Мелочь, но приятно. Рассказки об Италии

Людмила Артёменко
 
Автобус остановился внезапно. Именно внезапно, потому что до остановки было ещё далеко. Все три двери открылись и в каждую из них вошёл контролёр. Все трое в одинаковых светло-голубых рубашках, каждый с блокнотиком квитанций и ручкой наготове.
- Синьоры, приготовьте, пожалуйста, билеты для проверки.
Кровь ударила мне в голову. Билет я держала в руке, но не закомпостированный, а значит не действительный и поэтому получается я ехала "зайцем". Буду честной - "зайцем" я иногда  ездила. Все иногда ездят "зайцем" - это не в оправдание мне, а констатация факта. " Половина девятого вечера, ну какие могут быть контролёры? Они уже все по домам разъехались, - думала я. -  У них сейчас время ужина, семья, телевизор". Ну никакого предчувствия не было насчёт контролёров Я дёрнулась было к компостеру, но, увы, он был заблокирован. Я обречённо стала ждать своей участи. Стыдно-то, Господи! В  автобусе в это вечернее время полно негров, возвращающихся с работы и все с  билетами. Ну ты подумай, ни возле кого не остановились! А я?.. . Контролёр неумолимо приближался ко мне.
 -Синьора, ваш билет?
 -Понимаете, я задумалась и забыла закомпостировать, - промямлила я.
 -Да, конечно понимаю, вы едете с работы, уставшая, задумались, мне очень жаль, синьора, но прийдётся заплатить штраф, - буднично, без тени насмешки сказал контролёр.
 -Да, да, конечно, - засуетилась я. -Сколько?
 -Сорок евро, - и он начал заполнять квитанцию.
Ничего себе наказание! Негры, ухмыляясь, смотрели на меня и ждали развязки. Делать было нечего, я полезла в сумку за кошельком, нашла двадцатку, десятку и семь евро мелочью - трёх евро не хватало.
 -.Я могу доплатить билетами? У меня есть четыре билета по одному евро,- предложила я.
 -Нет, синьора, мне очень жаль, но я должен  сдать деньги в кассу соответственно квитанции.
 -Но что же делать? У меня с собой больше нет денег!
 -Хорошо, дайте мне ваши документы, я занесу вас в компьютер и вы через банк оплатите штраф.
 -И документов у меня с собой нет, я их не вожу на работу! - в моём голосе уже слышались нотки отчаяния, а он невозмутимо продолжал:
 -Вам ещё далеко ехать?
 -Нет, я выхожу на следующей остановке.
 -Хорошо, я выйду вместе с вами и вы принесёте мне три недостающих евро.
Мы вместе выходим из автобуса и идём по направлению к моему дому. Я нарочно медленно  иду впереди, он на три шага сзади. А медленно я иду, что бы  досадить, вывести его из терпения, отплатить что ли за этот справедливый, но стоящий мне целого дня тяжёлой работы, а потому нелегко отдаваемый заработок.
 -Синьора, нам ещё далеко идти? Может быть мне вызвать по телефону коллегу с машиной? - В голосе ни одной нотки нетерпения, железное спокойствие, можно сказать.
 -Нет, нет, уже близко, -  не оборачиваясь. сказала я. Насколько близко я ему не объяснила и через две минуты сзади нас затормозила машина дорожной полиции - "рolizia stradale".
 -Садитесь пожалуйста, синьора, мы вас подвезём.
 Я молча сажусь в машину и через двадцать метров прошу остановить, т.к мы уже приехали. Вот вам! Да наши бы контролёры!... . Ну, вы сами знаете, что сделали бы со мной наши контролёры.
 Я принесла недостающие три евро и контролёр, дописав штрафную квитанцию, выдал мне копию.
 - Знаете, вы сейчас взяли мою месячную украинскую пенсию, - грустно сказала я. ( В 2004 году это было действительно так. Л.А.)
 -Синьора, мне очень, очень жаль, но надо оплачивать свой проезд.
  За время нашего с ним общения он минимум пять раз повторил "мне жаль". Чёрт побери!  Ну, раз так жаль, взял бы и отпустил восвояси бедную женщину, а так, какой толк от его слов.
- Grazie e arrivederci (Спасибо и досвидания), - попрощались со мной контролёры.
 'Arrivederci-, -машинально отвечаю я, но тут же спохватываюсь. - No, no, meglio addio. (Нет,нет, лучше прощайте).
 Они  засмеялись, помахали мне рукой и через минуту их машина скрылась за поворотом.
               
