О восприятии Холокоста и других преследований

Кац-Петров
О восприятии Холокоста и других преследований

Жители Израиля, особенно те, которые в Израиле родились и выросли, очень часто говорят о Холокосте, и вообще о преследованиях разных этнических групп евреев (см. главу "Кто такие евреи") в разных странах в разные периоды истории. (В дальнейшем, эту тему я упоминаю как "Тема Преследований").
Иногда, мне приходится удивляться, насколько неожиданно разговор может перейти с темы самой нейтральной и безобидной на Тему Преследований.
Приведу несколько примеров.

Однажды, я показал коллеге-программисту, вместе с которым я работал, видеозапись костюмированного шоу, которую я сделал в Запорожской Сечи.
До этого эпизода, я считал его умным парнем и очень уважал как профессионала.
Коллега-программист, увидев на экране чубастых хлопцев в шароварах, спросил:
"Кто эти люди?"
Я ответил:
"Казаки".

Последовала пауза, после чего он изрек фразу, которую я запомнил на всю жизнь:
";;;;; ;;;;; ;;;;;; ;; ;; ;;; ;;;;; ;;;;."
("Казак, на еврейском сленге, - это тот, кто приходит тебя убивать").

Отмечу, что коллега был выходцем из Ирака. С русскими казаками его предки сталкиваться не могли, и, скорей всего, даже не слышали о них до приезда в Израиль. Однако израильская система образования постаралась, чтобы слово "казак" вызывало у него единственную ассоциацию, упомянутую выше.

Приведу другой пример.
Как-то раз, я рассказывал одной своей знакомой, о своей туристической поездке по Золотому Кольцу России. На каком-то этапе, она сказала фразу, которая меня поразила:
"А что ты вообще делал в гойских церквях?"

Я программист с математическим-программистским образованием.
Казалось бы, моя профессиональная деятельность никак не связана с политикой.
Увы, где угодно, но только не в Израиле.
Расскажу об эпизоде, когда меня обвинили в нацизме прямо посреди лекции по одному из видов компьютерных алгоритмов. Казалось бы, причем тут нацизм?
А дело было так.
В университете Бен-Гуриона я брал курс, который назывался что-то вроде "Advanced Seminar" номер такой-то. В рамках семинара, каждый студент в определенный день должен был прочитать лекцию остальным участникам семинара по определенной теме. Мне досталась тема использования "Генетических алгоритмов" (Genetic Algorithms) для решения какого-то вида задач (сейчас уже не помню какого). Другому студенту тоже досталась тема использования "Генетических алгоритмов", но в каких-то других целях (опять же не помню каких). Вообще, если б не эпизод, о котором речь пойдет ниже, я бы, скорей всего, вообще забыл бы что такое "Genetic Algorithms", ибо после университета ни разу этого не использовал.
Как я, так и второй студент, в начале наших лекций давали введение в "Genetic Algorithms", так как большинство участников не знали, что это такое.
Первым из нас двоих читал лекцию я. Я сказал про некий "set of solutions", про то, что качество каждого "solution" оценивается согласно некой "fitness function", и что "solutions" с наиболее низкой оценкой уничтожаются. На каком-то этапе, я, имея в виду уничтожение "solutions" с наиболее низкой оценкой, сказал фразу:
";;;;; ;;;;"
(Плохие погибают).

На одной из следующих встреч, читал свою лекцию второй студент. Он тоже дал введение в "Genetic Algorithms". Когда он подходил к тому, чтобы сказать, что "solutions" с наиболее низкой оценкой, согласно "fitness function", уничтожаются, он сказал следующее:
";;;; ;;; ;;; ';;;;; ;;;;'. ;;; ;; ;;;; ;; ;;;;;; ;;;, ;; ;;; ;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;".
"Кое-кто здесь сказал: 'плохие погибают'. Я не люблю это выражение, поскольку это ошибка, которую допускали нацисты".

