Карьера

Абу Салман
- Эльшад-муаллим, Вам звонит Ваш отец. Соединить?

Эльшад очень удивился. Отец ещё никогда не звонил ему на работу. Откуда он только телефон раздобыл?

- Не надо. У меня важное совещание. Я сам перезвоню попозже.

Конечно, он не будет перезванивать, просто секретаршу вовсе необязательно посвящать в семейные дрязги. Незачем ей знать, что Эльшад вот уже более двадцати лет не говорит с отцом. Много раз тот делал попытки примириться, но Эльшад был неприступен. Он раздражённо забарабанил пальцами по столу.

«Этот человек всегда не вовремя. Почему именно сегодня он должен был мне звонить сюда? В такой день»

Сегодня Эльшаду предстояло знакомство с министром. Его рекомендовали на должность генерального директора государственной компании. В принципе, он уже несколько недель выполнял эти обязанности, заменяя предыдущего директора, оказавшегося в опале и снятого с должности. Теперь же, если министру понравится его кандидатура, Эльшад будет назначен официально.

Сколько сил Эльшад потратил на то, чтобы пробиться сюда! Как непросто было парню из простой семьи ползти вверх по служебной лестнице, пробираясь сквозь дебри кабинетных интриг, среди «папенькиных сынков»! Сколько раз приходилось переступать через себя самого, отказываться от принципов ради достижения цели!

Эльшад своим незаурядным умом и деловой хваткой очень понравился прежнему директору, Гасанову. Тот, постепенно приближая его к себе, вскоре взвалил на него всю работу, полностью доверившись Эльшаду. И действительно, дела шли неплохо. Компания была рентабельной. Директор был доволен своим заработком, да и Эльшад не бедствовал. Но в какой-то момент директор повздорил с министром. Тот решил сразу избавиться от Гасанова.
В один прекрасный день Эльшаду позвонили из министерства.

- Сколько Вам нужно времени, чтобы принять все дела?
- А сколько времени есть?
- Очень мало. Один день. Успеете?
- Успею, - не колеблясь ответил Эльшад.
- Приступайте. Завтра Гасанова не должно быть там.

Директор ожидал, что Эльшад уйдёт вместе с ним. И даже хотел предложить ему совместный бизнес. Но Эльшад решил иначе. Уходя Гасанов сказал ему:
- Я ещё раз убедился, что нельзя никому доверять. Но вряд ли мне это станет уроком. Кто учится играть в сорок лет, заиграет в могиле.

За эти несколько недель Эльшад развернул интенсивную деятельность. Создавалось впечатление, что компания обрела новую жизнь. У него было много задумок, которыми он не делился с прежним директором, а сейчас резко стал претворять их в жизнь. Он знал, что в министерстве довольны его деятельностью. Осталось только понравиться самому министру.
И вот, в такой день, когда он полностью настроен на встречу, звонит ему этот человек. Звонит, чтобы вывести из себя.

Эльшад называл отца как угодно, но только не «отец». Он считал, что этого слова тот не достоин. Отец бросил его с матерью, когда Эльшаду уже было четырнадцать. Это явилось большим потрясением для мальчика. Но первые пару лет они продолжали общаться.
Потом мать Эльшада сильно заболела. У неё обнаружили опухоль. Несколько месяцев они бились за жизнь. Отец навещал их каждый день. Последний месяц мама постоянно бредила, и всегда вспоминала отца. Она перестала узнавать Эльшада, который буквально не отходил от неё ни на шаг, взвалив на свои юные плечи весь груз ухода за больным человеком. А говорила только об отце, спрашивала о нём, звала его к себе. Даже умерла она с его именем на устах. Это бесило Эльшада. После смерти матери он объявил отцу, что не желает знать его.

Эльшад остался совершенно один. Помощь отца он отвергал. Работал где придётся, зарабатывал на жизнь и на учёбу. Какая-то жёсткость появилась в нём после смерти матери. Не было у него ни друзей, ни девушки. Закончив институт, он устроился в государственную компанию и, благодаря своей чёткости, исполнительности, а также прекрасному ориентированию в подковёрной борьбе, он быстро делал карьеру.

И вот, наконец, он в шаге от заветной цели. Эта должность – новый этап его жизни. Теперь он будет в элите этой страны. Перед ним открыты все двери. Конечно, он не такой дурак, как Гасанов, чтобы пойти в лобовой конфликт с министром. Но кто знает, может и министра он, Эльшад, переживёт ещё и подвинет в сторону. Уж он-то знает с кем надо дружить, а под кого можно и подкопаться.

Эльшад спустился на лифте вниз. При Гасанове никто кроме него не пользовался лифтом в трёхэтажном здании. Остальные ходили пешком. Эльшаду всегда это казалось глупым. Нет, это не тот метод, которым начальство должно показывать своё превосходство. Эльшад сразу отменил этот запрет, чем вызвал широкое одобрение коллектива. Он ввёл и некоторые другие изменения, в результате которых людям стало казаться, что грядут реформы.

