Гайденс-система

Георгий Георгиевич Ларин
   В контурах предметной области социологии творческой деятельности, на базе городского культурного центра (ГКЦ) «Ковчег» г. Шахты, более 10 лет, с 1997 года по настоящее время, нами организуется и проводится «гайденс»-эксперимент. Налицо определённые успехи  и достижения по данному направлению «ковчеговской» опытно-экспериментальной работы. Сегодня уже с уверенностью можно говорить о создании в ГКЦ стройной, динамичной, мобильной  «гайденс»-системы, базовыми компонентами которой являются непосредственно «гайденс»-методика, методология и методика коллективообразования, комплекс вербальных и невербальных технологий и техник коммуникации, технологии оптимизации организационной структуры и менеджмента творческой организации.
   Следует отметить, что «Ковчег» является открытой многофункциональной культурно-досуговой организацией, действующей на основании Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ и поэтому не входящей в систему муниципальных бюджетных учреждений культуры и автономной от органов местного самоуправления, ведающих вопросами культуры. В ГКЦ на общественной, благотворительной, волонтёрской основе развиваются и раскрывают свои таланты представители различных слоёв населения муниципалитета, в том числе  дети, подростки, студенческая и рабочая молодёжь – как из категории социально благополучных, так и из категории трудных, педагогически запущенных.

   Творческая, культурно-просветительская деятельность в «Ковчеге» осуществляется в нескольких профильных  секциях и филиалах, среди них:

   1.  Литературно-творческая секция, в которой организуются регулярные (3 раза в неделю) занятия по практической стилистике, теории и практике стихосложения, основам риторики, комплексному и лингвостилистическому анализу текста, а также проводятся поэтические марафоны, литературные мастерские, авторские вечера, творческие встречи с деятелями культуры и искусства.

   2. Секция авторской и бардовской песни, в которой проводятся мастер-классы, «бардовские посиделки», творческие эстафеты и вечера, а также осуществляется подготовка к участию в региональных и муниципальных фестивалях, конкурсах, концертных программах и праздниках авторов-исполнителей и бардов.

   3.   Артёмовские филиалы «Ковчега», организующие литературно-творческую и эколого-творческую работу непосредственно с детьми и подростками на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 31 г. Шахты Ростовской области:

   а) литературное объединение «Власовские копи», где  проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации для учащихся среднего и старшего школьного возраста по вопросам литературного творчества, организуется диагностика и мониторинг творческих способностей детей и подростков, реализуются развивающие программы и проекты для одарённых детей (в рамках подпрограммы «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России»);

   б) эколого-творческое объединение «Комитет защиты Грушевки», где помимо традиционных групповых занятий и индивидуальных консультаций, организуются практические природоохранные мероприятия с участием школьников, такие, как субботники и воскресники по расчистке берегов реки Грушевки от твёрдых бытовых отходов (в ходе ежегодных экологических месячников в октябре и марте), мониторинг экологической комфортности посёлка, на территории которого работает ковчеговский филиал, а также информационно-просветительские рейды с целью информирования поселковых жителей о состоянии и уровне загрязнённости атмосферы, воды, почвы в Грушевском водном бассейне. При этом учащиеся оперируют данными, полученными ими в результате собственных исследований воздушных, водных, грунтовых проб в школьной химической лаборатории.