Я был настолько шокирован, что даже не нашелся, как отреагировать.
Отмечу, что говоривший был выходцем из Североафриканско-Ближневосточного региона и о немецких нацистах он узнал отнюдь не от предков, а на уроках в израильской школе.

Сам я учился в израильской школе один год и сдавал на "теудат багрут" (аттестат зрелости).
Было это в первой половине 90-х.
Меня не учили писать знак "+" "по-особому". Но учителя рассказывали нам, что несколько лет назад детей в израильской школе учили писать знак "+" так, чтобы не было нижней половины вертикальной палочки.
Во всяком случае, у меня дома до сих пор хранится брошюра, по дифференциальному и интегральному исчислению, по которой я учился в университете Бен-Гуриона. Брошюра составлена профессором Кравицким. Представляет она собой написанные от руки тексты, отксеренные и переплетенные. Так вот в ней знак "плюс" написан "по-особому", без нижней части вертикальной палочки.
Для чего важно писать знак "плюс" особым образом?
Ну как же, для того, чтобы он не был похож на христианский символ распятия.
Почему так важно дистанцироваться от христианства?
Ну как же, ведь христианство - это же религия, которая поощряет "евангелическую юдофобию".
Что такое "евангелическая юдофобия"?
Здесь, прежде всего, имеются в виду следующие строки из Нового Завета, (Евангелие от Матфея, книга 27, строки 22-26):
"      22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому
Христом? Говорят ему все: да будет распят.
      23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее
кричали: да будет распят.
      24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение
увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал:
невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
      25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях
наших.
      26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на
распятие."

Да, конечно, упомянутые выше Преследования – это часть Мировой Истории. И образованный человек должен об этом знать. Однако у образованного человека вышеупомянутые сведения должны органично вписываться в общую картину Мировой Истории. Как с этим обстоят дела у уроженцев Израиля?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведу несколько эпизодов, свидетелем которых я был.

В январе 2010 года в Израиле отмечали 65 лет освобождения концлагеря Освенцим. В день годовщины, газета "Йедиот Ахаронот" вышла с огромным заголовком на главной странице:
"65 ;;; ;;;;;; ;;;;;;".
"65 лет освобождения Освенцима".
Я в тот день, ради интереса, спрашивал газетчиков, продающих эти газеты, знают ли они, армия какого государства освободила Освенцим.
Ни один из них не знал.

В израильской системе образования уделяют огромное внимание теме Холокоста. Подавляющее большинство уроженцев Израиля знают, например, что в местечке Бабий Яр под Киевом было убито несколько десятков тысяч восточноевропейских евреев. Но ни один из тех, с кем я общался, не может толком объяснить, как вообще так получилось, что Вермахт оказался под Киевом, который находится сотни километров в глубине советской территории. Никто из них не знает, что в сражении за тот же Киев, только пленными, Вермахт взял более 650-ти тысяч (!!!) советских солдат.
Более того, большинство из них вообще не поняло бы формулировку вышеупомянутых вопросов, ибо слово "Вермахт" им неизвестно. Всех, имеющих отношение к системе власти Нацистской Германии, будь то СС, Вермахт, или, скажем, Министерство Авиации, - всех без разбору они называют словом "нацим" (;;;;;). Если уроженец Израиля говорит о ВОЕННЫХ аспектах Второй Мировой войны, что случается очень редко, его речь пестрит выражениями: "нацисты пришли", "нацисты захватили", "нацисты отступили", "нацисты воевали", "нацисты победили", "нацисты проиграли" … Тот факт, что большинство воевавших на фронте не были членами НСДАП и не разделяли нацистской идеологии, совершенно игнорируется. Игнорируется и то, что значительная часть сторонников Гитлера поддерживали его по причинам совершенно не связанным с "еврейским вопросом".
В районе 2009-го года в израильских кинотеатрах шел фильм «Операция „Валькирия“» (Valkyrie). В основе сюжета – реальные события заговора 20 июля 1944-го года, когда группа офицеров Вермахта совершила покушение на Гитлера и попытку государственного переворота. Массовое уничтожение евреев упоминается за все 2 часа фильма ровно один раз и вскользь, когда перечисляется длинный список причин, по которым главный герой встает на путь борьбы.
Однако, когда я читал на форумах отзывы на этот фильм, я был удивлен тем, что многие упоминают этот фильм как "фильм о Холокосте" (;;; ;; ;;;;).
Казалось бы, причем тут Холокост?
А вот причем: Дело в том, что период с 1939-го по 1945-й год, который во всем мире упоминается как "период Второй Мировой войны", в Израиле упоминается как "период Холокоста" (;;;;; ;;;;). Ну а если действие фильма приходится как раз на эти годы и если за 2 часа один раз упоминается массовое уничтожение евреев, то о чем этот фильм? Вы поняли правильно.

