Клинская Русь. Писательница из Селенского

Валентин Стариков
КЛИНСКАЯ РУСЬ. ПИСАТЕЛЬНИЦА ИЗ СЕЛЕНСКОГО.
(Глава из книги)
      Елизавета Дмитриевна Безобразова…
      Образованнейшая женщина России, достойно пронесшая  по своей жизни призвание писательницы, журналиста и вообще энциклопедически развитого человека.
      А истоки  её жизни и творчества – в Клинском крае.
      Это – землячка, именем которой мы можем гордиться…
      Родилась она,  по всей очевидности,  в Санкт-Петербурге, где проживал её отец, дворянин и чиновник, директор департамента неокладных сборов Дмитрий Николаевич Маслов.   
     Однако в тех немногих биографических сведениях, которые приходится собирать по крупицам, место её рождения не названо.
      Зато мы точно можем сказать, что и младенчество, и раннее детство, и многие месяцы юности и сознательной жизни Лизы Масловой прошли в селе Селенское, что под Клином.
      Здесь, среди лугов и полей, она получила первые впечатления о своей Родине. – России.
      Говорим об этом не случайно: сложилось так, что большую часть детства она провела во Франции.
      Образование получила домашнее, как и все благородные девицы того времени.
      Но это домашнее образование можно представить, если сказать, что её отец был воспитанником Царскосельского лицея. Мы его хорошо знаем как однокурсника А.С.Пушкина по Царскосельскому лицею – лицеиста №18, по лицейскому счёту занимаемых комнат-келий.
      А мать  - дочерью сенатора Дмитрия Борисовича Мертваго.
     И отец, и мать были нашими земляками. Высокообразованные люди, они накрепко, каждый в своё время,  привязались к Клинскому краю и  полюбили нашу местность, передав эту любовь и своим талантливым детям.
      Немудрено, что и Лиза  Маслова вырастала одарённой, способной девочкой, тонко чувствовавшей природу, ставшей впоследствии не только известной писательницей, но и заботливой хозяйкой дома и матерью.
      Родилась она, как сообщают многие источники,  3(по новому летоисчислению 15) марта 1834 года. Порой упоминается  как дата рождения 1836 год, но первая дата точнее.
      Вся её творческая жизнь основывалась на самообразовании. 
      Особенно плодотворно она стала работать над своим развитием с 1852 года, когда восемнадцатилетней девушкой  вышла замуж за будущего академика-экономиста Владимира Павловича Безобразова, в то время ещё простого чиновника, служившего в помощниках у его отца по экономической части.
      Она усердно  занялась заполнением пробелов своего образования. Главным образом её интересовала  политическая экономия, которую она изучила основательно, а также много  читала в философии, истории, литературе.
       Общая культура воспитания и настойчивый труд сделала  её квалифицированным специалистом во многих областях знаний.
      Даровитая женщина знала сразу несколько иностранных языков и писала на этих языках литературоведческие и специальные публицистические статьи. Поэтому ей  не доставляло большого труда следить за иностранной художественной литературой и самой сотрудничать в иностранных газетах и журналах.
     Она перевела на французский язык некоторые труды своего мужа.
     При  большом образовании, недюжинном уме и таланте, она отличалась необыкновенной скромностью  и даже от мужа и всей семьи скрывала  свои литературные занятия.
      Под псевдонимом Tatianе Svetov и инициалами T.S. она писала по вопросам  литературным, политическим и  экономическим   в  «Journal des Debats», «La Nouvelle  Revue», «Revue Suisse», «Journal des Economistes», в английской «Contenporary Review», в  итальянской «Rivista Europea», издававшейся родственником  её мужа  Анжело де Губернатисом.
      Первая статья, на итальянском, была посвящена И.С. Тургеневу, писателю, романы  которого она очень любила и с которым была лично знакома.
      Большое внимание читателей привлекли её статьи, написанные на разных языках и помещённые в иностранных журналах, но посвящённые России.
      Большая часть её работ публиковалась на французском языке, но писала она также на немецком и английском. Выходили статьи в журналах и газетах Парижа, Берлина, Лондона, Петербурга.
      В её творческом кругозоре находились экономические теории, юриспруденция, социальные вопросы, текущая политика. Много и охотно  Елизавета Дмитриевна  писала о литературных новостях и новинках, по общественным проблемам.