   Помимо секций и филиалов в ГКЦ работают также отделения. Деятельность эколого-творческой секции «Ковчега» и «ковчеговского» филиала «Комитет защиты Грушевки» координируется двумя отделениями в г. Шахты Ростовской области Международного социально-экологического союза (МСоЭС) – детско-юношеской ассоциации «Творчество» и объединения «Гражданский форум интеллектуальной творческой молодёжи». В работе этих уникальных в своём роде общественных институтов социализации homo creativus («личности креативной, творческой») удачно, на наш взгляд, интегрированы литературное и экологическое творчество и природоохранная деятельность. В рамках этой работы организуются природоохранные семинары, информинги и консалтинги, проводятся выставки и вернисажи экологических плакатов, рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества из природных материалов, а также тематические просмотры видеофильмов и презентаций (электронных приложений). Кроме того, разрабатываются социально-экологические проекты  и проводится их публичная защита.
   Кроме того, в ГКЦ «Ковчег» организуется работа факультативов: психологического «Познай себя» и по культуре здорового образа жизни «Гармония». Их целью является обеспечение «ковчеговцев» необходимой информационно-консультационной и методической поддержкой в сфере практической психологии и валеологии.
   Для более полной характеристики «ковчеговской» деятельности необходимо также отметить ещё одно направление развития ГКЦ – сугубо социально-психологическое, организационно-методическое и структурное, нежели собственно культурно-просветительское, творческое. В частности, в организации большое внимание уделяется процессам становления, формирования и развития творческого коллектива «Ковчега» в целом и микро-коллективов (референтных групп со знаком «+») «ковчеговских» секций, филиалов, отделений. При этом мы практически апробируем и внедряем «методику коллективообразования», описанную известным отечественным психологом А.Н.Лутошкиным [Как вести за собой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986].

   Реализуемая на базе ГКЦ с 1990 года по настоящее время «методика коллективообразования» включает следующие ступени (этапы):

   1 ступень – «песчаная россыпь», на которой проводятся организационные сборы посетителей секций, филиалов, отделений, общее (первичное) знакомство их друг с другом с распорядком работы и предстоящими коллективными творческими делами (КТД);

   2 ступень – «мягкая глина», на которой осуществляется необходимое содействие процессам возникновения и закрепления внутренних связей в формирующихся «ковчеговских» микро-коллективах;

   3 ступень – «мерцающий маяк», где происходит выделение из групповой массы актива, цели деятельности постепенно становятся общими, но творческая активность и инициатива пока ещё проявляется всплесками, периодически затухая;

   4 ступень – «алый парус», где начинают жить и действовать по принципу: «Один – за всех, все – за одного», однако иногда случаются «бури и ненастья», нарушающие на какое-то время режим работы микроколлектива;

   5 ступень – «горящий факел», когда каждый участник КТД ощущает себя неотъемлемой частью творческой семьи, без просьб и призывов спешит на помощь, бескорыстно стремится принести пользу не только своему коллективу, но и всему социуму.

   В «Ковчеге» вот уже более двух десятилетий действует незыблемое методологическое правило коллективообразования: от индифферентной группы (где личность чувствует себя «не в своей тарелке») – к референтной группе (где личность чувствует себя «человеком на своём месте»); от референтных групп (микроколлективов со знаком «+») – к большому, сплочённому и дружному коллективу (к творческой семье).
   Следует подчеркнуть, что в процессе реализации описанной выше «методики коллективообразования» мы уделяем существенное внимание, помимо традиционных вербальных средств общения между членами «ковчеговских» секций, филиалов и отделений, также и развитию невербальных средств общения в референтных группах «Ковчега», среди них: кинестические (проявление чувств, эмоций), мимические (движение мышц лица), жестические (жестовые движения отдельных частей тела), пантомимические (моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка), такесические (рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и прочие прикосновения во время коммуникационного акта), проксемические (расположение в пространстве при общении). Иными словами, в практической работе для нас очень важны такие отрасли психологической науки, как кинестика, мимика, жестика, пантомимика, такесика, проксемика, поскольку их целесообразное (в разумных пределах) применение на практике способствует более эффективному и оптимальному процессу образования коллектива, вооружая всех субъектов коммуникационных актов необходимыми социально-психологическими знаниями, умениями и навыками.
   Кроме того, в процессе формирования коллектива, референтных групп мы стремимся осуществлять также и поэтапную трансформацию зон невербальной коммуникации: на первом этапе – от «публичной» зоны (свыше 4 м) к «социальной» зоне (от 4 м до 1,2 м); на втором этапе – от «социальной» зоны к «персональной» зоне (от 1,2 м до 45 см); на третьем этапе – от «персональной» зоны к «сугубо личностной» зоне (от 45 см до 15 см). Оговоримся, что нашим идеалом является творческая организация на уровне «сугубо личностной» зоны невербальной коммуникации.    
   За указанный период мы разработали и достаточно успешно, на наш взгляд, апробировали некоторые практические механизмы на каждом из четырёх дифференцированных нами этапов организации и проведения «гайденс»-эксперимента, направленного прежде всего на максимальное содействие личности в процессах её идентификации и совершенствования – в адаптивной, коммуникативной, когнитивно-креативной и мотивационно-исследовательской сферах жизнедеятельности индивидов.
   Необходимо отметить, что «гайденс»-система рассматривается нами не только как определённая техника изучения личности, но и как институциональная структура социопсихолого-педагогической помощи, позволяющей личности достигнуть своего полного развития (что значительно шире трактовок, данных Ф.Клайфордом, Х.Петерсом, Б.Шертцером и другими исследователями в области «гайденс»). Вот почему мы утверждаем, что «гайденс» базируется, с одной стороны, на социологических теориях «социальных ролей» Дж.Морено, Р.Линтона, Дж.Тернера и, с другой стороны, на психологических и социально-психологических учениях, методиках и технологиях (таких, например, как психоанализ З.Фрейда, гештальт-терапия, а также теория Дж.Дьюи  о приспособляемости личности к среде), которые рассматривают личность в комплексе, как единое целое и, таким образом, существенно расширяют рамки понятия «гайденс».