О чем говорит то, что уроженцы Израиля чуть ли не ежеминутно упоминают Холокост? Говорит ли это о том, что они глубоко переживают трагедию Холокоста и уважительно относятся к памяти его жертв?
Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу о нескольких эпизодах, свидетелем которых я был.

В районе 1995-го – 1996-го года я служил на одной из военных баз в Црифине. Служил я в отделении "Химуш". Без всякой связи с дословным переводом, это отделение представляло собой авторемонтную мастерскую, в которой ремонтировались армейские транспортные средства. Я там служил водителем и большую часть времени завозил машины на эстакаду либо отвозил их на стоянку.
В один из дней, начальник отделения, сверхсрочник в звании ранаг (;;'';), собрал нас и сказал, что в определенный день мы выйдем домой не в 17.30, как обычно, а позже, так как в 19.00 будет церемония памяти жертв Холокоста. Нас было около 15-ти человек. Из них – двое были выходцами из СССР, все остальные – выходцами из Североафриканско-Ближневосточного региона.
Когда мы услышали это сообщение, солдат, выходец из Марокко, по имени Лирон, сказал фразу, которую я очень хорошо запомнил:
";;; ;;; ;;;; ;;;;; ;; ;;;; ;;;;;;;; ;;;;?!"
("Почему я должен там стоять из-за этих ашкеназов?!").

Все, включая меня, потеряли дар речи.

Он продолжил:
";;; ;;, ;;;;;; ;; ;;;; ;;;;;;?!"
(А что, в Марокко евреев не убивали?!)

Ранаг среагировал как-то очень сдержанно, сказав:
";; ;;;"
("Это символ")
Ранаг пояснил, что он имеет в виду, что церемония памяти жертв Холокоста – это символ памяти ВСЕХ евреев, как ашкеназских, так и марокканских.

Последствий в виде дисциплинарного, или какого либо суда не было.

Примерно в то же время, Рав Овадия Йосеф, духовный лидер партии ШАС, состоящей в основном из выходцев из Марокко, отозвался, мягко говоря, неуважительно о жертвах Холокоста. По этому поводу был большой шум в израильской прессе и читатель без труда найдет ссылки. Отмечу лишь, что кроме разговоров, никаких отрицательных последствий (в виде, например, уголовного суда) это для него не имело.

Читатель, возможно, скажет: "Ну, здесь речь идет о выходцах из Марокко. С ними все ясно. Но, может быть, среди образованных ашкеназов по-другому?"

С одним из таких "образованных ашкеназов" я учился в Weizmann Institute of Science. За чашкой чая он рассказал мне и еще одному свежий анекдот:
";;; ;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;?
;; ;; ;; ;; 6000000 ;;;;;; ;;;;;;."
(Почему сборная Израиля победила на соревнованиях в Германии?
Потому, что у нее там шесть миллионов сожженных болельщиков).

Для людей, не владеющих ивритом, поясню, что "сожженных болельщиков" – это неточный перевод. Слово ";;;;;;" можно переводить как "сожженные", а можно как "фанатично преданные".

