Некоторых иных не касается

Татьяна Ларионова
               
I

В 2006-м году моя предпринимательская деятельность приказала долго жить, и единственным источником к существованию осталась небольшая пенсия по инвалидности (около 6000 р.). Заказы как-то резко иссякли, а оплата взносов оставалась. Зарабатывать на чём-то другом, кроме того, на чём я зарабатывала, я не могла по состоянию здоровья. До пенсии по старости оставалось около 8-ми лет.

Жить на 6000р. вместе с дочерью-студенткой и выплатой страховых взносов было сложно, не смотря на то, что дочь уже подрабатывала. Я искала выход из создавшегося положения.

Мне в руки попался закон о досрочном выходе на пенсию, как позже выяснилось устаревший. А, что? А вдруг? Но мне — женщине-инвалиду с детства III группы предпенсионного возраста, родившей и воспитавшей всего одного ребёнка, досрочный выход на пенсию не грозил. В 50- лет для женщин-инвалидов, имеющих ребёнка (детей) досрочный выход на пенсию возможен был в двух случаях:

а) женщина является инвалидом I — II группы;

б) женщина-инвалид III группы родила не менее 5-х детей.

Следовательно, я — женщина-инвалид III группы, родившая всего одного ребёнка, рассчитывать на досрочный выход на пенсию не могла. Больше того, для полноценного начисления трудовой пенсии по старости, согласно этому закону, мне, так же, как и остальным женщинам, необходим был 20-ти летний трудовой стаж. До 20-ти летнего стажа, мне не хватало чуть более 2-х лет. После 18-ти, заработанных до 1996, лет стажа началась моя предпринимательская деятельность.

Из 8-ми лет предпринимательской деятельности, за 2 последние года, страховые взносы были уплачены — по решению суда, через судебных приставов, то есть принудительно. В случае принудительной уплаты страховых взносов, в страховой стаж эти годы не засчитывались. В том, что касается моих первых 6-ти лет предпринимательской деятельности, когда аналогом страховых взносов был, так называемый, социальный налог, который я не уплачивала на законных основаниях, то они не засчитались также.

Совершенно непонятно, почему? 6 лет я получала вознаграждение за выполнение работ, уплачивала то, что мне было положено, а именно — подоходный налог, а стажа не прибавилось. И меня не устраивал ответ специалистов из Пенсионного Фонда (ПФР), что по согласно новой редакции закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»* 20-тилетнего стажа женщинам уже не требуется, достаточно 5-ти лет страхового стажа.

Позже мне на глаза попался Указ Дмитрия Медведева, изданный им в бытность его Президентом (2008—2012гг.). Указ касался включения в трудовой стаж времени, не связанного с уплатой страховых взносов для некоторых категорий граждан как-то: «…космонавтов, военных… безработных, зарегистрированных на бирже… и некоторых иных категорий граждан».

«Некоторых иных» в виде инвалидов и женщин-инвалидов с детьми, да к тому же — одиночек в Указе упомянуто не было, как не были в этом Указе упомянуты и те из инвалидов, которые занимались предпринимательской деятельностью и не уплачивали социального налога, пользуясь положенной им льготой. Между тем, именно этим неуказанным «иным» было труднее, чем кому бы то ни было, зарабатывать на жизнь себе и своим детям.

Мысли о предстоящей пенсии по возрасту и нехватка денег, навели меня на мысль о возобновлении трудовой деятельности. Несмотря на уверения специалистов из Пенсионного Фонда, которые оказались впоследствии правы, в отношении нового подсчёта стажа для пенсии по старости, я решила поискать работу.

II

Как только смогла увеличить свои мобильные возможности, посредством освоения ходьбы с тростью, я направилась в Казённое Учреждение службы занятости населения (КУСЗН) Советского округа, попросту — на биржу труда, где узнала об условиях, оказания содействия в трудоустройстве — инвалидам. В 2012 году начинали говорить о содействии в трудоустройстве инвалидов.

Кто-то сильно завидует инвалидам из-за имеющихся у них возможностей, не работая, получать денежное довольствие в виде пенсии по инвалидности, денег на лекарства, бесплатного проезда на транспорте, скидок по оплате жилья, бесплатных средства реабилитации, санаторно-курортного лечения и т. д.