   Наша опытно-экспериментальная работа включает следующие этапы.

   I этап, аттестационно-инвентаризационный. Контрольно-ревизионной и экспертно-аттестационной комиссиями Координационного совета (высшего органа «ковчеговского» управления, согласно Уставу и Регламенту ГКЦ) периодически, один раз в 2,5-3 года, осуществляются инвентаризация человеческих, материальных, дидактических, методических и иных жизнедеятельностных ресурсов, экспертиза эффективности и результативности их использования в процессе проведения «гайденс»-эксперимента и корректировка общих концептуальных контуров социализации homo creativus («личности креативной») посредством её воспитания, развития и абилитации с учётом предыдущего (отчётного) опытно-экспериментального периода.
      Кроме того, с целью оптимизации деятельности «Ковчега» ежегодно осуществляется аттестация всех «ковчеговских» формирований и их координаторов. Аттестационная процедура предельно проста и предполагает проведение следующих обязательных мероприятий: 1) творческие отчёты формирований (например, открытые тематические занятия или расширенные заседания правлений, концертные программы, авторские вечера и другие формы творческих отчётов); 2) аналитические отчёты координаторов формирований на заседании Координационного совета ГКЦ (с использованием современных информационно-коммуникационных, мультимедийных технологий); 3) экспертиза основной отчётной  документации формирований (планы работы на текущий творческий год, анализы работы за предыдущий творческий год, протоколы заседаний правлений). По итогам аттестации принимается решение о соответствии / несоответствии деятельности формирования уставным целям и задачам, а также о соответствии / несоответствии координатора занимаемой должности в системе общественной гражданской службы.
   В случае отрицательных итогов аттестации Координационный совет ГКЦ принимает жёсткие, но необходимые для дальнейшего поступательного развития «Ковчега» организационные решения. В частности, в разные годы были упразднены именно по причине полного или частичного несоответствия уставным целям и задачам детское литературно-творческое объединение «Вдохновение», молодёжная литературно-творческая группа «Новые имена» и секция «Живая музыка» (2002 год), исторический клуб «Клич» и лингвистическая ассоциация «Язык и культура» (2004 год).
   Одновременно с ликвидационными мероприятиями Координационным советом ГКЦ были предприняты и необходимые меры по сохранению и последующему перспективному развитию творческого потенциала упразднённых «ковчеговских» формирований. Так, например, было реорганизовано в литературно-творческую секцию литературное объединение «Ковчег», прежде работавшее только со взрослым населением муниципалитета (с гражданами в возрасте 35 лет и старше). Теперь в новой «ковчеговской» секции ведётся работа с горожанами, занимающимися или интересующимися самодеятельным литературным творчеством, начиная с 18 лет. Привлечением же к различным отраслям самодеятельного творчества детей и подростков отныне занимается Артёмовский филиал «Ковчега» – литературное объединение «Власовские копи», созданное в 1997 году и успешно функционирующее на базе упоминавшейся выше средней общеобразовательной школы. Функции ликвидированных исторического клуба, лингвистической ассоциации и музыкальной секции также частично вобрала в себя – по принципу тождественности, синонимии –  литературно-творческая секция.  Однако в 2009 году, после очередной плановой аттестации, Координационным советом ГКЦ было принято решение о создании секции авторской и бардовской песни, которой переданы соответствующие функциональные полномочия из литературно-творческой секции. Таким образом, произошло давно ожидаемое рядовыми «ковчеговцами» разграничение между сугубо литературным и музыкально-вокальным направлениями «ковчеговской» деятельности.
