Страсти Государевы, ч. 2

Виктор Шмаков
Ироничная трагедия в трёх частях, ч.2

часть 1 - http://www.proza.ru/2011/09/21/253
часть 3 - http://www.proza.ru/2011/09/28/1295


Второй документ – записи из дневника Президента России. Записи сделаны несомненно с расчётом, что будут прочитаны потомками. Но они были похоронены в архивах охранно-репрессивного органа и лишь довольно-таки случайно обнаружены.

– * –
Для критики властей легко найти причину,
а если не сумел найти,
так можно и придумать.
Как в притче старой про аксакала-старика,
осла и мальчика.
Вот не понравилось кому-то,
что мальчик едет на осле,
а старчок пешком идёт,
ворчит: неуваженье это к старшим.
Они местами поменялись.
Опять не так народу, вновь ворчанье:
теперь старик – детей мучитель.
Вдвоём уселись на осле они –
и вновь упрёки – животину мучают,
совсем уж совести-то нет.
А кончилось всё тем,
что ослика старик взвалил себе на плечи,
так и пошли –
старый осёл молодого везёт.
– * –
Вот так и Президента власть –
что б ты ни сделал,
всегда найдётся, что вменить тебе в вину.
– * –
Обвинять меня взялись
за мою «воцерковлённость»,
ложь поповскую подмогой объявляя
для всякой подлости и лжи властей.
– * –
А что же должен делать я,
коль для России нет другой идеи?
Не в коммунизма ж рай народ вести –
не шибко разбегутся, уже ходили.
И «светлым будущим» капитализма
народ не очень увлечёшь российский –
для него и там-то тоже – всё не так.
– * –
У кого в хозяйстве запустенье,
тот оправдание себе находит
в том, что у других огрехи ищет
и критику на них наводит.
– * –
Критиковать мы все горазды...
Вот и скажи ты мне:
идеею какою наш народ
возможно за собой увлечь?
– * –
И остаётся только – вера.
Не столько даже вера в Бога,
сколь в то, что ты и в этом самобытен,
вернее, правильнее всех других.
Такая вера-самоубежденье
с идеею опять же той
и с логикой простой,
что я хороший,
потому что все вокруг плохи.
– * –
Ведь что такое православие?
А это то, как правильнее Бога прославлять –
так объясняют нам.
Что там католики
иль протестанты,
или ещё неверные какие-то другие?..
Мы веры истинной теперь оплот –
вот в чём идея веры нашей,
чуть не основная.
На этом и приходится играть с народом,
который «уважать» себя лишь может
не уважая прочих всех.
– * –
Стремление ругать других –
неполноценности известный комплекс.
Как это благостно –
в неудовлетворённости собой
найти себе отдушину
в виновниках своих несчастий,
и этим – оправдание себе.
Что мы-то вроде как бы хороши,
а вот все другие хуже,
и к тому же
в заговоре против нас.
Мол, не мешал бы нам никто,
так вот тогда мы славно б жили.
– * –
Нет худшего врага для нас,
чем мы сами есть враги себе.
Уважающий себя, других ругать не станет.
– * –
Ведь не ахти как что-то делать можем мы...
Но безотказный довод есть:
«Если бы я что-то сделал,
так лучше б ихнего в сто раз».
– * –
«Умельцы»... Мать их...!..так!..
«Вот если бы я сделал»...
Торговать нам нечем из того,
что сделали мы сами.
Вся торговля наша – нефть да газ –
природы производство,
а не творенье наших рук.
Себе же всё берём,
что сделано «у них» –
руками их и головами.
Вот тут мы сразу забываем
и о «гордости» своей,
и о том, что пуп Земли.
– * –
Как бы то ни было, выходит,
что для лодырей и неумех,
не верящих в себя,
отличная идея – вера в Бога.
– * –
О том как жить, как думать, поступать –
всё в его «инструкциях» изложено,
и он за всё в ответе,
он мудр, а мы лишь овцы,
идём путём, что в Библии прописан –
то есть прямой дорогой в Рай.
– * –
Конечно, для «овечек» это хорошо.
Поводырю сложнее...
Для меня Господь ведь не советчик –
решенья принимать приходится такие,
которым в Библии советов нет.
– * –
Единственный толковый в них совет,
что если ты народ ведёшь туда,
куда и сам не знаешь,
то надевай ему повязку на глаза,
иль шоры, как для лошадей,
чтоб не сбивались на пути иные,
а шли бы только за тобой,
в тебя, как в Бога веря.
– * –
А ведь, чёрт возьми,
приятно это всё же –
ощущать себя поводырём,
идущим впереди,
и пастырем, и пастухом, и мессией.
– * –
Конечно, понимаю я стремленье
бузотёров всяких, критиканов,
готовых на престол взобраться президентский,
которым тоже «порулить» охота,
и перед стадом встать,
и за собой его позвать.
