Спасенное детство

Ирина Михайловна Дубовицкая
Величайшие потрясения, вызванные невиданной в истории войной, пришлось перенести советскому народу c июня 1941г.  по май 1945г. И первый удар немецко-фашистских войск, наряду с частями Красной Армии, испытало на себе мирное население  западных районов СССР. Но страна не оставила людей один на один с горем, обеспечив в сложной обстановке начала Отечественной войны эвакуацию из прифронтовой полосы в глубокий тыл.

Одной из главных ее баз была Средняя Азия. С конца июля 1941г. в Таджикистан стали прибывать первые эвакоэшелоны из Одессы, Волчанска, Винницы, Днепропетровска, Ленинграда, Москвы, Николаева, Калинина, Киева, Полтавы, Харькова, Кременчуга, Курска, Львова, Кривого Рога, Кишинева. Для встречи людей, их размещения и устройства на работу был организован эвако-переселенческий отдел, а в Сталинабадском и Ленинабадском горисполкомах – городские комиссии по приему эвакуированного населении.

 Всего, по данным ЦК Компартии Таджикистана, на конец 1943г. в республике проживало 43тыс. эвакуированных. Большинство из них были размещены в Сталинабаде и Ленинабаде, но сотни других нашли приют в Гиссаре, Курган-Тюбе, Гарме и даже в далеком Хороге.

  Особой заботой и вниманием были окружены эвакуированные дети, оставшиеся без родителей. Местные Советы устраивали их в детские учреждения, организовывали сбор теплой одежды. В отдельную графу выделялась и работа с прибывающими в республику детдомами, большая часть которых была эвакуирована в глубокий тыл из блокадного Ленинграда, с Калинина, Одессы и Полтавы.

 Этот вопрос ЦК Компартии Таджикистана держал под особым контролем. Обо всех возникающих здесь проблемах Наркомат Просвещения тут же сообщал в партийные органы: «С марта месяца с.г. резко улучшено питание воспитанников в ряде детдомов: Шахринаусский детгородок, Орджоникидзеабадский, Молотовабадский, Сталинабадский №25, так как в эти детдома стали поступать молочные продукты: сметана, творог, сливочное масло, а также яйца, мясо, чего не было ранее».

 Факт о том, что положение в детдомах улучшилось только что, а до этого детям не выдавались столь необходимые им в этом возрасте молочные продукты, красноречиво свидетельствует о том, что, несмотря на старания руководства республики облегчить положение сирот, жилось им здесь не так уж сытно. Таджикистан помогал им, как мог, но война была тяжела для всех!

Потому особое внимание уделялось организации в детдомах подсобных хозяйств, которые могли бы обеспечить весомую прибавку к довольно скудному рациону ребятишек. «Отделами Народного Образования и детскими домами, - отмечается в докладной записке Наркомата,- в весенний период проделана большая работа по организации, расширению и укреплению подсобных сельских хозяйств при детских домах. Передовыми в развитии подсобных хозяйств являются детдома: Сталинабадский дошкольный №2, засеявший разными культурами 16,75га.; Шахринауский детгородок, который засеял для себя на колхозном поле 12га. пшеницы и ячменя; Кургурский, Больджуанский, Дигмайский, Чкаловский, обеспечивающие себя ежегодно продуктами сельского хозяйства со своих подсобных участков».

 Заботились отделы народного просвещения и об образовании ребятишек, организации их профподготовки, сосредотачиваясь на овладении основными навыками профессий, которые в эти тяжелые годы могут им пригодиться в первую очередь. «В ряде детдомов, таких как Чкаловский, Шархринауский, Пенджикентский, Ленинабадский №5, Дигмайский начали работать мастерские: швейные, сапожные, парикмахерские, художественные, столярные…», - сообщается в докладной записке Наркомата.

  По мере сил, старалось помочь детям-сиротам и местное население. В республике в послевоенные годы было широко известно имя жительницы Сталинабада Бибиойши Бобокалоновой, вырастившей вместе со своими десятью ребятишками, восемь оставшихся без родителей детей из России и Белоруссии. Пять детей-сирот взяла на воспитание колхозница сельхозартели им.Ленина Хабиба Разакова. Всего же, по данным Госархива РТ, жителями столицы республики в 1941-1943гг. были усыновлены и взяты на воспитание и под опеку 639 осиротевших детей.

 В последние годы, мы все чаще сталкиваемся с нападками в адрес Советского Союза, по поводу хода и итогов войны, со стороны наших бывших «собратьев» по социалистическому блоку. Особенно в этом преуспевает Польша. В то же время ее политиками упорно обходится вопрос о судьбе десятков тысяч поляков, жизнь которых была сохранена благодаря эвакуации в советский тыл. Не лишне упомянуть, что всем полякам, после освобождения Польши, был обеспечен бесплатный проезд на Родину. На территории же СССР, сразу же после установления дипломатических отношений с лондонским правительством, было принято решение об организации детских домов для польских детей, эвакуированных из Западной Украины и Западной Белоруссии. Воспитание и обучение (в том числе и религиозное) здесь проводилось на польском языке.  В декабре 1941г. два такие детдома  были организованы и в Таджикистане.

  В 1945г. в детдоме, которым руководил Юлий Саулович Плитель, воспитывалось 152 ребенка, из них 135 школьного и 17 дошкольного возраста. Исполком райсовета при детдоме открыл среднюю школу (директор Евгений Леви). Дети были распределены на пять групп. За детдомом было закреплено пригородное подсобное хозяйство площадью в три гектара, которое засевалось кукурузой и фасолью и обрабатывалось силами воспитанников. Была здесь так же организована швейная и сапожная мастерские.

Позаботилась республика и о польских детях, эвакуированных в Гиссарский район. Здесь тоже был открыт для них детдом на 75 человек. Заботилось о нем два колхоза района, которые выделили детдому в порядке шефской помощи 400кг.капусты, 300кг. свеклы, 50л. молока, 50кг.муки, 50кг.риса, 400кг. редьки, 20кг. кукурузы, 4 подводы дров и 500 рублей для организации новогодней елки.

  Школы Таджикистана, благодаря повседневной заботе руководства страны, успешно преодолели все трудности военного времени. Учителя и учащиеся республики, среди которых было немало эвакуированных, активным трудом и помощью фронту внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. В трудные дни войны Страна Советов сумела сохранить, вырастить, обучить и воспитать подрастающее поколение в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма.

    «Великое переселение» времен войны, а иначе эвакуация в глубокий тыл Страны Советов, и, прежде всего, в республики Средней Азии, было и остается одним из самых значительных явлений середины прошлого века (даже на общем колоссальном фоне Великой Отечественной войны). Причем явлением не только техническим и экономическим, но культурным и  социальным. Это одна из тех нитей, которая связывает историю многих семей со Средней Азией, формируя коллективную народную память. Мало кто теперь вспоминает, что в семидесятых годах двадцатого века ряд известных советских деятелей культуры и искусства, переживших Великую войну в Средней Азии, выступил с предложением установить в Ташкенте, в знак благодарности  монумент «Мать Азия», символизирующий роль региона в спасении миллионов советских граждан. По неизвестным причинам этот проект так и не был осуществлен…

Душанбе, 2010г.
(Статья вошла в авторскую часть И.Дубовицкой сборника очерков "У врат Востока").

Публикуется в сокращении.