Сергей Лукьянов

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

27 сентября 1910 – 1 марта 1965
Народный артист РСФСР (1952). Лауреат Сталинских (Государственных) премий СССР: 1951 - за роль Гордея Ворона в фильме "Кубанские казаки"; 1952 - за театральную работу.


Емельян Пугачев («Капитанская дочка»), Гордей Ворон («Кубанские казаки»), Матвей Турбин - родоначальник трудовой династии и "ночной директор" кораблестроительного завода («Большая семья»), злодей Золотицкий («Государственный преступник»). Этих четырех ролей достаточно, чтобы представить эпический размах и необозримый разброс возможных перевоплощений, подвластных этому художнику. Но подвластных в «черновике», который, увы, был надежно притёрт и глухо законопачен, не увидев «чистовика».
 
Даже в эксцентрически-комедийном варианте («12-я ночь») его герой могуч, надежен и философичен – Антонио.

Одна из неоспоримых заслуг Сергея Владимировича – культ мужского, по-настоящему сильного начала в советском кино. Красавец, богатырь и чудесных душевных качеств человек. Это вам не современный примитивный «самец», а, тем более, «секс-символ» (просто вообразите, что являет собой такой символ в естественно-буквальном отображении).

Герой Лукьянова - Мужчина, Отец, Борец, Защитник рода.
 
Актер, который смело и конкретно ставил на место зарвавшихся режиссеров:
«Однажды я встретился на "Мосфильме" с замечательным вахтанговским артистом Сергеем Владимировичем Лукьяновым, который играл в "Капитанской дочке" Пугачева. Поздоровались на ходу.
- Куда, Сергей Владимирович, спешите?
- Иду пробовать режиссера.
Я расхохотался. Хорошо сказал! Привыкли режиссеры выбирать артистов. А вот Лукьянов решил сделать наоборот.
Это был мощный талант. Он не давал себя унизить ни режиссеру, ни кому-либо другому. Ведь как бывает? Недавний выпускник ВГИКа каким-то образом добивается постановки, хоть у него нет никакого опыта - ни жизненного, ни творческого» (Из книги народного ратиста СССР Олега Стриженова, сыгравшего в "Капитанской дочке" Гринёва).

Взять Емельяна Пугачева. Насколько по-пушкински прочитан и по-лукьяновски передан глубокий, сложный, умный, щедрый характер – в пику плоскостной однобокости последующих интерпретаторов! Лукьяновский Пугачев – коренной мыслитель и народный вождь из низов, до всего пытающийся добраться Сам, чего не мог не перечувствовать в поэтической «реинкарнации» и Сергей Есенин! Только Сам - и только до Правды, пусть путь к ней обожжет и «укоротит» даже самую буйную головушку. Но не усмирит ведь, не угасит, не прервет прорыв сквозь беспамятство.