                ***  ***  ***
   Я бы не занимала время у читателя этим случаем - ну, оштрафовали и оштрафовали, с кем не бывает, но он               
  имел продолжение, по-моему, более заслуживающее внимание.
 К тому времени я уже обзавелась другом Антонио, которому на другой день всё и рассказала. Друг неожиданно резко отреагировал на мой рассказ:
 -Как тебе не стыдно ездить "зайцем"? Позор! У тебя что, нет денег на проезд или тебе жалко одного евро? И почему у тебя нет проездного билета? - возмущённо бегал он по комнате, жестикулируя перед моим носом руками.
 - Проездной билет я хотела купить в начале месяца, а сейчас только середина. И потом, я трачу на дорогу не одно евро, а четыре, - как бы оправдывая себя, отвечала я.
 Я жила в шести километрах от Пизы в маленьком городке, а работала домработницей в двух семьях в Пизе. Приходилось утром уезжать, потом возвращаться на обед и опять уезжать на работу до вечера. Выходило сто евро В месяц, вот и экономила иногда.
 Антонио не понимал меня, потому что никогда не пользовался автобусом. У него был "Форд-фокус", который он менял на новый раз в полтора года, да ещё "Фольксваген" и "Альфа Ромео" - обе машины  тридцатилетней давности (macchina di epoca), на которых он учавствовал в ралли  и автопробегах во Франции, Монте-Карло, на Корсике и в самой Италии с молодых лет и поныне. Вся его квартира была завалена кубками: они стояли на столах, на шкафах, на полу, на лестнице - везде. Я как-то посчитала  - всего было шестьдесят семь кубков за спортивные достижения и  каждый был дорогим воспоминанием: о трудных соревнованиях на крутых горных дорогах, о молодости, дружбе, поте, грязи и, наконец, о победах. Может быть из-за этого увлечения его и бросили две его законные жены, с первой из которых он имел сына и дочь, которые обожали своего отца и не теряли с ним связи.
 Но я продолжу о случае.
 Через два дня Антонио подъехал к моему дому, вызвал меня на улицу по мобильному телефону и попросил забрать пластиковый пакет с заднего сидения. Я прогнулась под тяжестью:
 - Здесь что, арбуз? - полюбопытствовала я, т.к. был июль, сезон арбузов.
 - Неси домой, посмотришь.
 Он развернул машину и уехал, а дома, заглянув в пакет, я увидела... . Вы ни за что не догадаетесь! Я увидела деньги! Да, да, целую сумку денег мелочью номиналом от одного чентезима до  двух евро. Кинула сумку на весы - пять килограмм и двести сорок грамм! Вывалила всё на стол и пожалела, что у меня нет фотоаппарата - я никогда такой кучи  денег мелочью не видела! Кстати, бумажных тоже. Не подумайте, что я  мелочная и удавлюсь за копейку. Просто  куча  впечатляет! Вас бы она тоже не оставила равнодушными, поверьте, если, конечно, ваша работа не связана с деньгами. 
 Позвонила Антонио и спросила, что всё это значит?
 - Это тебе на проезд, tesore (сокровище), что бы ты "зайцем" больше не ездила, - рассмеялся он, а через день  приволок ещё   два килограмма и семьсот граммов. Происхождение этого количества  денег банально: Антонио не любил, когда мелочь оттягивала его карманы и, заходя в дом, он выбрасывал её из карманов в кубки, какие попадались ему под руку. Он сам говорил: - "Вернувшись с работы, снимаю часы, меняю туфли на тапки и освобождаю карманы". За три года введения евро в Италии вся эта мелочь и насобиралась.
   Деньги красовались на столе целую неделю. А как-то вечером  пересортировала копеечку к копеечке, пересчитала и получилось ни много- ни мало - триста сорок евро. Буду честной до конца - сорок евро я конфисковала в счёт штрафа не отходя от кассы. Часть их, по одному и два евро, насыпала в большую плоскую декоративную тарелку и поставила на журнальный стол, чтобы деньги в доме водились. Эту тарелку  облюбовала моя итальянская кошка Мурка и спала  в ней, свернувшись клубочком. Надо же, нравилось ей спать на деньгах, ведь в пустую тарелку она не ложилась!   Что  кошки деньги притягивают - это давно известно.  Помните  копилки  в виде глинянных кошек из нашего детства? Это сейчас изощряются в дизайне копилок, а раньше были только кошки. Мне от бабушки в наследство досталась такая. Мой четырёхлетний сын её нечаянно разбил и, помню, устроил ей пышные похороны в огороде: и закопал, и крест из веточек сделал, и  "деревья" из полыни вокруг могилки посадил - целый день с другом Димкой хоронили.
    А остальные деньги... . Остальные я поменяла в местном банке на крупные. А что может делать женщина с деньгами, неожиданно свалившимися ей на голову? Правильно, она делает шопинг - это по-современному, а по-старому - идёт гулять по магазинам  и покупает милые её сердцу мелочи. Купила в дорогом  бутике две кофточки, на которые уже давно засматривалась,  сумку,  французские  духи "Coco Chanel "Mademoiselle" и ещё кое-что по-мелочам. Да, ещё купила подтяжки для Антонио - мне не нравились его вечно сползающие с толстого живота, штаны. Из-за этого живота я звала его Худоватый.
 Оставшиеся деньги ушли по назначению, т.е. на проезд. Правда, их осталось не очень много и... приходилось экономить.