Расскажу об ещё одном эпизоде.
Когда я учился в университете Бен-Гуриона, я пошел в университетский кинотеатр на фильм "Пианист" (режиссер Роман Поланский). На мой взгляд, фильм замечательный и потрясающий, и я его рекомендую всем, вне зависимости от политических взглядов.
В основе сюжета - реальная биография пианиста, польского еврея, Владислава Шпильмана. Он чудом выжил в Варшаве с 39-го по 44-й год (вплоть до прихода советской армии). Фильм завершается следующим эпизодом.
После войны, пианист Владислав Шпильман дает концерт. Шпильман, который на протяжении большей части фильма предстает зрителю худым, небритым и в лохмотьях, здесь, чисто выбритый и в роскошном костюме выходит на сцену и исполняет музыкальное произведение.
Я, к сожалению, не знаю автора этого произведения и как оно называется, но то, что фильм завершается именно этим произведением, это, на мой взгляд - гениальная режиссерская находка. В этом произведении присутствует всё: и скорбь, и любовь к жизни, и надежда ...
Примерно посредине этого произведения по экрану начинают ползти титры. Это, однако, совершенно не мешает продолжать слушать музыку.
Когда я сидел в кинотеатре, то во время финального концерта я почувствовал, как у меня подкатывают слезы.
По экрану поползли титры. И вот тут, как по команде, большая часть зрителей повскакивала с мест и, шумно переговариваясь о каких-то бытовых вещах, направилась к выходу.
Отмечу, что речь шла об УНИВЕРСИТЕТСКОМ кинотеатре, большая часть зрителей которого относилась отнюдь не к необразованному быдлу.

Для меня совершенно очевидно, что за тем, что уроженцы Израиля так часто говорят на Тему Преследований, стоит, как правило, не то, что они все это переживают как личную трагедию, и не то, что они уважительно относятся к жертвам Преследований. Просто в силу школьного образования и того медийного пространства, в котором они живут, сведения о Преследованиях - это некий каркас, на который нанизываются все остальные представления о мире. В случае, разумеется, если таковые вообще имеются.

В израильской школе очень много преподают о Холокосте. Причем делают это за счет сведений о других, не менее важных, событиях того же периода. Одним из последствий этого является то, что уроженец Израиля совершенно неадекватно оценивает масштабы Холокоста в сравнении с масштабами катастроф, постигших другие народы в тот же период. Прежде всего, речь идет о гражданах СССР.
Оценки потерь СССР в главной части Второй Мировой войны, а именно в Великой Отечественной войне, разнятся. Лично я, больше всего доверяю оценке Григория Кривошеева в 26.6 миллионов, из которых только 11.2 являются военными.
Отмечу, что в 1913 году население Российской Империи составляло 175 миллионов человек. Прогнозировалось, что при существующем, на данный момент, приросте населения, население Российской Империи к 1946-му году перевалит за 400 миллионов!
Тогда, разумеется, никто не знал о грядущих Первой Мировой войне, Гражданской войне, Коллективизации, массовых репрессиях, Второй Мировой войне, и других катастрофах. В результате, в 1946-м году, население СССР составляло всего лишь 170.5 миллионов.
Большинство уроженцев Израиля об этом не знают. Те немногие, которые знают, не придают этому значения, виртуозно находя аргументы в защиту того, что 6 миллионов жизней европейских евреев важнее и дороже, чем гораздо большее количество жизней граждан СССР.
Так или иначе, но типичный уроженец Израиля считает, что память погибших граждан СССР не достойна того почтения, которое ему с детства пытаются привить по отношению к памяти жертв Холокоста.
В данном контексте приведу следующий эпизод.
Иерусалим, площадь Кикар-Цион, 9 мая, 2003-го года. Семь или восемь пенсионеров, выходцев из СССР идут в сторону улицы Яффо. Каждый из них с большим количеством медалей. Для меня было совершенно очевидно, что на каждого ветерана с медалями приходится несколько человек, которые не вернулись с той войны. Выражаясь словами Высоцкого, ситуация была такова, что "если не поймаешь в грудь свинец, медаль на грудь поймаешь за отвагу". С большинством, как известно, происходило первое из двух упомянутых.
На каком-то этапе ветераны прошли мимо двух солдат подразделения "Магав" или "магавников". Оба из них были выходцами из Североафриканско-Ближневосточного региона. Один из "магавников" сказал, а точнее, крикнул развязной и резкой интонацией следующую фразу:
";;; ;;;, ;;;;; ;;;; ;; ;; ;;;;;;; ;;;;?!"
("Пойди-ка сюда, где они надыбали все эти медали?!")