И совершенно напрасно завидует, ибо у завидующих здоровых людей, в отличие от инвалидов, есть здоровые руки, ноги, глаза, уши и всё остальное, но, поверьте, завистникам говорить об этом бесполезно. Глаза застят, небольшие, но не зарабатываемые деньги и льготы, которые ПФР выдаёт инвалиду на сносную и скромную жизнь.

Дополнительным условием, для инвалидов, по сравнению с другими категориями гражданами, для регистрации в службе занятости в качестве безработных и получения содействия со стороны специалистов биржи труда, является предъявление инвалидом, индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

А далее, как и всем другим гражданам, инвалиду необходимо было предоставить справку о зарплате с последнего места работы, если работа, конечно, в жизни инвалида когда-то была. На получение анализов, обследований и заключений врачей, у меня ушло более двадцати дней, и это, притом, что прохождение большей части обследований в поликлинике, по месту жительства, организовала для меня моя хорошая знакомая — врач, работавшая в ней.

Далее, с полученными анализами, результатами обследования и заключения участкового терапевта, в поликлинике по месту жительства, я должна была идти в бюро медико- социальной экспертизы (МСЭ), для получения ИПР.

Здесь хотелось бы немного рассказать про бюро Медико-Социальной Экспертизы. Оно оставляет после себя, крайне неприятное впечатление, ибо по собственным ощущениям и со стороны инвалид — лицо более ограниченное, в каких-то своих возможностях, чем это кажется здоровым и, зачастую, ангажированным специалистам из МСЭ.

Так, например, мне — просящей комиссию о переобучении на менеджера по продажам первоначально было полуотказано:

— У Вас есть высшее образование. Куда больше? Вы — преподаватель истории. Именно преподавание истории и географии мы рекомендуем получать инвалидам-

— ??? —

Кто знает работу в школе и является инвалидом (в терминах сегодняшнего дня — лицом с ограниченными возможностями), тот очень удивится, узнав, что работа учителем в школе, а реально, именно в школе, а не в вузе, считается подходящей работой для инвалида с проблемами в передвижении.

В типовой городской школе на входе в неё, как правило, высокие ступени без перил (2000-е) и 4 этажа. Кабинет истории или географии может находиться на 4-м этаже, при этом, учительская и актовый зал — на 2-м этаже, столовая и физкультурный зал — на 1-м и т. д.

За рабочий день учителю неоднократно приходится покидать (и возвращаться) свой кабинет для того, чтобы проследить за тем, как школьники ведут себя в столовой, на дежурстве, в физкультурном и актовом зале. Иногда учеников необходимо отвести в медпункт, на медосмотр в поликлинику, а время от времени, вместе с учениками убирать территорию школы.

И это, не говоря уже о лестницах, по которым несутся здоровые дети, и о том, что уроки учителя ведут, не имея, практически, возможности присесть.

Лично мне, в тот период времени, сложно было перейти из кабинета на одном конце коридора в кабинет, расположенный на другом конце коридора. Об этом и о сказанном выше, я и сказала председателю комиссии МСЭ — здоровой, по части органов передвижения, ухоженной женщине, вокруг сорока лет, повторив свою просьбу о переобучении.

Надо сказать, что председатель МСЭ мою просьбу уважила. Очень может быть, потому уважила, что в тот период времени (2012гг.), действительно начали пытаться как-то трудоустраивать инвалидов: переобучать востребованным профессиям, но главным образом, оборудовать специальные рабочие места. Переобучение востребованным и более подходящим, по здоровью, профессиям, призвано было увеличить шансы инвалида на трудоустройство.

Про специально оборудованное место, специалисты из МСЭ сделали приписку. Рабочее место для меня должно было оборудовано столом с компьютером и подставкой для ноги. Переобучение рекомендовалось мне, как я и просила, на менеджера по продажам. И спасибо им большое за это.

На получение справки о зарплате с последнего места работы — школы, из архива департамента образования, куда передали сведения о зарплате, ушёл месяц. Со второй попытки, после правки в архиве департамента, справку о зарплате на бирже труда у меня приняли.

III

На следующий день я зарегистрировалась на бирже, как безработная, поскольку все необходимые документы у меня на руках уже были, и предложить мне работу, с предписаниями МСЭ, сотрудники службы занятости мне не смогли. Пособие по безработице назначено было мне минимальное — около 900 р., потому что зарплата в школе выплачивалась мне более 3-х лет тому назад и была очень небольшой.

