БМВ и Ауди

Михаил Алексеевичъ
В 1996 году мой приятель решил приобщиться к клану автолюбителей. Я, естественно, вызвался ему в этом деле помочь. Описание самого процесса выбора заслуживает отдельной статьи, поэтому замечу лишь, что в конце концов мы остановились на двухдверном БМВ-318i 1984 года выпуска с двигателем М10 и системой впрыска топлива L-Jetronic. Состояние автомобиля идеальным назвать было нельзя, поскольку прежний хозяин заботливостью и аккуратностью не отличался. Тем не менее, для его нормальной эксплуатации, если не считать мелочей, требовался лишь ремонт передней подвески (несколько позже – рулевого механизма). Иномарки мне были к тому времени уже не в диковинку, однако близкое знакомство с БМВ было достаточно интересным. Посадка за рулём очень напоминала любимый "Москвич-2140": так же удобно расположены педали и руль, и локоть левой руки точно ложится на подлокототник. Ни к чему привыкать не надо, такое ощущение, будто ездил на этом автомобиле всю жизнь. Садясь же за руль "Жигулей", я всегда испытывал неудобства. Двигатель по характеру также напоминает "Москвичовский", недаром они родственники... Низы вяловаты, на высоких оборотах ощущается знаменитый "подхват БМВ".
Особых хлопот в эксплуатации БМВ не доставлял. Система впрыска топлива оказалась надёжной. Передняя подвеска после ремонта не беспокоила, даже амортизаторы, которые  на наших дорогах выходят из строя довольно часто, работали безукоризненно. Конструкция передней подвески довольно простая и не совсем обычная: рычаг подвески соединяется с кузовом посредством шаровой опоры. При условии целостности пыльников эти опоры весьма долговечны. В рееечном рулевом механизме при эксплуатации на плохих дорогах могут появиться люфты и стуки. Задняя подвеска выполнена на продольных рычагах, причём оси, вокруг которых качаются рычаги, не перпендикулярны продольной оси автомобиля, поэтому угол развала колёс меняется в зависимости от угла поворота рычага (при больших нагрузках развал становится отрицательным). На пожилых автомобилях рычаги деформируются, поэтому отрицательный развал может иметь место и без нагрузки. Бывает, требуют замены резинометаллические втулки, через которые задняя балка крепится к кузову. Могут разрушиться верхние опоры амортизаторов.
Трансмиссия также надёжна и долговечна. Четырёхступенчатая коробка передач работает очень чётко. Правда, мне приходилось видеть на этих коробках разрушение заднего подшипника промежуточного вала, но это скорее исключение, чем правило. Схема переключения передач не очень удобна, новички часто путают первую и заднюю передачи. На автомобиль приятеля я установил звуковой индикатор включения задней передачи, он оценил это весьма высоко. К сожалению, редуктор (главная передача) у этих автомобилей часто воет (о случаях разрушения редуктора слышать не приходилось), это буквально считается их болезнью...
Двигатель М10 достаточно простой и неприхотливый. Регулировка клапанов доступна даже начинающему автомобилисту. Большим плюсом в наших условиях является наличие стального картера (если говорить строго, то поддона картера, поскольку картером является нижняя часть блока цилиндров, однако сейчас этот термин не употребляется), чего нельзя сказать о последующих моделях БМВ.
Из особеностей электрооборудования отмечу не совсем обычный алгоритм включения фар (наружные, с однонитиевыми лампами, включаются вместе с габаритом и горят постоянно, внутренние подключаются при дальнем свете) и наличие в приборах платы INSPECTION. Информацию последней профессионалы воспринимают критически, дилетанты же часто слепо ей доверяют.
Некоторые считают недостаточно прочными передние боковины кузова (места опоры стоек подвески), однако они всё же прочнее, чем у "Опеля-Рекорд". Кузова БМВ тогда не цинковали, поэтому на старых автомобилях возможны очаги коррозии.
Лично мне концепция БМВ Е30 очень нравится. Небольшой по габаритам автомобиль классической компоновки, с качеством "от БМВ", простой, надёжный и выносливый, он как раз соответствует нашим (отнюдь не тепличным) условиям эксплуатации.
