице. Хотя, как писалось в древних манускриптах, Ариадна была терпелива и снисходительна и поэтому счастлива. А помнит ли она Тесея, никто не спрашивал.
           Вот такая грустная история. С победительными и счастливыми моментами.
    
           Но, вернемся на палубу нашего «Ириса». Точнее, в ресторан на пятой палубе. Изобилие всякой еды в завтрак, обед и ужин просто не передать словами, не перечислить. Но про крошечные разнообразные пирожные «на один укус» не могу не упомянуть. Перед ними устоять совершенно невозможно. Черт с ней, фигурой, похудеем потом, когда вернемся. Хотя и поправиться-то особенно не случится – по лестницам-трапам вверх-вниз, или на центральную палубу, или в клуб, или пополнить деньгами магнитную карточку, которой расплачиваемся в баре (деньги когда есть, то их уже нет), и так много-много раз за день. А еще пешие экскурсии! К концу путешествия ноги туристов значительно укрепляются – ортопеды просто обязаны посылать людей в такие путешествия, вместо того, чтобы предлагать таблетки. Или, как один мой родственник, зацикленный на упражнениях, говорит, что нужно бегать по лестнице в своем подъезде, вверх-вниз! А как соседи, не покрутят ли пальцем у виска?  Нет, мы уж лучше в круиз! Где еще можно пройти столько ступенек за день?  Хотя, лифт имеется. Но его нужно дождаться. К тому же лифт чудной. Нажмешь на кнопку 3, он остановится на 4. Нажмешь на 5, он остановится… где захочет. Так что проще ножками, ножками, и даже быстрее.
          Обслуживающий персонал в ресторане – филиппинцы. Молоденькие, улыбчивые и очень внимательные к любым просьбам – чаю ли вечером захотелось (вечером нет ни чаю, ни кофе), воды ли налить тебе в бутылочку, всегда пожалуйста. Девушка-филиппиночка покивает, улыбнется, прочирикает что-то, неясно на каком языке, и принесет стакан горячего чаю, обернутый салфеткой. Они все как-то говорят по-русски, на иврите, по-английски, вернее, чирикают, и мы их понимаем с трудом, но они нас прекрасно. А нанимают хозяева филиппинцев потому, что им можно мало платить за труд. В последний вечер на последнем ужине девушки особенно радушны, приятно улыбаются и весело щебечут. На каждом столе уже лежит белый конвертик для чаевых, и в него туристы кладут денежку. В евро, долларах, шекелях – неважно, подойдет любая валюта. Так что девушки радостны не без причины.
            Так же и другая девушка – приветливая и говорящая по-русски, убиравшая  каюты в нашем коридоре, положила нам белый конвертик на стол. Разумеется, мы вложили туда некую сумму, вполне признавая ее заслуги – убирала каюту и меняла полотенца дважды в день, к вечеру стелила свежую постель, а однажды мы заходим, а на одной из кроватей сидит белая собака, сделанная из полотенец, с черными глазками и в моих очках. Позже в клубе всем желающим демонстрировали, как сделать из полотенец обезьяну, черепаху, лебедя, но за один показ разве запомнишь, тут курс обучения нужен. 
    
            Очевидно, следует добраться до хоть небольшого описания экскурсий. Небольшого, так как я уже выше упоминала, что  всё описано уже многократно.
            На остров Родос, который когда-то Зевс подарил богу солнца, теплоход опоздал, выехали на автобусе поздно, скоро начало темнеть.
            Успели прогуляться по древнему стадиону, где когда-то  воины  соревновались и боролись между собой, а женщин туда не допускали, так как мужчины сражались голыми. Сейчас бы пустили, подумаешь, обнаженных мужчин можно увидеть в кино, на сцене и еще где-нибудь… имею ввиду публичные места.      
             
