Пол Кингснорт - Кризис масштабов

Виктор Постников
26 сентября, 2011
The Guardian

Леопольд Кор предупреждал еще 50 лет назад, что гигантская глобальная система будет расти до тех пор, пока не лопнет.  Нам бы прислушаться...

Жить во время коллапса любопытное занятие. Возможно самое любопытное то, что никто не хочет признать коллапс коллапсом.  Результаты накачивания «роста» на протяжении полувека становятся все очевиднее, все труднее их отрицать по мере крушения экономик и «уверенности в завтрашнем дне». Но наши лидеры по-прежнему смело держат планку. Никто не хочет первым признаться:  дыру в плотине уже не залатать.

Слушать политического лидера сегодня все равно, что слушать проповедь священника, потерявшего веру, но отчаянно пытающегося скрыть этот факт, даже от себя самого. Понаблюдайте за Ником Клеггом, Дэвидом Камероном или Эдом Миллибандом, произносящими бодрые банальности перед своей партийной паствой.  Послушайте Ангелу Меркель, Николя Саркози или Джорджа Папандреу, делающими вид, что все хорошо. Поизучайте выражение лиц Барака Обамы или Бена Бернанке, когда они рассуждают о «росте» как если бы это был языческий бог, которого надо умиротворить бросанием фиктивных  денег в жерло вулкана.

В подобные времена, люди ищут ответов повсюду. Время кризиса, это также время для освобождения мысли, которая, будучи запертой на периферии, теперь движется к центру. Когда все разваливается, просыпается аппетит к новому, и всегда находится много людей, готовых его утолить своими «большими идеями».
Но вот вопрос: а что если «большие идеи» - часть самой проблемы?  Что, если проблема в самом масштабе?

Разворачивающийся в настоящее время на мировой сцене  кризис – это кризис роста.  Нет, это не кризис, вызванный слишком малым ростом, - о чем нам постоянно говорят – это кризис слишком большого роста. Банки выросли до таких размеров, что их коллапс приводит к коллапсу всей глобальной экономики. Для их спасения они накачиваются огромными траншами общественных денег, что в свою очередь ускоряет социальный кризис на улицах западных стран.  Европейский союз стал таким большим, таким необъятным, что  вот-вот сам развалится.  Корпорации выросли до такой степени, что наступают на демократию и создают глобальную плутократию для обслуживания собственных интересов.  Человеческая экономика стала настолько большой, что способна изменить состав атмосферы на планете и привести массовому вымиранию видов.

Леопольд Кор был одним из тех, кого не удивил бы сегодняшний кризис, вызванный масштабной человеческой деятельностью. Кор, о котором вы возможно не слышали, заслуживает того, чтобы считаться одним из самых важных политических мыслителей.  В отличие от Маркса он не основал никакого мирового движения, не был вдохновителем революций.  Он был скромным, противоречивым мыслителем, но не поэтому его идеи игнорировались на протяжении полувека. Они игнорировались, потому что не тешили эго властолюбцев, буть то революционеров или плутократов. Мессидж Кора это фактически прямой вызов и тем, и другим. "Если что-то не выходит," объяснял он, "ищите причину в чрезмерном масштабе."

Кор родился в 1909 г. в небольшом австрийском городе Оберндорфе.  Детство, проведенное в небольшом городке,  критический анализ экономической и политической теории  в Лондонской школе экономики, опыт создания анархистского государства во время гражданской войны в Испании, где он работал военным корреспондентом, и тот факт, что он был вынужден убежать из Австрии с приходом нацистов, - все это способствовало тому, чтобы с подозрением относиться к властьимущим.

Поселившись в США, Кор начал писать книгу, чтобы выразить во всей полноте свои мысли. Опубликованная в 1957 г. , книга «Расчленение наций» (The Breakdown of Nations) представляла собой радикальный взгляд на историю:  в ней говорилось, что небольшие государства, небольшие нации и экономики – более мирные, более процветающие и более творческие, чем великие державы или сvпердержавы. Это утверждение не получило поддержки. Он жил в начале космического века – времени непоколебимой веры в прогресс, в гигантистскую технологическую судьбу человечества. Политические обозреватели со всей серьезностью  говорили о создании мирового правительства, как следующего этапа в объединении  человечества. Кор находился в глубоком противоречии с бытовавшими в то время настроениями.  Позднее он горько отмечал: «Критики отвергали мои идеи на том основании, что я был поэтом".

Кор утверждал, что проблемы общества вызываются не конкретными формами социальной или экономической организации, а размерами общества.  Социализм, анархизм, капитализм, демократия, монархия – - все они могут хорошо работать в условиях т.н. "человеческих масштабов", т.е. масштабов, в которых люди могут принимать участие в системах, управляющих их жизнью.  Но как только масштаб разрастается до размеров современных государств, все системы становятся подавляющими. Изменение системы, или идеологии на которой она базируется, не снимет подавление – что и показал ряд революций – потому что "проблема не в системе, а в ее масштабе».

Основываясь на исторических фактах, Кор показал, что, когда у людей слишком много власти, в условиях любой системы, они ею злоупотребляют. Поэтому задачей было ограничить власть, которую мог бы получить отдельный человек, организация или правительство. Решением мировых проблем должно быть не большее единство наций, а их  большее разъединение. Мир следует разделить на множество малых государств, приблизительно равных по размеру и влиянию, чтобы предупредит рост и доминирование какого-либо одного государства. Маленькие государства и маленькие экономики более гибкие, более способные выстоять экономические бури, менее подвержены разрушительным  войнам, и более отвественны перед своим народом. И кроме того, они более креативны. На примере из средневековой Европы, автор «Разрушения наций», убедительно показывает, что многие достижения западной культуры, от соборов и произведений искусства до научных открытий, получены в небольших государствах.

Чтобы понять профетическую силу Кора, нужно прочитать «Расчленение наций». По мере чтения вы будете многое узнавать и у вас пойдет мороз по коже.  Увеличение масштабов, предсказывал Кор, приводит к тому, что они становятся все больше: "Переход через определенные пределы приводит к тому, что, возникает проблема неуправляемости". Требуется все больше власти, чтобы управлять системой.  Рост становится канцерогенным и бесконечным, и у него есть только один возможный конец - коллапс.

В настоящее время мы достигли точки, о которой предупреждал Кор полвека назад: точка, в которой «не рост служит жизни, а жизнь служит росту, т.е. извращена сама цель существования».  "Кризис масштаба"  уже с нами, но мы, не понимая истинных причин затруднений, пытаемся вылечить его тем же способом: фискальными союзами, сплочением мировых правительств, геоинженерией, экономическим ростом. Большие масштабы, как это ни прискорбно, по-прежнему прекрасны для тех, кто привержен машине роста.

Это не должно нас удивлять.  Это не удивляло Кора, который в отличие от своих утопических критиков, никогда не смешивал стремление к радикальным переменам с тем, что происходит в реальности. Напротив,  его пессимистический, но честный вывод, дает надежду: как умирающая звезда, гигантистская мировая система в конце концов падет на саму себя,  и весь цикл роста начнется снова. Но прежде чем это случится,   "между эпохами оледенения и доминирования власти", мир должен стать еще раз  "маленьким и свободным".


_______________________________________
Пол Кингснорт – писатель, эколог и поэт.  Печатается во множестве журналов. Автор нескольких книг.
© 2011 Guardian News and Media Limited