Однако время берёт своё, да и моральное старение – вещь не последняя. В итоге в 2000 году мой приятель решил сменить автомобиль на более новый. В этот раз выбор пал на "Ауди-80" 1989 модельного года с достаточно редким карбюраторным двигателем RU и катализатором. Коробка передач, как и у БМВ, была четырёхступенчатой, и точно так же отсутствовал тахометр. Первая же поездка показала, что в салоне "Ауди" тише, чем в БМВ. Естественно, переднеприводный автомобиль ведёт себя несколько иначе, что поначалу моему приятелю показалось непривычным, однако высокую курсовую устойчивость он вскоре оценил. Отдельно надо остановиться на двигателе RU. Судя по всему, у него сужены фазы газораспределения, поскольку на низких оборотах мотор необычайно тяговит ( с соответствующим увяданием на высоких оборотах) – полная противоположность М10. Пожалуй, для местных условий эксплуатации такой двигатель подходит даже больше. Двигаться на переднеприводном автомобиле с тяговитым двигателем по горным серпантинам – одно удовольствие.
Поскольку мой приятель – дизайнер, то о дизайне автомобиля следует сказать особо (по-моему, это итальянская школа). Большой наклон лобового стекла, плавные обводы, не совсем обычная задняя часть придают облику автомобиля элегантность и стремительность. Даже сейчас, через столько лет после появления на свет, автомобиль, что называется, смотрится (чего не скажешь об "Опеле-Вектра-А"). Справедливо ли его называть "старой лоханкой" (журнал "За рулём", №11 за 2000 год, стр. 54)?
К сожалению, обзорность через заднее стекло у "Ауди-80" похуже, чем БМВ Е30, и, конечно же, хуже, чем у "Москвича-2140". Последний в этом отношении, по-моему, просто не имеет себе равных. Да и вообще, за рулём БМВ Е30 я чувствовал себя уютнее. К тому же у него более лёгкий руль (оба автомобиля не имели гидроусилителя). Сцепление БМВ мне тоже понравилось больше. Важная деталь: у "Ауди-80", как и у БМВ, сцепление имеет гидропривод, что, несомненно, является положительным фактором.
На заднем сидении "Ауди" заметно просторнее, чем в БМВ 3 серии (последние не зря называют автомобилями, которые снаружи больше, чем внутри). А вот багажник "Ауди" семейному человеку вряд ли понравится.. Зато задняя передача в "Ауди" включается, как в "Жигулях", с первой её не спутать.
Электрооборудование "Ауди" также имеет свои особенности. Приборы мне понравились меньше, чем у БМВ. Указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива выполнены тепловыми. Система контроля давления масла – оригинальная, со звуковым индикатором и двумя датчиками, причём нижний имеет нормальноразомкнутые контакты (кстати, он вышел впоследствии из строя). Не понравилось мне и то, что в задних фонарях применяются двухнитиевые лампы. Привод спидометра у обоих автомобилей -  электрический. У "Ауди", в отличие от БМВ, стоит электровентлятор системы охлаждения (по-моему, он удобнее вискомуфты).
Двигатель оснащён гидрокомпенсаторами и не требует регулировки клапанов. Разумеется, зубчатый ремень нужно вовремя заменять. Возрастные болезни – как и у остальных автомобилей. Могут, например, потечь сальники (спереди их несколько), в том числе и клапанные. При больших пробегах, естественно, потребуется ремонт цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Картер (поддон) – стальной. В целом тяговитый RU больших хлопот не доставляет.
Коробка передач в целом также достаточно надёжна. Из-за наличия в одном картере с ней гипоидной главной передачи для неё можно использовать только трансмиссионное масло класса качества по API не ниже GL-5.
Ходовая часть "Ауди" требует к себе внимания не больше, чем у других переднеприводных автомобилей. Передние амортизаторы, шаровые опоры, рулевые тяги, резинометаллические втулки – всё это расходные материалы. Задние тормозные барабаны отлиты заодно со ступицами (мне сразу вспомнился "Москвич-401").
Кузов "Ауди" по части коррозийной стойкости превосходит БМВ, поскольку выполнен оцинкованным, да и передние боковины, пожалуй, покрепче. Однако крепление аккумуляторного гнезда у "Ауди" более хлипкое.
В целом же "Ауди-80", или, как его называют в России, "бочка" ( я же назвал автомобиль приятеля "Хорьх" в честь основателя этой марки (а ведь на "Хорьхе" ездил сам Штирлиц!)) – автомобиль простой по конструкции и легкоремонтируемый, имеющий выразительный облик и обладающий хорошей управляемостью. Заднеприводный седан БМВ Е30 призвёл впечатление более солидного и основательного автомобиля. А вообще, оба автомобиля несложны в устройстве и обслуживании и вполне подходят для эксплуатации вне  фирменного сервиса и автобанов.