Сев в машину, Эльшад коротко сказал водителю куда ехать. Он пока не поменял водителя Гасанова. Но и попытки многоречивого шофёра завязать панибратские отношения с новым шефом решительно пресёк.

В министерстве ему сказали ждать. Министра не было, но он должен был появиться с минуты на минуту. В ожидании Эльшад открыл свою папку и стал штудировать документы.
Зазвонил мобильный. Это была его жена.

- Да, Айтен, слушаю.
- Как дела?
- Нормально. Говори быстро. Я очень занят.
- Тебе звонили из больницы скорой помощи. Говорят...он... ну, в общем твой отец в больнице. В реанимации.
- Что с ним?
- С сердцем что-то. Он дал наш номер. Просил срочно приехать.
- Мне некогда.
- Эльшад, но...
- Мне некогда! Я занят. Пока!
- Подожди, Эльшад. Это всё-таки твой отец. Может пойдёшь? Подумай, ты ведь не простишь себе потом.
- Ты всё сказала?
- Да. Всё.
- Спасибо. Прошу впредь не вмешиваться в мои дела.
- Я думала у нас общие дела.
- Это тебя не касается. Этот человек никто для меня. Значит, и для тебя. Всё. Разговор окончен. Я, действительно, занят.
- Может тогда хоть я схожу?
- Как хочешь. Мне всё равно. Пока.

Он в раздражении дал отбой. Конечно, ей легко быть такой доброй. Ей не пришлось пережить того, что пережил он. Она девочка из благополучной семьи. Что она понимает в его жизни? Что она знает о том каково пробиваться самому? Она всех жалеет, всем хочет помочь. Кто ему помог, когда он был один? Кто его пожалел?

Эльшад постарался сконцентрироваться на бумагах. Время ожидания тянулось долго. Начался и закончился обеденный перерыв, прошло ещё пару часов, министра всё не было. Вдруг в коридоре почувствовалось оживление.
- Идёт!

Все кто был в коридоре быстро юркнули по кабинетам. Эльшад остался один. Двери лифта открылись. Министр, маленького роста, тучный человек в сопровождении ещё нескольких людей вышел и направился в сторону кабинета. Из «предбанника» выскочила секретарша и встала у дверей. Не обращая внимания ни на кого, министр зашёл к себе. С ним вместе вошёл только ещё один человек. Через минуту секретарша суетливо вносила в к нему поднос с чайником, стаканом и сладостями. Эльшад прождал ещё не менее получаса, пока, наконец, замминистра не вышел из кабинета.
- Сегодня не получится встретится с ним. Но у меня хорошие новости для Вас.
- Да? И какие же?
- Он решил утвердить Вас. Завтра будет приказ. Так что, продолжайте работать. Познакомитесь через месяц, на коллегии.

Сердце Эльшада забилось быстрее. «Вот он, момент истины!- почему-то подумал он.» Уже потом, когда он спускался вниз по лестнице, Эльшаду пришла в голову мысль, что министр просто пренебрёг встречей с ним. Но он не очень расстроился от этого. «В конце концов, это министр. Представитель правительства. Времени в обрез. С каждым не встретишься.»
Эльшад сел в машину. Рабочий день подходил к концу. На работу он сегодня уже не поедет.

- Домой! – коротко скомандовал Эльшад водителю. Машина тихо поползла по дорожным пробкам вечернего города.

Снова позвонила жена.
- Эльшад, я звоню из больницы.
- Ты всё-таки пошла?
- Да.
- И что?
- Он умер.
- Умер?
- Да.
- Когда?
- Только что. Меня пустили к нему на пять минут. Он был без сознания. Потом вдруг пришёл в себя. Спросил кто я. Я сказала, что твоя жена. Он спросил меня: «Эльшад тоже здесь?» Я сказала нет. Он сказал мне: передай ему, что я всегда любил его и горжусь его успехами. Потом опять потерял сознание. Через десять минут он умер.
- Я еду туда.
- Хорошо. Но я уже уезжаю домой.
- Подожди меня.
- Нет, Эльшад, я ухожу.

Она повесила трубку. Эльшад был подавлен. В волнении он совсем забыл, что не сказал водителю поменять маршрут. Очнулся только у дома.
- Поехали в БСМП (прим.- Больница скорой медицинской помощи).

В больнице Эльшад подписал какие-то бумаги. Увидеть отца желания он не изъявил. Труп стали готовить к выдаче. Эльшад остался ждать в вестибюле. По телефону он стал улаживать все вопросы с транспортом, похоронами.