            Сосны, звенящий от тишины воздух, дорожки, усыпанные мелкими камешками и обломками древних амфор… «Ничего не поднимать! - громко объявила гид Лиза. - Оштрафуют!» Ну да, не поднимать. Я в Вероне подняла камешек и написала на нем «Верона», там можно, а почему здесь нельзя… Я подняла небольшой продолговатый камешек и позже написала на нем «Родос».
            Осмотрели Родосскую крепость госпитальеров, снаружи и внутри. Крепость построена в  XIV веке и была последним прибежищем жителей в момент опасности. В душном, с высокой влажностью, каменном музее фотографировали изумительной красоты платья для Марии Калласс – для ее ролей в опере. Рассматривали на полу мозаики с острова Кос, сюжеты которых дали названия залам.
          Вышли из музея, можно сказать, сильно взмокшие, на свежий воздух и прошлись  по улочкам Старого города с сувенирными лавками, и через крепостные ворота пришли в  Еврейский квартал. Постояли у мемориала погибшим евреям в годы Второй мировой. В 1944 году нацисты уничтожили еврейскую общину города, и на самом деле Еврейского квартала больше не существует, осталось одно название. Последняя оставшаяся в живых Стелла Леви (умерла несколько лет назад) организовала на острове Еврейский музей.  Небольшая экспозиция в музее на тему Катастрофы сефардских евреев  существует только в Греции. Сейчас прямо напротив мемориала погибшим евреям сияет огнями ресторан, в котором отдыхают местные греки и заходят туристы отведать греческих блюд.  А когда-то, в  XVI  веке  Родос был одним из центров еврейской учености, численность общины составляла большинство населения острова, в еврейском квартале действовали 6 синагог, и именно в это время Родос стали называть Островом Иерусалим. И об этом теперь мало кому известно.
             Возвращаемся уже затемно в порт Мандраки,   вход в который обрамляют две колонны, на которых красуются бронзовые статуи оленя и оленихи. По одной из версий именно здесь была установлена статуя Колосса Родосского, одного из семи чудес Древнего мира.  По источникам, Колосс был высотой около 40 м, и его палец мог обхватить не всякий человек. И вот там, где стояли его ноги при входе кораблей в гавань, сейчас и стоят два оленя –  символ Родоса.

            Остров Санторини – это бело-голубая сказка! Его называют рай на земле. Он словно сошел с сувенирной открытки: белые домики с окнами в голубых рамочках, голубые купола церквей, чистейшее прозрачное голубое море с белыми корабликами. В столице острова Фиру  мы посетили винодельню и с большим удовольствием пробыли на большой площадке над морем около часа. Можно дегустировать вина, сколько   захочется (сколько выдержишь), и закусывать вкуснейшими помидорами и прекрасным сыром фета, всё это разложено на столах на больших блюдах и постоянно обновляется.  Ходишь с бокалом в руке, любуешься прекрасным видом, закусываешь сыром на палочке и… как бы пребываешь в другом мире,  в раю, прекрасном, да еще и вкусном, но… пора идти к нашему автобусу и приходится покидать рай.
            Любопытный нюанс. Крыши на греческих домах имеют полусферическую форму. Это не только необычно и красиво, но имеет вполне практическую пользу. Когда идет дождь, вода с крыш стекает по желобам и сохраняется в специальных резервуарах. С водой на Санторини напряженка (как и в Израиле), всё длинное лето ни одного дождя (точно, как у нас), и сберегают каждую каплю. А мы нет, не сберегаем. Крыши у нас большей частью плоские, вода стекает куда хочет, может и через потолок протечь и размочить штукатурку (пусть кусок не упадет вам на макушку!). Так что есть у Греции чему поучиться. Но чтобы поучились израильтяне, это вряд ли. Сами знаете, у нас итак всё самое замечательное! А греки – они сами по себе, и мы так же. И сами по себе греки сидят в кафешках, неспешно пьют вино, что-то обсуждают, может быть, грядущий дефолт – спасет от него Евросоюз или не спасет, но спросить про тему их разговоров никак, греческий не учили.
           На остров нас везли на катере, а обратно, почти к самому порту, мы спустились на фуникулере, вид сверху был сказочный, жаль, что трамвайчики спускались слишком быстро. Опять поездка на катере, трап  белого теплохода, и сказка под названием Санторини закончилась.
           Ночь. Вернее, поздний вечер. Вокруг корабля ни зги, бархатная чернота.  Только виден внизу, за кормой, уходящий с мерным шумом и исчезающий во тьме пенистый след…  Вверху, на черном бархате звезды, много звезд… Спокойствие, позабытое ощущение безмятежности, отдаления от суетного мира. Корабль мчится  в тишине и темноте… 
            