Обращался он, вроде бы, к другому "магавнику", но сказано было так, что я, стоящий в 50 метрах, отлично это слышал.
Отмечу, что оба "магавника" даже не были в отпуске. Они стояли на посту. Не знаю почему, но в тот период на Кикар-Цион был постоянный пост из двух "магавников".

Несмотря на все вышеупомянутое, многие мои израильские знакомые объясняют мое нежелание поддерживать разговор о "злых европейских гоях", которые "убивали наших евреев", тем, что я "многого не знаю". Некоторые из них пытаются меня "просвещать" тем, что присылают ссылки на Израильский Музей Холокоста, ссылки на статьи про антисемитизм Рихарда Вагнера, или статьи, в которых говорится, что "роковой счет" с немецким народом еще не закрыт.

Напоследок, предлагаю читателю собственное произведение под названием "Диалог с австрийцем".
Данный диалог является вымышленным. Несмотря на это, я убежден, что отдельные части этого диалога могли бы произойти в реальности, хоть и в другой формулировке.

И ещё одно пояснение.
Я заранее знаю, в чем меня обвинят те из моих оппонентов, которые не отличаются высоким интеллектом.
Так вот, поясняю: произведение "Диалог с австрийцем" не является насмешкой над Холокостом. Если оно и является насмешкой, то над мировоззрением современных уроженцев Израиля.


Диалог с австрийцем:

Жил-был уроженец Израиля. Однажды он поехал по делам, связанным с его работой, учебой или бизнесом в одну из стран Европы. Например, в Австрию.
После того как он и его австрийские коллеги закончили все рабочие дела, они поехали отдыхать.
И вот там, на отдыхе, австриец пытается завести с уроженцем Израиля светскую беседу. Австрийца успели предупредить, что для уроженцев Израиля Холокост - это больная тема. На эту тему лучше не говорить. На всякий случай, лучше вообще не говорить о периоде с 1933-го по 1945-й год, а то мало ли, куда разговор свернет.
Но австриец не видит с этим никаких проблем, так как, по его предположениям, наверняка найдутся другие темы для разговора.

Австриец:
Поговорим о музыке, например, о творчестве композитора Рихарда Вагнера.

Уроженец Израиля:
Вагнер был антисемитом. А ещё, его музыку очень любил Адольф Гитлер, который уничтожил 6000000 евреев. И, несмотря на то, что произошло это через 50 лет после смерти Вагнера, Вагнер все равно в этом виноват.

Австриец:
Приношу свои извинения за то, что затронул эту тему ...
Поговорим о Мендельсоне.
(Про себя австриец думает: ну Мендельсон-то точно не антисемит. Он им по определению не может быть).

Уроженец Израиля:
А Мендельсон - это как раз тот еврей, за ненависть к которому Вагнера считают антисемитом.

Австриец:
Ладно, музыку в сторону. Поговорим о литературе. Например, о творчестве Федора Достоевского.

Уроженец Израиля:
Достоевский - антисемит.

Австриец:
Ну не все же писатели антисемиты. Вот, например, Николай Гоголь ...

Уроженец Израиля:
Гоголь тоже антисемит.

Австриец:
Ладно, литературу в сторону. У меня есть такой вопрос: Когда ты читал нам лекцию, ты писал знак "+" так, что нижняя половина вертикальной палочки отсутствует.

Уроженец Израиля:
Так меня учили писать знак "+" в израильской школе, для того, чтоб он не был похож на христианский символ распятия. Христианство - это религия, которая поощряет евангелическую юдофобию.

