О родословной

Вадим Прохоркин
Размышления о беспамятстве и корнемании

Все прошлое удаляется от нас и
будто никнет в тумане.
                Владимир Даль.


Когда у меня родились внуки, я решил написать для них свою родословную. Для начала стал опрашивать своих близких и делать черновые записи. Но потом меня отвлекли  более срочные дела, и работа над родословной  была надолго отложена. Толчком для её продолжения послужила статья Алексея Савина в газете «Известия» от 11 июня 2002 года. Статья  называлась «Герб на дверцах «Мерседеса». В ней речь шла о том, что миллионы русских семей поразило беспамятство, когда дети ничего не знают не только о своих далеких предках, но и об отцах. Статья заставила меня задуматься и поразмышлять.

Автор статьи не раскрывал причину беспамятства, я же, как мне кажется, её знал. По моему убеждению,  эта болезнь возникла в годы репрессий 30-х годов, а возможно еще раньше, и изначальной её причиной являлся страх: страх за себя и своих близких, страх за своих детей. Известно, что после революции бывшие дворяне, люди духовного звания очутились под подозрением, а часть крестьян ходила с клеймом кулаков или кулацких сынков. Из этого следовал вывод, что высшим благом стало рабоче-крестьянское происхождение. То есть, если социальное происхождение укладывалось в пространство между серпом и молотом. Об этом   пишет и депутат Государственной Думы РФ Владимир Мединский в серии своих книг «Мифы о России». Он утверждает, что причиной беспамятства явилась идеологическая ошибка большевиков:  желая «до основания всё разрушить» и на пустом месте «новый мир построить», революционеры-романтики искренне насмехались над уходящими в века семейными традициями, старорусской традицией памяти и почитания фамильных предков. Более того, наличие в роду кого-либо не из «крестьян-пролетариев» ставилось в вину гражданину «нового мира», как минимум губило карьеру, а в «суровые» годы могло стать и поводом для репрессий. А это вело к тому, что уничтожались или прятались от чужих глаз старые фамильные фото, на которых, не дай бог, ваш отец-офицер запечатлен с эполетами императорской гвардии или дед снят в мундире царского сановника. Детям об истории семьи перестали рассказывать.

 Страх обнаружить в семейной истории следы «позорного» прошлого, кулачества или дворянства был обоснованным. О том жестоком и смутном времени журналист Юрий Богомолов писал: «На дворе с каждым днем всё сильнее обострялась классовая борьба, везде зрели заговоры, кулаков приходилось раскулачивать, бедняков коллективизировать, пролетариев воспитывать, интеллигенцию перевоспитывать, а врагов народа – убивать. И друзей – тоже» («Валтасар смотрит кино». «Известия» от 25. 09. 2003). Так что несколько советских поколений провели жизнь под досмотром, беспамятство было условием выживания.

Мое поколение помнит, что куда бы ты ни поступал:  на работу или на учебу,  везде требовалось заполнить анкету – опросный лист с дотошными, во всё вникающими вопросами. Анкета была неотъемлемым атрибутом советской действительности. «От анкет у нас  в кляксах пальцы…», - пел находившийся не в ладах с Советской властью бард и диссидент Александр Галич. Всё видящая анкета допрашивала: а кем до 1917 года были твои  родители, твои братья и сестры, интересовалась  не только социальным происхождением, но и наличием связей за границей, пребыванием в плену или на оккупированной врагом территории, членством в других – не в ВКП (б) – партиях, судимостью и т.д. и т.п.
«Чистая» анкета была важнее деловых качеств, с «чистой» анкетой делали карьеру.

Непролетарское происхождение, наличие родственников за границей или из числа так называемых социально-опасных элементов (дворян, кулаков, меньшевиков и эсеров, судимых и т.д.) считалось компроматом, и было чревато, по меньшей мере, несостоявшейся карьерой. Так было до самой смерти Сталина.