Среди вакансий для инвалидов на бирже труда имелись вакансии кладовщиков, кассиров, архивариусов и бухгалтеров, но рабочие места не были оборудованы соответствующим образом.

Добросовестнейшим образом, изучила я тогда предложения, имеющиеся на рынке труда нашего города. Резюмировать итоги анализа предложений для инвалидов на рынке труда лучше всего таблицей вакансий-фаворитов на сайте Главного Управления государственной службы занятости населения по Омской области.

В списке фаворитов 2011—2012 гг.: главпочтамт со 105-ю предложениями работы почтальонами, далее хлебобулочное предприятие «Хлебодар» с предложениями вакансий грузчиков, дворников и пекаря с минимальным пособием в размере чуть меньше 1000 рублей и жилищно-коммунальные хозяйства с предложениями вакансий дворников.

Справедливости ради, следует сказать, что на сайте Главного Управления было выставлено ещё 155 предложений, среди которых были представлены вакансии врачей, инженеров и некоторых других профессий, требующих высшего образования.

Переобучения пришлось ждать. Курсы менеджеров начинались весною 2013 г., а до весны, до переобучения, сотрудники биржи, изо всех сил, старались меня до него не допустить. Мне делались разные смутные предложения: то поехать туда, где вакансия давно была закрыта, то туда, где, как говорят в народе, Макар телят не пас. В то время выделялись деньги для оборудования рабочих мест для инвалидов. Предприятия обязывали квотировать такие рабочие места.

Особенно настойчиво одолевала меня звонками сотрудница одного небольшого заводика, Анастасия, которую я в глаза не видела. Ехать до заводика было недалеко, но их служебный транспорт по нашей улице не шёл. На городском транспорте доехать можно было только до проходной заводика, а затем пришлось бы идти около 1,5 километров через проходную неведомо куда и это мне — инвалиду, да ещё зимой.

Анастасия, для знакомства с рабочим местом, собиралась подвезти туда меня на машине, а как только я устроюсь на работу — переделать маршрут служебного автобуса с остановкой на нашей улице, а заодно и оборудовать для меня рабочее место, которое оборудовано на момент не было. Она предлагала мне многое, вплоть до возможности брать работу на дом и работать по преимуществу на дому, но всегда почему-то затруднялась ответить на какой машине она за мною подъедет.

Последнее останавливало меня. Мы с Анастасией не были с ней знакомы, хотя она уверяла меня, что относится к числу представителей предприятий, связанных деловыми отношениями со службой занятости. Но мне страшно было садиться в машину с незнакомым человеком и ехать туда, откуда самостоятельно я не смогу выбраться. К тому же трудно было поверить в то, что ради меня одной изменят маршрут служебного автобуса.

Позже, я познакомилась с молодой женщиной-инвалидом II группы, на костылях, которая устроилась на работу, примерно в тот же период времени, когда трудоустраивалась и я. Она нашла работу в остановке от своего дома, на оборудованное специально для неё рабочее место. Однако, через пару месяцев, после начала её трудовой деятельности, это — оборудованное место, заняла молодая и здоровая девушка. Моей знакомой пришлось работать на обычного стола с одной из своих коллег.

На переобучение, выйти мне, не смотря ни на что, удалось. За обучение одного безработного служба занятости платила по 18 000 р. И обучение этих денег стоило. Обучение проходило в центре города. Одна программа 1-С с совершенно необыкновенной Наталией Владимировной, преподающей её, стоила того, чтобы не жалеть о том, что другие предметы велись «так себе», или не велись вовсе.

Очень жаль, что полученный мною там красный диплом, а главное знания по программе 1-С, так и не пришлось применить на практике. Служба занятости не трудоустраивала затем своих безработных, в том числе и инвалидов. Хотя после окончания курсов, и моего снятия с учёта в качестве безработной примерно половину 2013 года мне нет-нет да позванивали с предложениями работы.

Звонили, например, с завода СК*, предлагая работу архивариуса, предполагающую переносить тяжёлые делопроизводительские книги со стеллажей на стол, с тем, чтобы затем делать из этих книг выписки. Продолжала звонить Анастасия со своим прежним предложением.

Были звонки и с интересной для меня работой по новой профессии, но дальними за нею поездками, с пересадками и ходьбой по пересечённой местности. Я не знаю жалеть ли мне о предложениях, которые я не смогла принять. И дело не только в том, что за работу со мною могли не рассчитаться. Все предполагаемые места работы находились далеко от остановок. Добираться в иные времена года, например, с осени до весны и с весны до осени для меня было невозможно.