Обвиняя Президента
в мракобесии религиозном,
сами-то идут путём ведь тем же самым
по отуплению народа –
готовы тоже к «мессианству»,
чтобы «спасителями» стать.
И тоже вот – венок терновый
на голову не прочь надеть,
публично в жертву поиграть...
«На миру и смерть красна»...
– * –
«Марши несогласных»...
Мученики ху... прости меня, Господь,
что чуть не выразился крепко.
– * –
Мне, правда, говорят:
какова, мол, власть у нас,
и оппозиция такая же у власти.
Пожалуй, что и верно, может, в чём...
Но ведь и я скажу:
каков народ, такова и власть ему.
И если раб народ,
то и власть в своей натуре рабская,
без уважения к другим,
и пастуха лишь роль играет.
«Как надо» знает тот пастух –
по Александру Галичу.
– * –
Подальновидней люди скажут:
так вот и надо бы нам цель поставить –
народ чтоб развивать
и выводить его из состояния раба.
– * –
Конечно, это-то всё так...
Но только это ж очень долго –
не только что не хватит
срока президентства,
тут жизни всей не хватит.
И даже не одной ещё – века необходимы.
– * –
И не во времени в одном,
не в сроках только дело...
Нужны для этого ещё
желанье и стремленье всех –
вождей, народа, лидеров его,
и тех ещё,
властителями дум кого мы называем
(понятно дело – это не попы).
– * –
Но где они, когда и что они –
интеллигенция, творцы?..
Лишь заикнулась власть о Боге,
как о «духовном» все вокруг заговорили,
и вслед за ней «уверовали» все.
– * –
А олигархи?
Храмостроительство устроили такое,
какого Русь не видела
за всё прошедшее тысячелетье.
Крещение Руси опять... второе...
– * –
Конечно,
настрой был в этом властью задан,
поскольку власть считает,
что так ей будет легче
водить народ свой «по пустыням».
Народу это тоже проще:
ведомым быть,
а всю ответственность –
на власть свалить.
– * –
Властям, и обществу всему
нужна такая оппозиция,
народ чтоб думать призывала,
могла сказать народу и властям,
как когда-то и о том же самом
поэт сказал:
«Валяйте, играйте в лидера,
дурите других несчастных.
Сегодня сказать: «Политик я» —
признаться: «Я соучастник».
– * –
Вот и вопрос:
так где же оппозиция?
Не та, что бузотёры, а вот та,
которая властителями дум являлась бы.
Скажу без всякого лукавства:
нужна она народу и властям.
Её, увы, лишь единицы.
– * –
Поскольку нет сопротивления
религиозной сей идее,
так, значит, и достоин тот народ
со лживой этой сказкой жить,
быть овцами,
ходить, закрыв глаза,
за пастырями и поводырями.
– * –
«Свободным быть хочу
среди людей свободных» –
сказал когда-то из великих кто-то.
Но мне достался в подчинение
такой народ
(не выбирают, к сожалению, его),
что духом рабским весь пропитан –
и власть такая ж у него.
– * –
И я ведь раб той психологии народной,
уклада его жизни и традиций.
Свернуть махину эту –
мне не по силам.
– * –
Моя задача – не народ улучшить,
а государство
в каком-то должном виде содержать,
чтоб не остаться в памяти потомков
совсем уж никудышным Президентом.
– * –
Хотя за память я спокоен –
не дадут её поганить преемники мои.
Для них задача точно та же –
о себе плохую память не оставить.
Поэтому, как в уголовной шайке
у нас порука круговая:
«Один за всех, и все за одного».
– * –
Давай посмотрим –
ни один правитель не охаян,
у всех одни заслуги лишь.
Что Ленин, что убийца Сталин,
Иван ли Грозный, или Пётр Великий...
Грехи за ними были?
Так с кем же это не бывает?..
Но ведь были и заслуги!
Вот по заслугам и судить их будем мы.
– * –
О том, какой народной кровью
народу эти «подвиги» дались,
мы говорить не будем.
О плохом – ни слова,
поскольку это непатриотично,
и разговор о преступлениях вождей
народные заслуги принижает.
– * –
Вот так мы хитро повернули
всё отношение к истории своей –
то есть всё, что супротив властей,
что значит, также – супротив народа,
фальсификациями будем называть,
а тех «фальсификаторов» –
антипатриотами.
– * –
Поймать нас на обмане не так-то просто,
ведь чаще мы не лжём,
а лишь замалчиваем правду,
то есть то, что нам не нравится,
что «против шерсти» нашей будет.
– * –
И с религией вот так же.
За пару заповедей,
что сама она присвоила себе,
учением духовным назовём.
– * –
Большевики вот тоже –
из коммунистической идеи
религиозную идею сотворили,
а из вождей своих –
святых, Спасителей и мессий,
с их мощами в мавзолеях,
с такой же инквизицией кровавой,
почти как в средние века.