   Роль аттестации чрезвычайно важна, поскольку аттестационные мероприятия позволяют нивелировать «перегибы» и «перекосы», иногда возникающие в процессе творческой организации индивидов.  Так, в 2009 году мы установили, что профиль деятельности философско-эзотерической группы «Постижение» и духовно-оздоровительной группы «Гармония» de facto перестал соответствовать общему направлению исследовательской работы по воспитанию, развитию и абилитации homo creativus в молодёжной среде.  В частности, углублённо изучавшиеся и активно практиковавшиеся  на занятиях  этих групп нетрадиционные «учения», «духовные» практики, медитации, релаксации, вхождение в транс являлись, по сути, предметом пропагандирования и рекламирования среди подрастающих поколений идеологии тоталитарных и деструктивных сект (среди них: секта осуждённого за мошенничество псевдоэкстрасенса Г.П.Грабового, обещавшего матерям за «большие деньги» воскресить погибших во время террористического акта в Беслане детей; культ Ошо – Раджниша; различные кришнаитские течения, ведические центры Махариши; движение анастасиевцев «Звенящие кедры России»; универсологические  теории). Кроме того,  в указанных группах не давались  критические оценки по поводу опасности сектантства, не проводились культурно-массовые просветительские акции с целью разъяснения молодёжи деструктивного характера сектантских учений, наконец, занятия велись людьми, не имеющими педагогического, психологического, медицинского образования и соответствующих лицензий на право ведения образовательной и лечебно-оздоровительной  деятельности. В результате данные группы были расформированы, а их координаторы – выведены  из состава Координационного совета ГКЦ и исключены из «Ковчега».
   Необходимо также отметить, что жёсткие организационные решения приходится принимать и вне зависимости от аттестационных результатов. В частности, в 2001 году в превентивных целях были сначала временно распущены, а затем упразднены два «ковчеговских» формирования: интеллектуально-исследовательское общество «Совершенство» и клуб авторской песни «Гриф» – по следующим мотивам:
   а) нарушение временного режима (занятия в этих формированиях велись до 23 часов и позднее – вместо 21-22 часов, в соответствии с утверждённым Координационным советом ГКЦ графиком работы «Ковчега»);
   б) нарушение правил противопожарной безопасности (координаторы допускали курение в помещении и возжигание  ароматических «палочек», в настоящий момент признанных вредными для здоровья человека и запрещённых Роспотребнадзором к бытовому применению, а также инициировали использование во время занятий свечей и бенгальских огней вместо электрического освещения);
   в)  нарушение норм культурного поведения и общения (во время занятий координаторы не препятствовали употреблению некоторыми посетителями алкогольных напитков и пива, не пресекали имевших место неоднократных случаев употребления нецензурной брани и грубого, некорректного поведения отдельных граждан).

   II этап, программно-методический. Координационным советом ГКЦ  разрабатываются и утверждаются общая концепция социализации homo creativus, перспективный план и календарный график (тактический план) поэтапной реализации «гайденс»-эксперимента. На основе этих нормативно-правовых «ковчеговских» актов правлениями литературно-творческой, социально-экологической и культурно-просветительской секций (базовых структурных единиц «Ковчега», в состав которых входят несколько специализированных подразделений: различные ассоциации, общества, объединения, клубы, группы по интересам и когнитивно-креативной мотивации) разрабатываются и утверждаются профильные абилитативно-воспитательно-развивающие программы, направленные на диагностику, формирование и развитие литературно-творческих способностей мотивированных к указанному виду креативной деятельности индивидов, а также информационной, природоохранной и социально-коммуникативной культуры личности.

