Спортлото своими руками

Джеймс Александр Даркфорс
  На столе обеденного зала аккуратно разложены половинки шаров, пластикатовые «ушки» и «билетики» – небольшие таблички с номерами, вделанные в «ушко». Часть половинок стопочкой лежит в углу стола, Таня берёт их по одной, прикладывает трафарет «Олимпиада-80» (кстати, сразу хочу заметить, что трафареты сделаны вручную, их сама Танька вырезала для вот этой затеи). И красной краской с губки «печатает» эти стилизованные башенки на заготовку, которую кладёт на стол.
  - Привет, – она ненадолго откладывает обработанную половинку шара. – Это я Нику шары крашу в коллекцию. Они там на барабан уже «плекс» нашли, на основания надо. Боковые-то стенки сделать – дело плёвое, прямоугольные же. Там уже рама готова. Я завтра поеду за табличкой на подставку, дядька один гравировку сделал туда, тоже «олимпийская» будет. Они с Анжеем хотят мотор подсудобить для пневмотрона, там не в натуральную величину, конечно, но всё будет работать. Девчонки с Москвы хотели с Малышенко связаться, может, она что-то помнит.
  - Есть координаты?
  - Пока нет, но ищем. Вика же Харламова нашла, если я чего-то не путаю, Букрееву, на кой чёрт она ей сдалась, я до сих пор не знаю, Букреева же, по-моему, «художница» была, а не «спортсменка».
  - Честно, не помню совершенно. Кстати, а как Ник нашёл данные по «ушастикам»? Я вот ищу сколько, не могу найти, всё обыскал, нет.
  - Ты сам у него спроси, я не знаю. Я трафареты, сам видишь, новые резала – по памяти. А как Ник додумался, спроси у него, а лучше помоги.
  - А что требуется?
  - Сбегай к парням в «психоделичку», принеси воды, на кухне всё на суп истратили.
  Бегу в директорский домик – Анжей с Ником там сейчас должны быть. Там и есть, сидят за столом, плексиглас для лототрона до ума доводят, причём, оба основания барабана – большие восьмиугольники такие, – даже не просверлены. Я, само собой, извиняюсь за отрыв от работы, объясняя, что на кухне «главного» корпуса нужна вода. Ник встаёт, протирает руки и выдаёт две пятилитровые бутыли.
  - Танька там уже прилично оттрафаретила?
  - Двадцать полных комплектов при мне точно было.
  - Значит, скоро всё закончит. Иди, – говорит Уваров, и я возвращаюсь к Таньке, рядом с которой уже сидит Бэби Спайс – помогает шары докрасить.
  - Бутыли – на кухню, – говорит она. – Я сейчас Таньке тут помогу, чтобы быстрее всё закончить. К выставке сделать надо всё.
  - А что за выставка?
  - Скелет там что-то мутит, делает «упячкомэнов» с номерами. Я тут девкам сказала, чтобы помогли, если есть что ненужное, что под художества пойдёт. В нашем ковене у кого-то старые магнитные шахматы нашлись, я делаю доску под шашки, ни у кого нет «международной» доски, как на грех.
  - Стоклеточной?
  - Так я об этом как раз. Ленка для «боксёра» перчатки сшила. Не знаю, как они там его уравновешивать будут-то, он сам лёгонький.
  - А, человечки для «Спортлото», помню. Вот с номерами только проблема. Из головы вон все, считай.
  Девчонки усмехаются: уж они-то знают, что кроме Ника Деисайда ещё я эту тематику сильно котирую в наших кругах. Скелетон Скелетрон – не фанатик, как говорится, его это с точки зрения искусства интересует на самом деле. А вот Ник тот же сам взял и собрал работающий желобковый лототрон с нуля. Даже кассеты сделал сам на два комплекта – красный и белый (шарики ещё советские для пневматического пистолета собирал по количеству и цвету). И второй лототрон. Само собой, они были меньше оригинала, но вполне рабочие и прилично смотрящиеся. И пневмотрон он хотел сделать, только не знал, как туда воздух нагнетать, и какие шары туда использовать, чтобы это работало по-настоящему, как в телевизоре в своё время. Откуда у Ника такая память, я не знаю, он меня, конечно, на четыре года старше, кое-что может помнить, что я точно не вспомню, но чтобы такая память – Максимом Горьким в этом отношении Ник не был, мог что-нибудь и забыть, а тут такой давности события, знаете ли.
