Эссе

Танюша Ларина
Работаю в соцсфере. Как-то раз устроили нам конкурс на "лучшего по профессии", вот эссе занявшее 1-вое место (моя работа)).



Доброта - золотая цепочка, с помощью которой общество
связывает себя друг с другом.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

         Нет оснований не доверять словам великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гёте, доброта это непосредственно то, единственное, что может связывать между собой самых на первый взгляд разных индивидуумов. Казалось бы, нет ничего проще улыбки, доброго слова, искреннего сочувствия, однако как порой не хватает даже теплого взгляда.  Так может быть доброта – это роскошь, и она не обязательна, возможно, если человек сыт, одет и у него есть крыша над головой, зачем беспокоиться о других? Что делает человека человеком, а не биологической машиной и что мы способны испытывать к людям, и что должны?

 Проработав некоторое время в милиции, я поняла, что человек, наделенный властью, пусть даже самой незначительной, уже не способен адекватно оценивать действительность. Каждый день, сталкиваясь с заплаканными лицами приходящих в отделение людей, я поражалась, как хладнокровно их встречали на входе в дежурную часть и как неохотно принимались относительно них решения.

«Привыкнешь, каждый день будешь видеть одно и то же, нужно быть выдержанней!» - говорили мне коллеги.  Выдержанней или жестче? Как «выдержанно» отказать? Очевидно, это была не моя стезя. Было обидно за людей, за себя, и за все общество в целом. Не дожидаясь, пока наша правоохранительная система претерпит кардинальные изменения и начнет «лечить», а не «калечить», я ретировалась из органов.

Профессию поменяла поспешно и без сожалений. Скажу откровенно, социальную сферу я выбрала для себя совершенно неосознанно. Не было философских размышлений о необходимости помощи ближнему, каких либо конкретных намерений. Но выбор был сделан, и, можно сказать, что жалеть об этом мне до сих пор не пришлось.

Социальная работа представлялась мне, как и, наверное, многим в формате помощи по хозяйству бабушкам и дедушкам, брошенным детьми и внуками, одиноко доживающими свой век в холодных маленьких квартирках. Картина плачевная, но вполне реалистичная. В глубине души теплилась надежда на благородную и, что немаловажно, полезную деятельность, но собеседование в кабинете директора ЦСА «Люблино» расставило все точки относительно моей будущей специальности.

- «Конечно-конечно! Бабушки и дедушки у нас есть. Но вот беда! У них нет дома, куда надо приносить авоськи. У них вообще ничего нет». «Помогать обездоленным. Что может быть благородней?» - подумала я и согласилась. 

Особенно мне запомнились первые 3 месяца работы. Истории о том, как дедушка принял в свою маленькую комнатку постояльца, как тот стал для него сыном, а спустя год выписал беззащитного старика на улицу. Или как человек, защищавший Родину во время второй мировой войны оказался выброшенным на улицу лишь только потому, что фактически нигде не был постоянно зарегистрирован. Хладнокровие родственников, безответственность государства, законы, никем не исполняемые и не уважаемые, разнящиеся между собой и оттого создающие неразбериху и путаницу. Видя все это, конечно хотелось только одного: помочь, сделать хоть что-то. Могла ли я тогда предполагать, как трудно пробить каменную кладку безразличия и явного нежелания пойти навстречу наделенных властью людей. Сколько отказов было мною получено из самых различных организаций города. Оказалось, практически невозможно убедить чиновников в необходимости оказать помощь бездомному. Грамотно и, на удивление, качественно составленные отписки множились на моем рабочем столе, а люди все приходили и приходили за помощью и смотреть им в глаза было все сложнее и сложнее.
 
После года работы мне открылись глаза на «очевидные истины»: бездомный – не значит малоимущий, избитый, полуслепой и выброшенный на улицу старик - не повод для возбуждения уголовного дела, решение суда – это еще не панацея от всех бед и т.д. О какой доброте и понимании можно говорить? Ведь отказывали такие же люди, как и те, кто приходил ко мне со своими бедами. Люди, или, все же, биологические роботы…

Уже и вспомнить трудно, в какой момент времени во мне произошла перемена. Я поняла, что биться о стену можно разными способами. Что нельзя опускать рук, и, если подключить к борьбе сразу несколько организаций, и написать еще 5-6 заявлений в суды, прокуратуры, отделения внутренних дел - стена даст трещину. Нужно быть тверже, жестче, хитрее. Не бояться, и каждый день настойчиво добиваться своего. Звонить, писать, ездить.

Хочется надеяться, что каждый, кто единожды увидел глаза, полные благодарности и надежды, уже, несомненно, изменится, почувствует, что все, что он делал до этого - пустое и не стоит того, чтобы помнить. Заставить старика улыбнуться и поверить – это ценность. Я поняла, что мне не все равно. Я поняла, что могу, не потому, что должна, а потому, что это правильно. Работник социальной сферы должен иметь душу, быть отзывчивым, а не казаться таковым. В то же время, на мой взгляд, необходимо быть педагогом в общении с нашей категорией граждан. Нельзя расхолаживать людей, необходимо прививать им желание жить, а не существовать, подталкивать к действиям, не позволять отсиживаться, ожидая лучшей участи. На многих еще можно повлиять, я в это верю, потому, что я это вижу. Вижу, как меняются люди, которых общество не желает замечать. В их числе и бывшие заключенные. Многие адаптируются уже на третий месяц пребывания в Центре. Люди, которые, казалось бы, не привыкли работать, находят себя в различных профессиях. Не все, но многие хотят меняться, изменить образ жизни и увидеть мир вокруг себя другим. Наша задача помочь им в этом. Вовремя подтолкнуть вперед и поддержать на первых порах.   

Для меня социальная сфера - это полигон, где не прекращаются боевые действия. Борьба с безразличием, ненавистью, грубостью, леностью. Борьба с бедой, не чужой, как многие привыкли думать, а общей. Борьба с отчаянием в головах наших подопечных. И, если не в моих силах изменить всё, что хотелось бы, то повлиять на жизнь одного конкретного человека, нуждающегося в помощи, мне по силам. Начинать менять мир нужно с себя, с мелочей, с доброй улыбки проходящему мимо.