           На следующее утро мы приплыли к острову Крит. Проехали на автобусе в  городок Агиос Николаос, и оттуда на маленьком теплоходике нас повезли на небольшой остров-скалу Спиналонга (Spinalonga).  Размером в 200x400м. С острова, с его верхней части, где находятся развалины Венецианской Крепости XVI века, открывается красивейший вид на залив Мирабелло с курортным городком Элунда на противоположном берегу.
     Остров-скала     Спиналонга  имеет древнюю историю, большая крепость на самом верху острова была построена венецианцами для защиты от врагов, и во время венецианско-турецкой войны оказалась неприступной. На острове сохранились венецианские и турецкие постройки, и маленькая церковь Святого Пантелеймона. Раскопки всё продолжаются – я видела археологов, достающих что-то из раскопанной земли и бережно очищающих кисточкой найденные черепки.
          В 1903 г. на острове   была построена больница для прокаженных. Больные ужасной и практически неизлечимой лепрой, со всего Крита доставлялись сюда доживать свой недлинный век. Отрезанные от остального мира,  они могли постоянно любоваться красотой открывающегося с острова вида… У берега прозрачнейшая вода, виден каждый камешек.
         И здесь разыгрывались свои драмы и  любовные истории, все с несчастливым концом.   Одна девушка была вынуждена расстаться с любимым, так как он заболел проказой, и его увезли на остров. Не в силах пережить разлуку, она на лодке переплыла залив и осталась жить с ним. Девушка заразилась, и через некоторое время умерла. А молодой человек выздоровел (бывали такие случаи) и уехал с острова в большой мир.   
        Крит – это самый большой остров Греции, с богатой историей, и самый крупный из греческих островов. По земле острова Крит  прошли турки, арабы, венецианцы и оставили на Крите памятники разных эпох. Турецкие мечети, византийские монастыри и венецианские крепости придают особый колорит критскому пейзажу с его потрясающим сине-зеленым морем, золотистыми пляжами, тропическими пальмами, величественными горами, глубокими ущельями, и прозрачнейшей морской водой. Легенды и реальность, история и современность тесно переплелись в жизни сегодняшнего Крита. До сих пор развалины Кносского лабиринта, в котором жил чудовищный Минотавр, напоминают о великой державе критского царя Миноса и о времени расцвета минойской культуры.   Ну и конечно, как почти во всех мифах древней Греции, здесь имеется своя любовная история. Найденные при раскопках находки подтвердили предположение, что здесь был построен храм в честь бессмертных влюбленных Афродиты – богини любви и красоты, и Ареса – беспечного и неугомонного бога войны. У Афродиты была пропасть любовных историй, например, Адонис – юный бог весны, или роман с Гермесом – покровителем путников, воров и торговцев. И это при законном муже Гефесте, хромом и ревнивом боге огня. А уж любовь с Аресом явно к добру не привела, когда рассерженный изменой супруги Гефест оплел их обоих в любовный момент сетью, и все боги это видели и смеялись. После чего любовники расстались. Арес отправился, как обычно, воевать, а Афродита сбежала на Крит, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты – богини спокойствия.  На Крите в честь влюбленных и построили храм. Хотя, учитывая любвеобильность Афродиты, ей и ее возлюбленным храмы следовало ставить во многих местах.
        На Крите античные мифы переплетаются с реальностью.  340 дней в году здесь светит солнце, и с апреля по октябрь валят сюда туристы.
        Говорят, критчане известны своим гостеприимством. Но мы не испытали его на себе, поскольку проезжали на автобусе всё время мимо красивых домиков и уютных зеленых двориков. Мы не посетили развалины дворца Кносса, с его лабиринтом, в котором пребывал Минотавр, не видели пещеру, где родился Зевс, и где его вскормила своим молоком коза Амалфия. И много чего не видели, не успели. Так что… надо поплыть в те чудные края еще разок. И еще разок спуститься  на трамвайчике в Санторини,  и обязательно походить по развалинам в Кноссе, где был лабиринт… а теперь от него остался только миф. Вся Греция – сплошной миф. Когда-то мы в школе читали «Мифы Древней Греции», но и подумать было невозможно и совершенно непредставимо, что пройдешь, можно сказать, по этим мифам… пройдешь и захочешь вернуться.

AVTIO !  - До встречи!

Сентябрь, 2011г.