Немного о фильме Раскол

Дмитрий Караганов
К теме «раскола» я уже обращался в 2008 году в своей былине «Яблоко от яблони», см. http://www.proza.ru/2008/07/04/147

* * *

С 5 по 16 сентября 2011 г. на Телеканале «Культура» прошла премьера 20-ти серийного телефильма Николая Досталя «Раскол» о трагических событиях в жизни Российского государства, связанного с проведением церковных реформ и нововведений, осуществлённых патриархом Никоном с 1653 по 1666 г.г., и сопротивлением, которое возглавил протопоп Аввакум. В других сюжетных линиях участвуют цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, боярыня Морозова и другие исторические персонажи.
Фильм получился замечательным, на мой взгляд, и стал, по праву, заметным вкладом в изучение и наглядное изложение Истории России.
Вполне понятно – почему это фильм не показали на Первом общероссийском канале, который чаще смотрит большинство Россиян, особенно в глубинке, где не показывает Телеканал «Культура». Такой фильм не мог понравиться официальной Русской Православной Церкви.
Ох, верна оказалась русская пословица: «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт»…
«Порасшибали» Никон и последующие патриархи, а также цари-самодержцы лбов у своих поданных… Это ж как надо было не любить свой народ, чтобы у многих сотен тысяч верующих резать языки, рубить пальцы, руки, ноги, ссылать, сажать по ямам, жечь на кострах… - за их убеждения и обряды, сложившиеся в Православной Церкви на Руси со времён её крещения в 988 году.
Только 17 апреля 1905 года Император Николай II издал Указ «Об Укреплении Начал Веротерпимости».
Давайте прочитаем его полностью, и многое станет понятным:
«В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.
Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:
1) Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.
2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих туже самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.
3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.
4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.
5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.
11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.
12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.
13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могутъ быть установлены только в законодательном порядке.
14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.
15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскоаго исповедания.
16) Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками; — и
17) Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 Декабря минувшего года.
К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.
На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:
«НИКОЛАЙ»


* * *


Когда-то Александр Исаевич Солженицын написал "Письма из Америки" в которых критикует Русскую Церковь за гонения на старообрядцев. Писатель считал тогда, что если бы Россия осталась быть старообрядческой, то не случились бы революции 1917 года. Мнение интересное, хоть и не бесспорное…
Только после переворота 1917-го отечественные историки Церкви осмелились (из эмиграции) вынести обвинительный приговор никоновым реформам, переосмысливая итоги трех веков синодального "беспредела", закончившихся беспрецедентными гонениями, миллионами жертв и полным расцерковлением русского народа.
Вспомните - с какой лёгкостью после октябрьской революции разрушались церкви в России под восторженный рёв толпы…!

* * *

Понятна и трагическая судьба, постигшая всех без исключения царей и их близких из семьи Романовых, начиная с Алексея Михайловича... За грехи тяжкие против своего народа…

* * *

Ещё одна знаменательная дата – в 1971 году появилось Постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», т.е. официальная церковь сняло анафему (проклятие) со старообрядцев, наложенных на них православным Собором ещё 26 мая 1666 года. Во, как! Трёхсот пяти лет не прошло…!  Но прощения так и не попросили…

Уж на что Православная Церковь нетерпимо относится к католицизму, а, ведь, 12 марта 2000 года в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра римский папа Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он попросил прощения и признал вину этой церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы, инквизицию и, оправдывающие войну, теологическое учение, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

* * *

Пути Господни не исповедимы…

***

О Расколе: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5625/

***

Примечание: на фото - икона современного старообрядческого письма с ликом священномученика и исповедника Аввакума (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (27) апреля 1682, Пустозёрск).
Иконописец Ирина Никольская.




19.09.2011