  Мы с ним когда познакомились, я как-то не рассказывал про свои старые увлечения, не знал, что Ник это тоже котирует. Не всё, может быть, но кое-что – да… А, вот, случай как раз. Год был 1999, мы как раз шли по центру, я с работы ехал, решил прогуляться по проспекту Маркса. И как раз тогда я с Алей Байбулатовой познакомился, когда её моя татуировка заинтересовала, как раз с ней и её мужем мы и гуляли там. Вот мы тогда и зашли в «Детский мир» (я его вряд ли буду «Дружным миром» называть, как был это для меня «Детский мир», так всегда и будет). Аля с Русланом хотели тогда что-то своим отпрыскам приглядеть на первом этаже. И мы проходили мимо отдела с механическими игрушками. Там стоял Ник и смотрел зачем-то лесочные вертолёты. Были раньше такие, на стартёре. Их и сейчас делают, но сейчас стартёры послабее чаще всего. Наверное, чтобы они не зацепились за провода, советские вертолёты лесочные высоко летали, могли за провода зацепиться, снимай их потом. На кой икс Нику был нужен лесочный вертолёт, я не знал тогда, может, сыновьям что присмотреть хотел тоже. Но он тогда сказал:
  - Дорогущий, зараза. Раньше такие стоили два с полтинником, не то, что сейчас.
  - Привет, – говорит Руслан. – Ник ты что, вертолёт хочешь купить?
  - Нет, за ним потом не набегаешься. И где его пускать-то? На берегу разве только. Ветром унесёт – и ищи, хорошо, если не в воде. Саня, привет. Сравниваешь цены тоже?
  - Нет, просто глянул. Мне он сейчас зачем? Я, вроде, взрослый, детей у нас нет ни у кого, не предвидится.
  - Я, кстати, думала как-нибудь Мураду такой купить, – говорит Аля. – Только мама у меня ругаться будет, а в наших трущобах где его запускать, в окно соседям, что ли? В квартире – у меня мама скандал устроит, раньше же у Рината был «Старт» лесочный, за два с полтинником, кажется.
  - Припоминаю такой, – отзываюсь я. – У меня и казанский был, «Теплоконтроль». Но они для квартиры сильно здоровые были. И по цветку попадёт – попортит.
  - Ага, мама у меня постоянно ругалась на нас из-за вертолёта, – говорит Байбулатова. Я усмехаюсь, вспоминая аналогичные истории.
  И как-то вырвалось случайно про то, что в своё время в спортивном отделе я покупал теннисные мячики для самодельного лототрона, который был сделан из картонного «треугольника» для вертолёта на стартёре, только там стартёр был не на резинке, а с ребристой лентой на шестерёнке. Летали такие вертолёты слабее лесочных, хотя смотрелись как-то поприличнее.
  - А жёлоб ты как делал? – спрашивает Ник. Я рассказываю. Оказывается, он сам на тот момент уже нашёл детали для желобкового лототрона – такие ещё делали для уличных лотерей, Ник тоже, как выяснилось, такое подсмотрел у уличных лотерейщиков. – Хочу найти большой подшипник для передка, вот, жёлоб для выигрышных номеров хочу сделать, надо прутья на него найти. Я, кстати, в своё время даже четыре номера угадал в «5 из 36», мать выигрыш забирала, я же в школе учился. Не помню, что мы тогда купили, по-моему, тумбочку мне в комнату же и купили, немного сдачи осталось.
  Вот такой был случай. С тех пор мы помимо прочего и стали общаться на эту тематику, например, Ник показывал, как делает «крестовинный» лототрон, многие наверняка его хорошо помнят: последняя «советская» версия «Спортлото» выходила в эфир именно с этими лототронами.
  Сейчас у Ника дома были два желобковых лототрона, полностью оснащённые, два крестовинных (третий ещё не был готов на тот день, когда Танька шары красила) и просто «лотерейка» шестигранная, с книжной лотереи чуть на выброс не пошла, Ник сделал заново основания, они деревянные были. Кстати, моя мечта в своё время была, и я играл во Всероссийскую книжную лотерею, даже что-то, кажется, выиграл. Или нет, не помню, проигрывал часто, это точно. «Лотереек» было два вида – с синими основаниями (или они зелёные были, не помню точно) и с красными, у Ника была с красными. Понятно, что оригинальных запечатанных билетов (как у «Спринта», только «Спринт» жёлтоватый был, а эти ближе к зелёному) уже не было, туда просто клали свёрнутые бумажки в картонном патроне, девчонки на какую-нибудь вечеринку могли наделать таких, чтобы лотерею делать или жеребьёвку на фестиваль, кто за кем выступать будет. У кого-то был небольшой восьмигранничек с теннисными шарами и дверцей, может, и у Ника, я у него видел такой. Может, Ник его и не собирал, а от кого-то получил, среди наших многие это увлечение Ника знали, так что вполне могли подарить.
  На самом деле, конечно, «клуб»-то побольше был у нас, если глянуть, но именно по «Спортлото» особо кроме нас с Ником никто не «маньячил», вроде бы. Анжей увлекался потолочными вентиляторами советскими, это да, только про это как-нибудь в другой раз расскажу, тоже история почти детективная.
