Божьи люди. Рассказ. 3 часть

Аксинья Строгонова
Когда отец Арсений привел Сашу к нам в квартиру, на малыша было больно смотреть. Закутанный в не по размеру огромное зимнее пальто, он робко выглядывал из-за спины батюшки. Было уже довольно поздно и отец Арсений почти сразу собирался уйти, но я его остановила:

- Батюшка, Саше надо хоть немного к нам привыкнуть. Давайте, посидим, чай попьем.

- А что, можно, - согласился он.

За столом я завела речь о старших детях отца Арсения. Не понаслышке зная, как тяжело собирать детей по утрам в школу, я спросила:

- А как же Феофан с Алексеем, сами в школу собираются? В каком они сейчас классе?

- Да что Вы, Ксения! Это же такая серьезная проблема. В том году Феофан еле второй класс закончил. Там такие страсти у них в школе кипят. Лавра рядом, в классе почти половина детей священства. На каких машинах их в школу привозят! Они Феофана нашего замордовали. А сколько денег надо в школу относить!

- Школа платная?

- Да нет, какая она платная! Но деньги с родителей собирают. А спрашиваю, откуда у простого иерея такие доходы? Учительница отвечает: Вы же в Москве работаете, должны зарабатывать. А их же пятеро у меня. Матушка ходила в школу в августе на родительское собрание и опять учительница сказала, чтобы деньги готовили. Зинаида обьяснила, что мы сейчас не можем. Так на нее другие родители накинулись. Не знаю, что они ей наговорили, но теперь она наотрез отказалась в школу ходить. А я работаю не покладая рук, тоже все никак не дойду.

- А директору если пожаловаться? - робко предложила я.

- Так директор с этих денег и живет. Вообщем, не пошел Феофан с этом году в школу. И Алексея тоже решили не вести в этом году в первый класс. У них там еще больше поборы.

- Так ноябрь уже. Что же Феофан год пропустит? Уроки они дома хотя бы делают?

- Дал я им такое послушание. Но я матушку они совсем не слушают, - с грустью сказал отец Арсений.

Я была в легком шоке от рассказа батюшки. Приходилось, конечно, слышать о подобном беспределе в провинциальных школах. Но то, что у них большинство детей были из семей священнослужителей, казалось мне непостижимым.

- Батюшка, сколько денег они требуют? Может, мы поможем? Детям же надо учиться.

- Но этот год мы все равно уже пропустили. Нам сейчас ремонт в доме надо срочно доделывать. Зима почти на дворе, кухня вся в щелях. Чуть теплее, чем на улице.

Да, это было для меня не новостью. Кухня, пристроенная к единственной комнате, была действительно в плачевном состоянии.

- Сколько же сейчас времени? - спохватился батюшка. - Пол двенадцатого уже. Ну, все, я, наверное, пойду. Мне еще Псалтырь надо почитать и к проповеди завтрашней подготовиться. Я же завтра раннюю служу. Не позднее пяти надо встать, чтобы все молитвы прочесть.

Я проводила до дверей отца Арсения, и принялась стелить постель для Саши. Малыш стоял посреди комнаты такой худенький и несчастный. Сняв с него всю одежду, я чуть не прослезилась. Никогда раньше мне не приходилось видеть такой слой грязи на ребенке.