Эльшад стоял у окна, когда на плечо его легла чья-то рука. Обернувшись, он увидел своего бывшего начальника, Гасанова.
- Прими мои соболезнования, Эльшад.
- Спасибо, Фарид Гасанович. Как Вы узнали?

Гасанов немного помолчал. Потом промолвил:
- Я знал твоего отца. Мы были друзьями. Даже дальними родственниками.
- Никогда не знал об этом.
- Он просил не говорить тебе об этом.
- Вы знали, что я сын Вашего друга?
- Конечно, знал. Твой отец обратил моё внимание на тебя. Он всегда спрашивал о тебе. Интересовался тобой. Он очень сильно переживал разрыв с тобой. Сколько раз я хотел поговорить с тобой, но он не позволял мне. Боялся повредить твоей работе.

Эльшад молча сел. Он не знал, что сказать. Все эти годы он отказывался от помощи отца, но, в конечном итоге, именно отец помог ему в его карьере. Помог молча. Так, что Эльшад и не почувствовал этого. Так, как может помочь только близкий, любящий человек.

- Я рад, что в конце концов Вы помирились. Он сказал мне об этом сегодня утром, когда звонил, чтобы узнать твой рабочий номер. Сообщил, что в больнице.

Слёзы навернулись на глаза Эльшаду. Даже умирая. отец подумал о нём. Не хотел, чтобы перед Гасановым Эльшад предстал плохим сыном. Вся ненависть к отцу, которая годами сидела в груди у Эльшада куда-то испарилась. Перед его глазами встал человек , который много лет незримо находился рядом с ним, в то время когда Эльшад считал себя совершенно одиноким.

Наконец, тело вынесли. Эльшад подошёл, откинул простыню и посмотрел в лицо отца. Он очень постарел и похудел за все те годы, что они не виделись. Мысленно он представлял себе отца совсем другим. Эльшад снова накрыл тело простынёй, помог санитарам вынести носилки и погрузить в машину.

Домой он вернулся за полночь. Айтен не спала.
- Ты ел что-нибудь?
- Нет. И не хочу.
- Когда похороны?
- Завтра.
- Ты пойдёшь?
- Да.
- Зачем? Занимайся своими делами. Теперь ему это не нужно.
- Прекрати.
- Почему? Разве я не права? Ты нужен был ему живому. Мёртвому это ни к чему.
- Я не мог приехать.
- Почему?
- У меня была назначена встреча с министром.
- Ты бы мог сказать ему, что твой отец при смерти.
- Я не должен оправдываться перед тобой.
- Встретился с министром?
- Нет
- Ты не встретился с человеком, который мечтал об этом, ради встречи с человеком, который не захотел тебя видеть.
- Я не хочу больше это обсуждать.
- И не надо. Обсуждать больше нечего.
- Давай спать.
- Давай. Только ещё одно хочу тебе сказать.
- Говори.
- Я ухожу от тебя. Завтра утром. Навсегда. Я хотела уйти вечером. Но решила дождаться тебя. Ты переночуешь на диване или я?
- Может не будем спешить?
- Именно надо поспешить. Через некоторое время я привыкну к этому, буду считать, что всё нормально. Чувства притупятся. Нет, я не хочу привыкать. Я поняла, что ты – чудовище. Ты не способен к прощению, к состраданию. Я знала, что твоя карьера важнее всего для тебя, но не знала, что это так далеко зашло. Я не хочу стать такой же. Слава Богу, у нас нет детей.
- Всё не так как ты думаешь. Ты многого не знаешь.
- Может быть. Но я видела твоего отца. Видела его взгляд, полный надежды, что он увидит тебя. И видела, как эта надежда умерла в нём. Увидела его потухшие глаза.
- Я очень устал и не хочу говорить об этом.

Эльшад пошёл спать на диван. Заснуть он не мог. Перед глазами стояла мать. Он вспоминал, как мать умирала, называя имя отца. Вспомнил, как отец обнял его за плечи, когда мать испустила дух, и как он, грубо оттолкнув его, выбежал из комнаты.

Утром Айтен уехала на такси. Эльшад сам помог спустить чемодан. Отговаривать её он не стал.

На похороны пришло много людей. В основном сотрудники Эльшада, его многочисленные знакомые. Люди, которых Эльшад никогда и не видел, но которые не могли упустить возможность выразить соболезнования такой значимой персоне. К вечеру приехал сам замминистра с целой свитой менее мелких чиновников. Коротко выразив соболезнования и задав несколько ожидаемых вопросов о возрасте отца и причине смерти, он заговорил о новой должности Эльшада. Потом разговор перешёл на привычное обсуждение новых назначений. Эльшад лично проводил замминистра.

На следующий день Эльшад вышел на работу. Начался обычный рабочий день. Ещё через несколько дней вернулась Айтен.

Чувства притупились. Всё было нормально. Жизнь продолжалась.