     С 1876 года читатель привык видеть её двухнедельные обозрения в отделе хроники «Петербургского журнала», выходившего  на французском языке. о новых книгах, как художественных, так и учёного содержания. Фельетоны её обращали на себя внимание разнообразием тем и серьёзным, не дилетантским  отношением ко всем явлениям  литературы и общественной жизни.
      В течение десяти лет, до самой смерти,  Елизавета Дмитриевна поставляла во французскую печать известия о всех делах, происходивших в России,  благодаря чему её имя публициста (а, скорее всего, псевдоним!) стало популярно как в Париже, так и в Петербурге.
      Корреспонденции, подписанные инициалами  TS (Tatiana Svetov), а на русском – Е.Васильевская, всегда ожидались и вызывали много толков. Гадали, кто скрывается под французским псевдонимом, и когда он раскрылся, автору пришлось пережить неприятности.
      Эти корреспонденции - фельетоны на темы политических событий и новости жизни Москвы  и Петербурга, понятно, были всегда злободневны и затрагивали интересы лиц разных слоёв общества, часто вызывая серьёзную ответную реакцию…
      По направлению мысли Елизавета Дмитриевна принадлежала  к партии умеренного прогресса.
       Одна из самых интересных её статей была посвящена  эмансипации женщин, где высказано много  новых, совершенно оригинальных мыслей и взглядов.
      Последняя статья появилась после смерти автора в 1881 году – «О женских типах в русской литературе».
      На русском языке Елизавета Дмитриевна писала мало. Она опубликовала  книгу для детей под названием «Отдых. Два рассказа», изданную в типографии своего мужа и компании в Петербурге в 1874 году. Причём и тут она не обошлась без псевдонима: Е.Васильевская.    
       Второе издание книги последовало в Петербурге в типографии П.В.Смирнова в 1884, а затем третье – в 1895 годах.
      Скромное название книги не совсем отвечало содержанию, потому что это была толстая книга для детей, представляющая по существу две интересные и поучительные повести для детей. Так что книга   раскупалась довольно скоро.
      Повести «Странная судьба» и «Крофтонская школа» были хорошо приняты литературной критикой.
      «Журнал Министерства народного просвещения» назвал книгу «образчиком для детского чтения».
      Журнал «Детский сад» (писатели В.М.Гаршин и А.Я.Герд) писали, что в книге всё «чрезвычайно просто и реально»,
 что в повести «Странная судьба»… много действия, характеры очерчены очень живо».
      Кроме всего, Безобразова вместе с сотрудницами Софьей Александровной Никитенко(1840 - 1901) и Екатериной Алексеевной Богушевич (1840 - 1878) в 1870-х годах издавала серию переводных английских и французских романов под общим названием «Для лёгкого чтения».
      О Елизавете Дмитриевне с большим уважением писал журналист и критик  Н.Д.Ахшарумов:  «… что поражает нас прежде  всего  в этих свободных  от всякой самолюбивой претензии  очерках и этюдах – это неподражаемая  способность автора  сосредоточить  в немногих столбцах фельетона, как в спектре  могущественного оптического стекла,  рассеянные на сотнях страниц черты  изучаемого предмета, - способность, ещё удвоенная  поразительною верностью и отчётливостью изображения. А, между тем,  с начала и до конца беседы вы чувствуете, что, не взирая на сжатый объём, это отнюдь не сухой библиографический отчёт и не летучий очерк фельетониста, а критика в самом серьёзном значении. Верные сведения, трезвый взгляд, правдивые объяснения фактов и при горячем патриотизме – великодушные примирительные стремления внушали даже отъявленным нашим  врагам заграницею невольное уважение. Великою ошибкою в жизни Безобразовой было, что она устрашилась известности. Чувство это, хотя само по себе и почтенное, заставило её скрыть своё дарование, выбрав для главной деятельности своей чужой язык и нерусскую мало читаемую газету. Последствием было то, что  наша и так небогатая критика потеряла ещё одно крупное  дарование («Исторический Вестник,1881,№12).
      Елизавета Дмитриевна Безобразова (Маслова) скончалась в Царском Селе 6 (по новому календарю 18) сентября 1881 года. Она была похоронена на кладбище села Большое Кузьмино, близ Царского Села под Петербургом.
      Мы, её земляки, вправе поклониться её имени, прошедшему через село Селенское и Демьяново и уездный город Клин.