К тому же с лета 2013 года ухудшилось состояние здоровья пожилой моей мамы. Я не решалась оставлять её надолго одну. А годом раньше дочь вышла замуж и отделилась. Вопрос с трудоустройством отпал. Осенью 2014-го мне исполнилось 55 лет, и я получила право на мизерную пенсию по возрасту, но которая оформлялась для инвалидов уже автоматически.

За 12 дней до моего выхода на пенсию, по возрасту, мама умерла. После её смерти выяснилось, что я, как инвалид с детства, находящийся у неё на иждивении (проживающий с нею вместе и не работающий) получала право на бОльшую часть её пенсии, как по потери кормильца. Назначенная, мне по возрасту, собственная мизерная пенсия, заменялась на бОльшую мамину.

IV

В рамках данного повествования мне хотелось бы также коснуться темы приспособления среды обитания к проживанию в нём инвалидов и темы обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Я не могу говорить за все категории людей с ограниченными возможностями — только за тех, кому, как и мне, передвигаться не просто.

Кажется, что среда обитания становится всё более приспособленной к проживанию в ней инвалидов. Практически все здания общественного назначения, банки, почта и магазины оборудованы пандусами, хотя и не всегда, такими, какими хотелось бы. Почти везде, где нет пандусов, есть хотя бы перила или кнопки вызова персонала.

В городе появилось много новых более удобных для инвалидов маршруток и автобусов. В последнее время, кажется, что даже водители данных видов транспорта, особенно маршруток, иногда подъезжают к остановкам с учётом того, что сажают/ высаживают пассажиров-инвалидов.

Знаю, что сотрудникам учреждений законом вменено встречать лиц с ограниченными возможностями и сопровождать их по ходу решения их проблем. Насколько это так в реальной жизни — не знаю. Как-то сотрудница Сбербанка помогла мне спуститься с обледеневших ступеней. А одном из отделений Совкомбанка сотрудница, в аналогичной ситуации, не повела, как говориться, ни ухом, ни рылом.

Знаю, что в магазинах обязаны, по поправкам, внесённым в закон* приближать товар к покупателю с ограничениями, читать ему то, что он не видит и т. д. Так ли это? Иногда, думаю, что это — так.

Знаю, что инвалид имеет теперь право пропускать рабочие дни, если не может на работу выйти, уведомив об этом, работодателя. Знаю, что инвалиды используют данное им право.

Читала, что с 2019 года сотрудники служб занятости обязаны предлагать инвалидам работу с удобным для них маршрутом. Так ли это в действительности? Не знаю. Предполагаю, что очень много таких «иных» учреждений и сотрудников, которых это, как бы, не касается.

Взять, хотя бы, перекрёсток на нашей улице. В снежное, скользкое и грязное время года: зимой, весной и осенью. Несмотря на то, что это — перекрёсток, несмотря на то, что через этот перекрёсток люди идут в Больничный городок. Дорога через него, для инвалидов, по крайней мере, это — горка с которой реально скатиться на проезжую часть. Или не взобраться с проезжей части на безопасную пешеходную часть улицы.

В том, что касается средств реабилитации, для меня, как для лица с ограничением в передвижении, то здесь — ежегодно положенные мне 2 пары бесплатной ортопедической обуви в год и 1 бесплатная трость раз в два года, да ещё и с доставкой на дом. Обувь изготавливается из экологических натуральных материалов с возможностью выбора цвета, фактуры и модели.

Протезное предприятие расположено максимально удобно для посещения. Последние лет 5-ть при очередном посещении протезного предприятия, я предоставляла документы, дающие мне право на средства реабилитации и сразу же делала заказ. Одно посещение всегда удобнее 2-х 3-х, для инвалида — особенно.

Очень жаль, что, лет 5-ть тому назад, передав функции многофункционального центра (МФЦ), по оформлению заказов на средства реабилитации, протезному предприятию, эти функции переданы Фонду Социального Страхования (ФСС). Этот Фонд и расположен не так удобно, как протезное предприятие и посещений по одному и тому же вопросу становится 2 вместо одного.

Некоторых «иных» соображения максимального удобства для категории людей, которым жить неудобнее, чем другим, не касаются.

(26.11.11—22.11.12—16.03.16 -22.06.2019, 17-18.01.20)