  Возле плиты уже нарисовались Алька и Марина, чуть позже пришла Наташа. Я сообщил им про шары. Марина только усмехнулась.
  - Ну, это ерунда, до вечера подсохнут, Анжей с Ником их в «психоделичку» уберут. Мы на вечер готовим же, когда наши маляры и штукатуры с работы вернутся.
  - Краска так долго сохнет?
  - Не, краска просто не одновременно наносится, – отвечает Наташа. – Я знаю просто, Витальке вот помогала человечков его для выставки красить, надо аккуратно их красить. Тоже время. А человечков там – сорок девять. Кстати, ты пойдёшь на выставку? Тебе там будет интересно, наверное, ты же тоже этим всем увлекаешься. Ленка на продажу сделала из тряпок Лотошкина – кстати, по памяти. Ну, такой персонаж с головой из футбольного мяча.
   - Помню очень хорошо, его растиражировали очень неплохо. Но у меня нет денег и места, куда ставить.
   - Ну, просто сходи, вспомнишь юность. Кстати, Анжей с парнями готовит на выставку синтезаторную программу, тематическую – музыка из «Спортлото».
  - Заманчиво. Было бы, на что сходить.
  - Там недорого, сто пятьдесят рублей с носа.
  Я ничего не говорю, всё вилами на воде, а у меня опять в бельевом ящике надо запас пополнять. Нет, если что, я найду, на что пойти на выставку, но надо же, чтобы её провели, а то бывало всякое, сколько раз уже было, как нацики пытались всё сорвать. Наташа улыбается и говорит:
  - Всё я понимаю, наверняка у тебя там свои расходы, надо носки купить, но мне так кажется, что именно эту выставку стоит посетить. Кстати, о ностальгии. Ты, по-моему, ту картинку неверно нарисовал, ящик у пневмотрона по-другому устроен.
  - Ты же знаешь мою память и напряжёнку с материалами. По вентиляторам вообще ничего найти не могу.
  - Понимаю, та же проблема и у наших парней. Новые модели на продажу любые – промышленные, бытовые, с лампочками, без лампочек. А старые – на заграничных ретро-сайтах заграничные. Здесь почти такая же история. Ник собирал лототрон по уличному образцу, я имею в виду первый желобковый…
  Вот тут я отвлекусь немного от происходящего. Была такая история, самый конец СССР, я в школе учился ещё. «Спортлото» ещё было популярным в Союзе, но также стали не увлечением, а настоящей эпидемией уличные азартные игры. В частности, самопальные лотереи, которые не преследовались так, как «напёрстки», «палочная лотерея» или игра со стаканом и шариком, где были явные условия для мухлежа. Конечно, с лототронами были тоже всякие трюки – в желобковых лототронах, например, шар с номером, на который выпадал главный приз, был мятый, или его набивали песком, и он не попадал в жёлоб. Но были и другие лототроны, например, я лично видел лототрон с отдельным «кубиком», в который после перемешивания попадал шар, который сразу «отсекали» пластмассовой крышечкой, отделяющей эту ячейку от общего пространства лототрона, когда шары перемешиваются, или выпал какой-то номер, что я уже упоминал только что. Вот, я тогда и увидел, как сделан желобковый лототрон, и как правильно с ним работать. Вероятно, так же и Ник поступил: глянул и сделал. Только там была одна загвоздка – в уличном лототроне шары весь тираж находятся внутри барабана, то есть для загрузки там разве что выходное отверстие, через которое шар обратно же и кладут, когда розыгрыш прошёл – и новый розыгрыш опять же, когда выигрыш выдан. А в телевизионных тиражах (не того времени, когда я в школу пошёл, пневмотроны были) загрузка шаров была не ручная, а с горизонтальной площадочки, по-моему. Ник и искал, как сделать, чтобы шарики с такой подставки с ячейками не вручную в лототрон сбрасывались. Многие уже и не помнили, как это устроено, а Ник не имел связей в Останкино, чтобы выяснять подобные вопросы. Когда первый желобковый лототрон делал, точно не имел.
