Мы не рабы? Рабы не мы?

Ирина Кузина-Анащенкова
Много лет тому назад, читая роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», я  - советская школьница, представить себе не могла, что пройдёт время, и все мы окажемся «под колпаком брата Большого»...
Завязка этой истории была более чем прозаичной. Всё началось с  того, что отправившись в магазин за покупками, я умудрилась оставить дома бумажник. Обнаружился этот факт в тот момент, когда я, стоя уже у кассы, должна была расплачиваться, но сделать это не смогла, по причине отсутствия денег, карт дебетовых или кредитных.
Вроде бы ничего страшного и не произошло. Забыла кошелёк. Бывает... В конце концов, не о съеденном в ресторане обеде речь шла. Не о номере гостиничном, в котором неделю прожила, а рассчитаться не можешь. Дел то – извиниться, да домой поехать. Но не тут было.
Проблема заключалась в том, что свой автомобильчик я оставила на парковке магазина, и для того, чтобы вызволить его оттуда, мне нужно было либо внести соответствующую плату, либо, как я и планировала, предъявить карточку клиента «Stockmann», дающую право оставлять машину в течение двух часов на парковке бесплатно.
Добраться же до дома транспортом общественным, я не могла, по причине отсутствия денег в кармане, равно, как и наличия массы контролёров в транспорте общественном, вовсе не склонных вникать в  перипетии трогательных историй, подобных моей, но зато очень бодро выписывающих изрядные штрафы.   
Можно было конечно позвонить дочери и попросить её, взяв мой бумажник, приехать в магазин, тем самым выведя меня из положения затруднительного. Но прежде, я решила пойти по пути, как мне казалось, более простому.
Так как в «Stockmann» за продуктами я заезжаю чуть, что не каждый день уже не первый год, и меня там в лицо, и даже по имени знают практически все продавцы, кассиры и охранники, я и подумала, что могу обратиться с просьбой к сотруднику универмага, проверяющему парковочные карточки, с тем, чтобы он помог мне высвободить машинку «из плена».
Казалось бы, проблема решена, да и какая это собственно проблема, случай то пустяковый. Но не тут-то было.
Когда дама - работник магазина, услышала моё предложение, она растерялась, мучительно задумалась, и в конечном итоге была вынуждена мне отказать, ссылаясь на то, что за ней, равно, как и за всеми остальными сотрудниками, постоянно ведётся наблюдение. Причём, не только с помощью камер, развешанных по всему универмагу, но у них ещё, опять же таки, как и везде, принято присматривать друг за другом и доносить начальству о нарушениях, совершённых коллегами. И если тот, кто эту самую слежку осуществляет, увидит, что она разрешила мне покинуть парковку, а я при этом ей не предъявила карточку клиента «Stockmann», в лучшем случае её ждёт крупный денежный штраф, а скорее всего, учитывая сложную ситуацию на рынке труда Эстонии,  увольнение. Бедная женщина, с которой мы не раз вполне мило беседовали  о жизни, смущалась, извиняясь передо мной. Но, к сожалению, помочь мне ничем не могла, страшась возможных последствий.
Слушая, как она заикаясь, пытается объяснить, отчего не в состоянии пособить мне, глядя на её лицо, покрывшееся от волнения и неловкости пятнами, я думала о том, что страх пропитывает нашу жизнь всё больше и больше, не оставляя места ни смыслу здравому, ни взаимовыручке, ни широте душевной. Что наушничество и доносительство становятся нормой жизни, и больше не считаются поступками позорными и недостойными. Что мы перестали быть народом, который «вольно дышит», но превратились в забитых, запуганных, никому не доверяющих, боящихся прогневить хозяина людишек.
Как там было когда-то, на заре власти советской, в букварях да прописях: «Мы не рабы. Рабы не мы». Да... нынче учат читать, писать, жить по-другому...