А страх обнаружить в своих корнях что-то такое, что «испортит» анкету, стало причиной того, что поколение, вступившее в жизнь после революции, перестало интересоваться своими корнями. Вот и наступило то пресловутое беспамятство, о котором Алексей Савин написал в своей статье, а Владимир Мединский – в своей книге. Появилось поколение, не помнящее родства (я бы сказал – не знавшее и не желавшее его знать). Это поколение родило такое же, как оно, поколение беспамятных. Так и выросло несколько поколений Иванов, ничего не знающих ни о своих отцах, ни о своих дедах. И в том была наша беда.

В 90-х годах, после развала СССР, ситуация изменилась. Анкеты (там, где их еще требовали) скукожились, освободившись от ставших теперь неактуальными вопросов. Маятник качнулся в другую сторону. В республиках бывшего СССР стали строить капитализм и пролетарским происхождением перестали гордиться – престижным стало благородное происхождение. Миром овладело новое увлечение – корнемания, поиск корней забытых предков, восстановление своей родословной. Спрос породил предложение, о чём тоже идет речь в статье Алексея  Савина. Появились фирмы, оказывающие платные услуги в строительстве генеалогических древ. Но, увы, не все в своих корнях могут найти хотя бы «их благородие», не говоря уж об «их сиятельстве». Да и стоит ли их искать! Прав автор статьи, отмечая, что история крестьянского или мещанского рода может быть не менее интересной, чем родословная князей.

Я твердо убеждён, что свою родословную надо знать. Что касается корнемании, то не следует бросаться в крайности, превращая интерес к истории своего рода в болезненное влечение (в манию) и в поиск несуществующих   «их сиятельств»; дай бог найти в своих корнях хотя бы «их благородие», да и стоит ли их искать.

При работе над поиском своих корней следует учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, надо помнить, что чем дальше удаляется то время, в котором жили наши предки, тем труднее будет докопаться до правды. Поэтому спешите опросить хранителей семейных тайн и преданий, к числу которых,  в первую очередь,  можно отнести  бабушек и дедушек, памятуя, что уходя из жизни, они унесут с собой эти тайны и предания. Второй источник семейных историй – архивы, там тоже надо  поработать, они теперь стали доступны. Привлеките к этой работе своих детей, других родственников. Пробудите у них интерес к своей родословной, верните их из беспамятства.

Надо учитывать и то обстоятельство, что чем больше вы будете  узнавать о своих корнях, тем больше будет возникать вопросов.
Известно утверждение, что чем больше мы узнаём, тем меньше знаем. По мысли одного умного человека, это происходит вследствие того, что, расширяясь, наши знания как бы увеличивают границу с огромным миром непознанного. И это истинно так.

Наконец, надо помнить и о том, что, пытаясь заглянуть в прошлое, в те времена, в которых жили наши предки, мы в своем воображении рисуем зачастую очень далекие от реальности картины. Казалось бы, и слова известные, и понятия, которые за ними стоят, но … разный опыт. И не только это. Хотя мы и говорим на том же языке, на котором говорили наши предки, но лексикон претерпел значительные изменения: появилась масса новых слов и, вместе с тем, с исчезновением из нашей жизни многих предметов и понятий, исчезли и слова их обозначавшие, изменилось и значение многих слов. Не все теперь знают, что  обозначают,  к примеру, слова шесток, загнеток, чапельник, онучи, армяк, алтын, рака, рогожа и др. 

Надо учитывать и то, что всё прочитанное или услышанное о жизни наших предков ложится на то, что нам хорошо знакомо с детства, хотя наша обыденная теперешняя жизнь, и это надо помнить, имеет сотни отличий от жизни в прошедших веках. Не надо забывать, что тогда жили без водопровода и электричества, без телефона,  телевидения и интернета, и вообще без многих благ, которые нам дала цивилизация, и которые стали нам так привычны, что мы перестали их замечать.

Вот такие мои советы тем, кто, отложив все другие дела, решил заняться поиском своих корней  и начал строить свое генеалогическое дерево.

Что касается меня, то  свою родословную я, конечно, написал, к чему призываю и всех своих читателей, если таковые объявятся. Если вы это сделаете, ваши потомки будут вам очень благодарны.

См.также "Как составить свою родословную" - http://www.proza.ru/2012/08/01/861