  В более поздних конструкциях сброс шаров проще сделать. В пневмотроне кассеты были, как желобки из металлических прутьев, они в нужный момент наклонялись, и шары скатывались в прозрачный «ящик», где их бросало воздухом. Там просто конструкция всего механизма сложнее, та же каретка для шаров, она же по низу движется, и там все на механике. В крестовинном лототроне стоит вертикальный щит вогнутый, в который вмонтированы кассеты из металлических полос с отверстиями под шары. Специальный прутик с «ушком» («ключ») удерживает всю конструкцию горизонтально, выдернуть его – кассеты наклонятся, и шары пойдут в «барабан», где их перемешивает крестовина. Ник долго возился именно с тем, чтобы внешнее кольцо с ячейкой для выигрышного шара (Уваров сознательно не делал лототрон, на кольце которого были шесть ячеек для «6 из 45» и пять для «5 из 36», проще было, как на ЦТ и сделали, использовать одинаковые лототроны для всех лотерей) крутилось отдельно. Я в механике не очень, так что не знаю, как конкретно он это делал, да и видел уже готовые лототроны, когда он их показывал. Вернее, сначала это был один такой лототрон, на верху щита с кассетами просто стоял плексигласовый «зажим» для табличек, ставишь нужную – и делай розыгрыш хоть «6 из 45», хоть «5 из 36», хоть «Спортпрогноз», а можно и «6 из 56», Ник этих белых шариков набрал для своей коллекции легко – 56 именно для «Спортлото» и 21 для жеребьёвок «Спортпрогноза».
  А желобковый лототрон было проще сделать сам по себе, даже с механизацией, это саму площадку для шаров надо было правильно установить ещё. И лототрон пришлось делать с боковым вырезом, чтобы шары в него сыпать. Но коллекционеры – народ упёртый, а если это ещё и моделист, то это призвание, как говорится. Ник сам или с Анжеем вдвоём (где требовалось) при удобном случае мастерил эти модели. Вот, собирались (забегая вперёд, скажу, что они это сделали) собрать пневмотрон.
  Я, кстати, говорил тут, что Ник сам играл в «Спортлото»? Я, кстати, тоже, был случай такой, что стоит рассказать. У нас недалеко от дома, по-моему, был даже киоск спортивных лотерей, было это кучу лет назад, деревья были на самом деле ещё не такими большими, а за домами, где мы жили, был котлован, на месте которого потом дом жилой выстроили с магазином. Так вот, мать мне тогда прикупила билет «Спортлото», чтобы я сам зачеркнул шесть номеров. С условием, если я не угадаю, то я забуду про это дело насовсем. Никто ничего не забыл, хотя ничего я тогда не выиграл. Позже я уже сам покупал и билеты «Спринт» (ничего существенного не выиграл) и «Спортлото» (там сам свой выигрыш прохлопал – не знал, как получить). Ник, что я и хотел сказать, активно играл и в «Спортлото», и в «Спортпрогноз» (именно в него он, по его словам, ничего так и не выиграл, а в «Спортлото» – угадал, ему на эти деньги тумбочку купили, и он ещё там на какие-то мелочи в райцентре потратился). Это так, воспоминания, так что вернёмся в лагерь.
  Ближе к ужину всю Деисайдову коллекцию девчонки отнесли в другое место, чтобы не мешала, Ник потом сам забрал в радиорубку, когда подсохло, и там склеивал. Кстати, этот процесс требовал аккуратности, потому что нужно было, чтобы «билетик» не прилип, и его можно было двигать, так подобный шар устроен, что просто за подвижное «ушко» вытягивают табличку с номером и показывают. Последний раз такое было в передаче «А ну-ка, девушки», там конкурс среди продавцов был. Ведущий этой передачи, Александр Масляков для жеребьёвки такие шары использовал. Но это уже не имеет прямого отношения к тому, о чём мы говорим.
  В общем, относят всё это дело во вторую комнату первоначально, и Наташа Мартинес всех предупредила, чтобы шары не трогали («Это Ника шары», – говорит). Ну, свои-то в курсе, а если учесть, что там среди компании ведьм навалом, то понятно, как они к этому относятся, многие сами любят какие-нибудь поделки мастерить.
  Наверняка кто-нибудь спросит шутки ради, а не делались ли шары для «мультлото» и лототрон для той же цели. Делались, конечно, только делала их Вера Безденежных, Анны Андреевны дочка. Лототрон делал Ник, там конструкция простейшая, сделать, чтобы его за ручку можно было крутить только. Попросила Ника с этим помочь, кстати, Вера же – для детских праздников делала всё это. Мамочка, который столярным делом занимается, вытачивал шары на станке для дерева, а Вера это красила и цифры рисовала. Они там с кем-то ещё «с Лысой Горы» даже конверты делали для бумажек, на которых написано, на какой номер какой приз выпал. Но это давно было уже.
  А в тот раз Ник был весь из себя довольный, что всё получилось. Правильно, он же в это вкладывался не меньше, чем в музыку. У него дома была, кстати, и коллекция билетов «Спортлото», ему какие-то «братья по разуму» из разных городов присылали, кажется, у него был даже билет чуть ли не 1971 года, как такой сохранился, шут его знает.
  Вот такие вещи творятся в наших палестинах иногда. А про другое я по ходу дела отдельно расскажу, много интересного можно ещё вспомнить.