Калла

Ирина Михайловна Дубовицкая
«Запад – есть Запад, Восток – есть Восток, и вместе им не сойтись», - говорил некогда Редьярд Киплинг и был, в общем-то, прав. Конечно, в отношении Европы, но не России: «Евразия», или, скорее «Азиопа» (по первичности и важности составляющих в ее характере и судьбе) - она связана с Востоком почти что на «генетическом уровне». Поэтому неудивительно, что именно в ее прошлом и настоящем видели для себя примеры общественного развития среднеазиатские просветители, важное место в ряду которых по праву принадлежит Ахмаду Донишу - блестящему пропагандисту, выдающемуся таджикскому ученому-энциклопедисту, писателю, историку и дипломату, заложившему основы взаимоотношений Бухарского эмирата с Россией.
*     *     *
Вторая половина XIXв. для Средней Азии была временем слома цивилизационных эпох и мировоззрений.  Три, существовавшие в тот период на ее территории государства - Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства (а также множество мелких независимых княжеств и племенных объединений) – были еще относительно автономны, не успев попасть под влияние ни одной из европейских держав. Не стремилась к господству в регионе и Россия. Тем более, что середина XIXв. не была спокойной для империи: продолжалась Кавказская война, на юге Казахстана не прекращались беспрерывные стычки с кокандскими отрядами.
Однако только что окончившаяся Крымская война, сильно ограничившая «европейские возможности» страны, заставила правительство и молодое русское предпринимательство обратить свое внимание на Восток. И, прежде всего, на Среднюю Азию. Но полнокровной торговле со среднеазиатскими государствами мешали многие причины. Прежде всего, постоянная политическая нестабильность внутри ханств, выливающаяся в беспрерывные кровавые междоусобицы, войны, дворцовые перевороты, репрессии против побежденных политических противников, их семей и родов. Купечество в ханствах, несмотря на относительное личное богатство, не пользовалось и тенью гражданских прав, имевшихся у русских собратьев! Любое алчное желание хана или его приближенных могло быть тут же удовлетворено путем ареста разбогатевшего купца и конфискации его имущества. При отсутствии личной и имущественной неприкосновенности, торговый люд, состоявший в основном из таджиков, был вынужден скрывать свои богатства, изображая «бедность», «неудачи в торге», «разорение» и прочие невзгоды. И это при том, что те же среднеазиатские купцы пользовались в России очень многими привилегиями, превышавшими права членов русских купеческих гильдий. В то же время, русские купцы, как христиане, облагались в ханствах непомерными налогами, различными сборами и поборами, не имели своих консульств и караван-сараев.
Эта ситуация настоятельно требовала разрешения. А тут еще в дело вмешалась мировая геополитика: обострившиеся отношения с Англией и другими странами Запада из-за восстания в Польше (начало 1863г.) ускорили развитие событий. Царское правительство, понимая, что «Туманный Альбион» играет ведущую роль в предпринятом нажиме на Россию, решило осуществить контрманевр на Востоке. В то время как А.М.Горчаков посылал ноты протеста западным державам, военные намечали планы действий в Азии, рассчитывая, по словам военного министра, на «отвлечение сил англичан от Европы и нанесение их торговым интересам возможно большего вреда»… Присоединение Средней Азии к России началось...
В тот период врач, поэт, музыкант, художник, астроном, ученый и каллиграф Ахмад Махдум (1826–1897г.р.; первоначально известный как Ахмад-Калла, то есть «головастый»; и лишь впоследствии принявший псевдоним «Дониш», что значит – «знание»), в качестве придворного переписчика книг и переводчика на русский язык жил и работал в Бухаре. Это трехмиллионное государство, занимавшее территорию значительной части современного Таджикистана, Узбекистана и Северного Афганистана, с начала XVIIIв. было «эмиратом» (т.е. частью исламского халифата – общего государства мусульман, которое символически возглавлял «хранитель» священных городов Мекки и Медины – султан Османской империи).
Но далеко не все и не всегда строилось здесь по законам совести и справедливости. Напротив, по свидетельству того же Дониша, эмиры тиранили народ и развратничали, судьи (казии) - обирали его, вымогая взятки и подношения… Особенно ясно это стало таджикскому просветителю после его троекратного посещения Петербурга.
В середине пятидесятых годов Дониш служил при дворе эмира Насруллы. Им он и был в 1857г. впервые направлен в Россию в качестве секретаря бухарского посольства. Знакомство с русской наукой, техникой и культурой потрясли молодого таджикского ученого. Здесь все было ему в новинку, все  интересно! В своем знаменитом «Путешествии из Бухары в Петербург», написанном по возвращении на родину, он буквально взахлеб делится впечатлениями с современниками, рассказывая обо всем, что видел - о русском балете: «…они кружатся по сцене на одной ноге, потом, сплетя ноги, прыжком на два газа, разводят их в стороны, подобно маятнику часов, только гораздо быстрее, и так же, сплетенными, опускают в такт музыке. Лучшие их танцы, на наш  взгляд, те, которые в ритме "Буму - бакку - бакку - бум" или "баму - бумму, бакку - бумм"…»; о музеях -  «хранилищах разного рода вещей: зверей, умерших животных, хищников и птиц, зародышей различных животных…»; и даже о нарядах столичных модниц: «…что касается одежды женщин той страны; то она до талии узка, а от талии до подола настолько широка, что если женщина входит в комнату, то подол остается еще в коридоре... Со стороны женщина похожа на золотую, украшенную жемчугом башенку, поставленную на вершину удлиненного круглого стола»…
