Вино нам Бог на радость дал

Лев Израилевич
 
Два верных спутника - вино и слово.
Без одного не мыслю я другого.
А без обоих мир уныл и пуст.
Без них мертво существование наше.
Пусть шутка новая слегает с уст.
А старое вино искрится в чаше.

Мирза Шафи Вазех, азербайджанский поэт и просветитель.

   Нет-нет, вино восхвалять и славить не буду! Это уже давно сделали великие мыслители и поэты. Хочу только рассказать об одной экскурсии, которую посчастливилось совершить по местам, где производят великолепные вина. Я имею в виду завод «Массандра» в Крыму.

   Это знаменитые массандровские подвалы. Именно там хранится уникальная коллекция вин. Она насчитывает около миллиона бутылок вина. Среди них — изделия винзавода «Массандра» и вина практически всех винодельческих стран мира.

   Самым уникальным вином в этой уникальной коллекции, или по-научному энотеке, был «Херес де ла Фронтера» урожая 1775 года. Такой «Херес», кроме как  в Испании, нигде в мире больше не производят.

   Ну а «Херес де ла Фронтера» 1775 года – уникальное вино в буквальном смысле этого слова. Кстати сказать, стартовая цена этого вина на лондонском аукционе «Сотбис» составила  $100 тысяч.
 
    Не менее интересным было посещение Дегустационного комплекса «Массандры». В нём четыре зала: Греческий, Мадерный, Хересный и VIP. Самый большой – Греческий, самый маленький, само собой, VIP зал.

    В каждом зале свои вина. Естественно, чем меньше зал, тем меньше там людей, лучше вина и, конечно, дороже входной билет.

    Кульминацией экскурсии, разумеется, явился непосредственно сам процесс дегустации.

    Я провёл его в Мадерном зале. Он стилизован под палубу корабля. На «палубе» находилось восемь столиков по четыре человека за каждым. 

    Такой стиль выбран не случайно. Дело в том, что в древние времена бочки с вином с острова Мадейра на палубах кораблей возили через Атлантический океан в Индию и остров Ява.

    В результате длительного пребывания бочек под лучами тропического солнца вино сильно прогревалось. За время плавания оно приобретало особо пикантный, пряный вкусовой букет.

    Сегодня технология производства вина марки  «Мадера» в Массандре, как и тысячи лет тому, тоже предусматривает длительную солнечную выдержку.

   Процедура дегустации сопровождалась лекцией научного сотрудника крымского института виноградарства и виноделия. По мере того, как красивые статные девушки подавали нам в крошечных рюмочках различные сорта масандровских вин, учёный-винодел  рассказывал об их целебных и прочих свойствах.

  О том, как изготавливают, хранят и употребляют этот божественный напиток. Говорил он и о многом другом, что я уже, честно сказать, основательно подзабыл. Но один факт запомнил хорошо.

  Касался он основателя массандровских подвалов. Впрочем, не только их, но всего знаменитого винного производства под названием «Массандра». Речь шла о князе Л.С. Голицыне.

   И тут следует отметить, что князь был не только основоположником русского виноделия в Крыму, но выдающимся дегустатором.
 
   Одну из легенд о великом сомелье лектор нам поведал. Вот краткий её пересказ.

   В девяностых годах XIX века в Берлине проводилась очередная международная ярмарка вин. Официальная часть закончилась. Все медали были розданы. Вот тогда-то организаторы ярмарки решили поразвлечь многочисленную публику.

   К двухсотлитровой бочке вина, стоявшей на подиуме, вышли два дегустатора. Очень известный немецкий профессионал. Его фамилию запамятовал. А вот фамилию второго дегустатора помню. Это был князь Лев Сергеевич Голицын.

   Вначале вино дегустировал немец. Он долго нюхал, «жевал», производил ещё какие-то манипуляции и, наконец, вынес вердикт. Заявил, что в вине имеется привкус железа.

   Затем к бочке подошёл Голицын. Он тоже порядочное время «колдовал» над бочкой. И тоже сделал довольно странное заявление. Князь согласился с мнением коллеги по поводу железа, но при этом добавил, что помимо железа вино отдаёт кожей.

   И представьте себе восхищение аудитории, когда ассистент крючком достал со дна 200 литровой бочки металлический ключик на кожаном ремешке.

   Когда лекция закончилась, и всё положенное нам вино было выпито, лектор предложил желающим внести в книгу отзывов свои замечания и предложения.

   Не знаю, почему я взял в руки ту большую потрёпанную тетрадь. Никаких конкретных мыслей по поводу улучшения виноделия в СССР у меня не было. Скорее всего, сделал это чисто машинально, повинуясь инстинктивному любопытству. И не пожалел.

   Начав листать книгу, я сразу же наткнулся на замечательные высказывания, достойные пера профессионального юмориста. В этом знаменитом месте бывали люди со всего Союза. Попадались и весьма остроумные. Кое-что я тогда записал. Вот несколько, запомнившихся крупинок народного юмора.
 
   Какой-то большой любитель выпить, довольно оригинально трактовал мысль о вреде алкоголя. Он оставил в книге такую запись: «Согласен, алкоголь действительно укорачивает жизнь. Неоднократно проверял это на себе. Если  с утра не выпьешь, то день тянется и тянется».

   Другому остряку приглянулась прямо противоположная мысль лектора о целительном действии красного вина. В результате в книге появился следующий шедевр: «Слушал вместе с супругой лекцию о пользе вина. Что вино полезно я знал ещё с детства, но жена убедилась в этом только сегодня. Большое спасибо товарищу лектору! В следующий раз приду с тёщей».