Австриец:
Поговорим о кинематографе начала 20-го века ...

Уроженец Израиля:
Единственный фильм того периода, который я знаю - это антисемитский фильм "Вечный Жид"

Австриец:
Ладно, в сторону времена минувшие. Поговорим о современной австрийской политике.

Уроженец Израиля:
Все, что я знаю о современной австрийской политике - это то, что у вас в Австрии был неонацистский политик Йорг Хайдер. Во всяком случае, это единственная новость из Австрии, которая обсуждалась в израильской прессе.

Австриец:
Поговорим о великом философе Фридрихе Ницше.

Уроженец Израиля:
Многие в Израиле считают, что он был отцом немецкого нацизма 30-х - 40-х годов 20-го века.

Австриец:
Каким образом? Он же умер в 1900-м году!

Уроженец Израиля:
В израильской газете Хаарец было написано, что его идею "сверхчеловека", изложенную в книге "Так говорил Заратустра", немецкие нацисты взяли на вооружение.

Австриец:
Поговорим о реформаторской деятельности Мартина Лютера.

Уроженец Израиля:
О реформаторской деятельности Мартина Лютера я ничего не знаю, но знаю, что он написал антисемитский трактат "Евреи и их ложь".

Австриец:
Поговорим об эпохе Великих Географических Открытий.
Открытие мыса Доброй Надежды в 1488, открытие Америки в 1492, открытие морского пути в Индию в 1498 ...

Уроженец Израиля:
Единственное историческое событие того периода, которое я знаю, это изгнание евреев из Испании в 1492-м году.

Австриец:
В сторону историю. Давай я тебе расскажу о собственных предках. Вот, например, мой дед был русским казаком, который в 1920-м году бежал от коммунистов в Европу.

Уроженец Израиля:
Все, что я знаю о русских казаках, это то, что они участвовали в еврейских погромах в Российской Империи в конце 19-го, начале 20-го века.

(Тут австрийцу приходит в голову потрясающая идея: тема туризма. Вот уж что-что, а эта тема - максимально аполитична.)
Австриец:
Здесь недалеко есть прекрасно сохранившийся кафедральный собор 9-го века. Не хочешь съездить посмотреть?

Уроженец Израиля:
Я не интересуюсь христианскими церквями, ибо христианство - это религия, которая поощряет евангелическую юдофобию.

Австриец:
А не хочешь ли ты ознакомиться с архитектурными достопримечательностями Венского Ринга?

Уроженец Израиля:
Дело в том, что в израильской школе меня знакомили с кратким содержанием книги Адольфа Гитлера "Майн Кампф". Так вот, в главе "Венский период" автор, то есть Адольф Гитлер, пишет, что вплоть до упомянутого ниже эпизода он считал, что евреи - это те же немцы, только другой религии. И вот, однажды, он встретил на пути еврея. Автор подробно описывает, как выглядел тот еврей, и насколько ему, Гитлеру, был неприятен вид того еврея. И тогда Гитлер подумал: "Так что же, и это немец?!"

Австриец:
А причем здесь Венский Ринг?

Уроженец Израиля:
А притом, что данный эпизод произошел, когда Гитлер гулял по Вене и рассматривал "прекрасные здания на Ринге".

Австриец:
Недавно, я был в туристической поездке по Польше. Я увидел прекрасно сохранившиеся исторические города: Краков и Ченстохов.

Уроженец Израиля:
Я тоже был в Польше.
В рамках финансируемой государством Израиль программы "Эдим бе-Мадим" (1). Нас там возили в концлагерь Освенцим, концлагерь Майданек, концлагерь Треблинка.

Примечания:
(1) "Эдим бе-Мадим" (дословно - "Свидетели в форме") - программа, финансируемая государством Израиль, когда некоторых солдат израильской армии везут, за государственный счет, в Польшу. В Польше их отвозят на экскурсию в три бывших концлагеря, которые сейчас функционируют как музеи: Освенцим, Майданек, Треблинка.