Рассказ 4. Пединститут. Курсы. Война

Вера Третьякова
В НАЧАЛО: Слово о Бугринской школе: http://www.proza.ru/2011/09/24/1443.
Вернуться к предыдущему рассказу 3:  http://www.proza.ru/2011/09/26/1326

Рассказ Александры Леонидовны Мешковой. Продолжение.

В 1940-м году сдала я экзамены в школе и поступила в институт. В Новосибирский педагогический. Месяц или меньше проучилась, по коридору иду -  вижу объявление: «Обучение платное, 125 рублей». А папа тогда 60 рублей получал, он возчиком работал в какой-то артели.
Я тут же подала заявление на годичные курсы. В воскресенье пришла домой и похвалилась маме: «Я из института ушла, поступила на годичные курсы. После десяти месяцев пойду работать». - «Ну, и ладно».
В первый день занятий захожу в аудиторию и вижу: Тамара Макарова сидит на последней парте. Ой, как я обрадовалась своему человеку. Ой, думаю, Господи, сама судьба меня свела с Тамарой. Так мы с ней и проучились весь год за одной партой и в общежитии жили в одной комнате. Ещё были девушки с разных курсов, одиннадцать человек в комнате.
А по воскресеньям я домой ходила. Пешком до Бугров. В столовой института выпекали очень вкусный круглый хлеб, я покупала половину булки и каждое воскресенье приносила домой. И все этот настоящий хлеб ели, без всяких примесей. Мне тогда стипендию платили 32 рубля.

В пединституте училась на курсах иностранного языка, немецкого.  Анна Александровна, которая у нас в школе преподавала немецкий, сильно нам внушила знание иностранного языка. Она нас приучала к разговорной речи. На уроке очень мало было русских слов, почти все - на немецком.

«А ты поступала в институт на какой факультет?» – «Геофак». – «А потом на курсы немецкого языка пошла?» - « Да». - «А что, курсы были только по одному предмету?» - «Нет, ещё были по математике, по литературе… Географии не было. Если были – пошла бы.  А какой из меня математик?»
«А почему ты на литературу не пошла, почему именно на немецкий?» - «Ну, да вот так: «Втемяшится в башку какая блажь, колом её оттуда не вышибешь»…  По русскому и литературе я хорошо училась, но Анна Александровна «пересилила»…

Вот мы с моей подружкой Тамарой  Макаровой закончили  эти курсы.
В июне у нас экзамены были. Сдавали их не в институте, а по разным школам. Война ещё не началась, а нас уже разбросали по разным школам.
Последний экзамен сдала и пошла в пединститут взять справку из библиотеки, что я ничего не должна. Подхожу к зданию - стоит машина. Что-то грузят, тюки таскают, мешки: то ли документы, то ли библиотеку.  Голову подняла - на всех окнах белые занавески. Уже госпиталь.
А я не знала, почему белые занавески, бестолочь была такая, пришла в школу, где справки получали, спрашиваю: «А что это у нас в институте белые занавески висят?» - «А ты что, не поняла? Это госпиталь». Это было 25-ое июня.
А когда мы ещё учились, в одном кабинете были все стены крашены. И как раз наша аудитория была напротив этого кабинета.  А я спрашиваю: «Почему это там стены все крашеные?» Учительница у нас была, вела практику по иностранному языку, говорит: «Здесь будет операционная». Мы не поверили. Война ещё не началась…

Как я узнала, что война началась? В воскресенье вернулась из дома в общежитие, а все девчонки сидят на кроватях.
Я говорю: «Что-то сегодня вы все дома». – «А ты разве радио не слушала?» - «А что?» - «Так война началась!»

ДАЛЬШЕ: Рассказ 5. На работу: http://www.proza.ru/2011/09/30/1077