Есть даже «библии» – вождей «труды»,
откуда все должны цитаты брать –
для диссертаций и в газетные статьи,
для лозунгов на стены,
на демонстрации в призывы.
– * –
Про большевиков обычно говорят,
что атеисты, мол, они.
Так вот неправда это.
Борьба с религией для них –
всего лишь конкурента удаление.
– * –
Большевики по сути по своей –
теми же попами были,
с такими же приёмами «работы с массами»,
и с ритуалами, и с песнопением.
Все жили по Заветам по Новейшим,
почти что как сейчас – с Заветами от Бога.
– * –
Теперь вот вся страна в мощах –
и в большевистских,
и в религиозно-христианских.
Чтим и этих, и других –
между собою конкурентов
вплоть до морей народной кровушки,
что пролита за власть над душами народными.
И поклоняемся теперь
их мощам иль мумиям
как где-нибудь в Египте...
– * –
С таким-то отношеньем нашим к мёртвым,
а не к будущим живым,
дай, как говорится, Бог,
чтоб не постигла нас судьба Египта...
– * –
В упрёк мне говорят:
воцерковлением своим
я укрепляю и в морали общества,
и в философии народной
возможность лицемерия и лжи,
и при такой политике религиозной
не надо ждать оздоровления народа,
неуваженье, ложь и лицемерие властей
ему обычно и привычно, в генах у него.
– * –
Оздоровление духовное народа –
задача сложная.
(Хотя бы в дневнике своём,
но уточнить я должен
что понятие «духовное» –
я понимаю как духовность,
а не религию совсем.)
– * –
Хотел бы я себе задачу ту поставить,
но неподъёмна для меня она,
тем более – без помощи народа.
– * –
На народ же наш я не надеюсь –
не будет он другим.
Трагично это, но, к сожаленью, это так –
поэтому пока не до стратегий.
Надежда есть, что Церковь мне поможет
решать задачи тактики сиюминутной.
(Лишь бы нефти, газа
на наш век хватило,
а что потом –
другим решать придётся...)
– * –
Неуваженье это к людям –
их держать за дураков,
и предлагать идеи лживые для них...
– * –
Неуважение, конечно, и обман.
А что же делать?
Это же для их же пользы –
оправдать себя могу я доводом таким.
– * –
Но признаю, что «польза» эта
только для лишь тех,
что днём одним живут –
им с верой в Бога лучше, легче.
Если же вообще о людях, человеках,
то надо улучшать бы их самих.
Чтоб не одним бы днём они лишь жили,
а о потомках думали,
пытались бы развить себя и общество своё.
Ведь общество не может лучше быть
чем люди, из которых состоит оно.
Вот это и должно бы быть
национальною идеей.
– * –
Конечно, если по уму,
то надо это делать
без помощи попов лукавых,
не с их религиозными богами.
– * –
Многие века религиям,
но не сделали они
ни человеков, ни их сообществ
справедливее и лучше.
Весь смысл религии в другом –
для помощи в работе с массами
и утвержденья того,
что с народом можно, да и нужно
лживо поступать.
– * –
А эволюция, конечно, же
с веками в обществе идёт,
как раз таки религиям же вопреки.
Они же развивать людей и общество
не могут, не умеют, не должны –
заложены идеи в них иные
и на все века:
– вся власть дана от Бога,
– и подчинение властям.
– * –
Получается, причём, любым властям.
Хоть даже и случалось при каких из них,
что гонения на церковь были,
однако Власть и Церковь
всегда возможность находили
к сосуществованью мирному,
к сотрудничеству деловому.
Живуча церковь –
она удобный инструмент и помощь
в управлении народом.
– * –
Не идея это – вера в Бога –
а всего лишь инструмент,
одновременно – кнут и пряник.
Чудесное изобретение
неглупых, в общем-то, людей
для всех времён,
цивилизаций всех.
– * –
А вот ещё мне говорят, что есть опасность
в зависимости оказаться
от духовенства высшего
вплоть до шантажа
неудовольствием народным.
– * –
Ну да, опасность есть,
тут закрывать глаза не будем.
В мировой истории примеров много
диктатур теократических,
и времена все эти были
куда уж как не лучшие.
– * –
Церковники – ведь те ещё политиканы.
Хотя и «власти партия»,
но это партия такая,
что её так просто не распустишь,
не перепишешь ей «устав».
– * –
Хоть стелет мягко, держит крепко –
в сожительство вступив единожды,
ты так и будешь с нею жить.
Меж церковью и властью
брак династический, необходимый,
здесь не до любви.
– * –
Такова планида государя –
ласкать, кого не любишь и не уважаешь.
К кому же уважение имеешь,
так во врагах приходится держать.
– * –
И всё вокруг-то – лицемерие и ложь,
и искреннего слова не услышишь...
Вот и самому приходится
и лгать, и лицемерить.
– * –
Поймёт ли кто
как тяжко быть во власти на Руси?..
– * –