Но не только эти диковинки занимали его воображение. Он делится с соотечественниками и своими выводами по поводу общественного устройства монархической Руси. Их он позже изложил в своем «Историческом трактате»…
Ахмад Дониш всю жизнь был идеалистом. Это, прежде всего, выражалось в его отношении к людям, политике и государству. Возвратившись из своего второго путешествия в Петербург (1869—1870гг.), он был при дворе в большом фаворе, получив от эмира Музаффара звания урака. Этот титул давал ему право беседовать с самим главой правоверных в Бухаре. Для чего же он использовал его? Для личного обогащения и возвышения, как другие? Отнюдь. Он использовал его для пропаганды своих идей, которые (как он неоднократно имел возможность убедиться) с трудом доходили до сановного сознания: превозносил перед эмиром достижения передовой русской культуры, науки и искусства; призывал к дружбе с русским народом, к изучению русского языка, считая его средством приобщения к передовой русской культуре; и, главное, по сути, призывал преобразовать эмират в конституционную монархию, разделив власть на три ветви - законодательную, исполнительную  и  судебную. Для этого А.Дониш предлагал организовать парламент («дор-ул-машвара» - «дом совещаний»), обеспечить назначение отраслевых министров  и градоначальников для соблюдения порядка в разных сферах общественной жизни, создать надежную армию… Это для среднеазиатского владыки было уже слишком! Его общение с ураком закончилось: напуганный смелыми предложениями Дониша, эмир Музаффар вынудил его покинуть двор и, стараясь ограничить его влияние, назначил казием отдаленного района эмирата Гузара.
Вдали от Бухары сделал из всего этого выводы и просветитель, осознав, наконец, что лелеемая им мечта о возможности реформ «сверху» - иллюзия. Так завершился первый, либерально-реформаторский, этап развития социальной философии Ахмада Дониша.
На втором этапе, по сути приближающемуся к революционно-демократическому, он, критикуя жестокость и несправедливость эмира и его чиновников, начал вплотную подходить к идее «всеобщего передела» имущества. «Переход к справедливому общественному строю, -  делал вывод он, -  вряд ли произойдет без борьбы, ибо сильные мира сего не откажутся добровольно от богатства»...  Однако, к ней А.Дониш народ все же не призывал, до последнего оставаясь на позициях идеализма…
В 1880—1889гг., в «почетной ссылке», он много работал, завершая главное свое произведение -  философский труд "Наводир-ул-вакоеъ" ("Редчайшие происшествия"), в котором в части «В назидание детям о пользе ремесел и занятий» оставил молодому поколению сограждан развернутый «манифест» своего мировосприятия.
Будучи сыном небогатого муллы, Ахмад получил начальное образование у матери, которая в  частной домашней школе обучала девочек. С раннего детства приучившись работать над собой (ко времени поступления в медресе, он самостоятельно овладел основами арабского языка, прочитал много исторических хроник, а во время обучения в этом духовном заведении, так же по собственному почину, изучил историю, философию, литературу), он призывал молодое поколение осознанно стремиться к знаниям: «Молодежь должна постигать суть изучаемых явлений, обращая внимание на самое основное, отбрасывая все второстепенное», - писал Дониш. Он учил ее приносить пользу людям, так как «…жив человек тогда, когда он стоит за свою Родину и когда он со своим народом», - наставлял молодежь он. При этом, как и ранее - в общении с власть придержащими, он призывал ее любить и ценить русский народ, заимствуя у него все самое лучшее и передовое…
Время шло… Чем дальше, тем больше сограждане прислушивались к мнению передового ученого. Далее игнорировать его эмиры Бухары уже просто не могли. Вот почему занявший в 1885г. престол Абдулахад был вынужден вызвать ученого в Бухару и, чтобы оказать ему видимую милость, назначил библиотекарем одного из знаменитых медресе. Но монаршие «милости» не подкупили таджикского просветителя, как не сломило его и «отлучение» от них. Умение быть собой всегда и во всем было отличительной чертой этого человека, сплотившего вокруг себя целое поколение молодых писателей-просветителей. Савдо, Шохин, Возех – вот лишь некоторые из наиболее известных его последователей, оставивших глубокий след в мировой истории и культуре.

Статья вошла в авторскую часть И.Дубовицкой сборника очерков "У врат Востока" под названием "Встреча эпох и культур".

(Фото с гравюры XIX века: бухарское посольство в Петербурге. 1870г.)

П.С.: Как оказалось, это еще не конец истории. Продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/11/20/791