Концерт по заявкам

Галина Алинина
               


             Термометр за окном опять показывал  минус 37. Который день из-за морозов отменяли занятия в школе. Заодно и дочку не веду в детский сад,
оставляю  с   сыном– шестиклассником. Вот и коротают они  время вдвоём до моего прихода.

               Очередная командировка отца на один из северных его объектов в этот раз затянулась, и мы с ребятишками, запертые лютыми морозами и  ледяными  ветрами  дома, откровенно скучали. В большой квартире было прохладно и мы устраивались вечером на кухне  возле обогревателя и телевизора.

                Вот и в тот  субботний вечер я что-то шила. Дочка, которой в  то время было шесть лет, сидя на расстеленной шубе, лепила  на низенькой табуреточке  из  пластилина зайца, почему-то, зелёного цвета. А сын собирал на столе  конструктор  из перфорированных алюминиевых  планок.

                Неторопливо работая иголкой,  я замурлыкала:

«Вот  мчится тройка почтовая
 По Волге-матушке зимой,
 Ямщик, уныло напевая,
 Качает буйной головой».
            Ребятишки неожиданно прислушались и на словах:

«Ох, барин,барин, скоро святки,
И  ей не быть уже моей,
Богатый выбрал, да постылый,
Ей не видать отрадных дней»

Оба подняли головёнки и тревожно уставились на меня. А я,  поощряемая вниманием моих драгоценных зрителей , уже громче допела:

«Ямщик умолк  и кнут ремённый
С голицей  зА  пояс заткнул.
- Родные, стой! Неугомонны!-
Сказал, сам горестно вздохнул».

               - Мама,- вдруг  спросил  сын,- а ещё  есть такие песни?
               - Какие?
               - Ну, такие, настоящие, про жизнь.
               - Есть!  Все русские песни про жизнь. А вот послушайте.
Мальчишка решительно выключил телевизор.         

«Почему ты, ямщик, перестал песню петь
И так в сторону смотришь тоскливо?
Колокольчик в степи продолжает звенеть,
А тебя не слыхать, друг мой милый?»

«Это было давно, год примерно, назад,
Вёз я девушку трактом почтовым.
Круглолица она, словно  тополь стройна
И  покрыта  платочком шелковым.
……………………………………………..
Вдруг казачий разъезд перерезал нам путь,
Тройка борзых, как  вкопана стала.
Кто-то выстрелил вдруг прямо в девичью грудь,
И она, как цветочек, завяла.

На  прощанье она лишь успела сказать:
- Я,  ямщик, из тюрьмы убежала.
Жаль лишь только одно, молодой умирать,
Я ведь людям свободы желала».

             Моя маленькая с широко раскрытыми глазами, в которых блестели слезинки, забыла о зайце.

               - И ещё есть песни  ямщиков. Дороги в России долгие.Вот и пели они для души, да для седоков, пассажиров своих.

« Когда я на почте служил ямщиком,
Был молод, имел я силёнку.
И крепко же, братцы, в селеньи одном
Любил я в ту пору девчонку…»

                - А ты только про ямщиков знаешь?

Мне уже хотелось перед редкими моими слушателями исполнить всё, что я давным-давно любила и не имела случая спеть.

«Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе – горькое по свету шлялося
И на нас, невзначай, набрело.

Ой, беда приключилася страшная,
Мы такой не знавали вовек.
Как у нас, голова бесшабашная,
Застрелился чужой человек!»

Допела  я. Сидят мои притихшие галчата.

                - Ну, что? Спать пора?

                - Нет, спой ещё о чём-нибудь.

И пела я, как  на «концерте по заявкам»:

«Ой, да не вечер, да не вечер,
Мне малым- мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
………………………………
Налетели ветры злые,
Да с восточной стороны
И сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы».

А потом о горькой судьбе девушки, которую венчают с  нелюбимым.

«У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была…

Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна,
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.

Когда ей священник на палец
Надел  золотое кольцо,
Из глаз её горькие слёзы
Ручьём полились на лицо».

Уже и конструктор был забыт. Положил мой мальчишка подбородок на руки:

                - Какие песни! Не песни, а  рассказы, да повести! Только всё грустные какие-то.
                - Мало весёлого в русской жизни было, сынок, вот и песни такие сложились. А уж о несчастной любви, да, оставленных, обманутых девушках, песен не счесть. Как-нибудь ещё соберёмся, я вам спою и
«Окрасился месяц багрянцем»,  и  «Шумел камыш»,  и  «Златые горы», и 
«Под окном черёмуха колышется»… И все они про горькую девичью судьбу.

                Ну да, слушайте, мои дорогие, напоследок, мою любимую:

«По Муромской дорожке стояли три сосны,
Прощался со мной миленький  до будущей весны.
Он клялся и божился одну меня любить,
На  дальней  на сторонке меня не позабыть.

Однажды мне приснился ужасный страшный сон,
Что милый мой женился, нарушил слово он.
А я над сном смеялась при  свете бела дня,
Не  может  того статься, чтоб мил забыл меня.

А вскоре сон мой сбылся и раннею весной
Мой милый воротился с красавицей-женой…»

          Смотрю, и маленькая моя облокотилась на свою табуреточку,  подперев по-женски  щёки кулачками:
          - Мам, а давайте сегодня постелем и втроём ляжем.
          - Ну, что же, давайте!               
   
Так  хорошо нам было в тот вечер. Так тепло убаюканы мы были нашими песнями, что доныне это чувство живёт в моей душе.

            Больше такого вечера у нас не случилось. Назавтра  подул  западный  ветер,  принёс  потепление  и, уставшие  от  домашнего «заточения» ребята,  допоздна пропадали на катке.  Усталые,  добирались  домой  и валились спать.

             А  потом  вернулся  наш отец, человек, как всегда, занятой, не обладающий  излишней сентиментальностью, чтобы погружаться в наши с детьми откровения.  И, казалось, «концерт» наш забылся.  Но как-то дочка подошла:
             - Я всё думаю.Тот, у которого ветер чёрную шапку с головы сорвал,
жив  остался  или нет?
             - Жив!  Конечно, жив! Только об этом в другой песне.


Сколько лет прошло. Выросли дети. И у них уже свои дети. А тот «Концерт по заявкам» вспоминаю я, как самый дорогой вечер в моей жизни. Не знаю, помнят ли они его. Хотелось бы спросить, да как-то неловко  напоминать про моё «выступление».

https://www.youtube.com/watch?v=JJA338XVe5M (По Муромской дорожке).