   III этап, апробационно-внедренческий. В каждой «ковчеговской» секции проводится опытно-экспериментальная работа по секционным профилям, в которой  задействованы школьные учителя, преподаватели местных ВУЗов и ССУЗов, сотрудники муниципальных СМИ, а также проживающие в городе члены профессиональных творческих союзов (таких, как Союз писателей России, Союз журналистов России, Союз композиторов Молдовы), активисты, инициаторы и энтузиасты литературно-творческого движения муниципалитета. В процессе социализации homo creativus нами широко используются PR-технологии. В частности, в прессе муниципалитета, на городских студиях радио и телевидения систематически освещаются промежуточные результаты  «гайденс»-эксперимента; на базе ГКЦ регулярно проводятся «круглые столы», семинары, практикумы, конференции по обобщению и тиражированию накопленного в «Ковчеге» опыта социализации молодёжи посредством включения личности в творчество, творческую деятельность.

   IV этап, экспертно-аналитический. На заседаниях Координационного совета ГКЦ и правлений «ковчеговских» секций соответственно ежеквартально и ежемесячно анализируются и оцениваются промежуточные результаты «гайденс» - эксперимента, намечаются новые социализирующие задачи, производятся необходимые уточнения и коррективы в структуре и содержании общей концепции социализации личности – в рамках ГКЦ, профильных абилитативно-воспитательно-развивающих программ – в секциях «Ковчега».

   Эффективность «гайденс»-эксперимента на базе ГКЦ «Ковчег» г. Шахты подтверждается тем, что на протяжении 13 лет социализирующему (корректирующему в том числе) воздействию были подвергнуты,  в общем,  62 160 человек – в среднем, по 4 781,5 ежегодно (с 1997 по 2009 г.г.).
   Эти, на первый взгляд, весьма большие квантитативные показатели представляются, тем не менее, реальными  по следующим фактическим и формальным основаниям: во-первых, работа в «ковчеговских» секциях и секционных подразделениях  проводится ежедневно; во-вторых, каждый день занятия в ГКЦ посещают,  в среднем, 13-15 человек (соответственно, в среднем,  99-100 человек еженедельно,  398-399 человек ежемесячно).
   Следует особо подчеркнуть, что за весь указанный период организации и проведения «гайденс»-эксперимента ни один из членов  и посетителей ГКЦ не был привлечён к ответственности за нарушения уголовного, административного или налогового кодексов РФ. Этот немаловажный факт, по нашему мнению, свидетельствует о большой социальной значимости проводимой нами социализирующей опытно-экспериментальной работы на базе «Ковчега».
   Результативность процессов социализации homo creativus в молодёжной среде, организованных нами в контурах предметной области социологии творческой деятельности (в том числе, и в рамках «гайденс»-эксперимента) нашла отражение в 19 наименованиях литературно-художественных изданий (сборниках, альманахах, журналах творчества населения муниципалитета) общим суммарным объёмом более 40,0 п.л.
   Об эффективности социализации в молодёжных творческих организациях рассказывалось в различных международных, региональных, муниципальных периодических изданиях (в целом, более 200 публикаций общим суммарным объёмом не менее 20,0 п.л.).
   Таким образом, можно утверждать, что «гайденс»-эксперимент на базе многофункционального  городского культурного центра «Ковчег» г. Шахты характеризуется высоким КПД, а накопленный нами многолетний опыт успешной социализации homo creativus в условиях современной провинциальной социокультурной ситуации может быть тиражирован в других муниципалитетах и регионах России. .
   Необходимо также отметить, что в процессе «гайденс»–эксперимента нам удалось максимально оптимизировать организационную структуру «Ковчега». В частности, сначала мы её унифицировали, дифференцировав многочисленные «ковчеговские» общества, объединения, ассоциации, клубы и группы по трём основным категориям (секции, филиалы, отделения), а затем интегрировали по принципам аналогии и тождественности творческой деятельности большинство из этих структурных компонентов, оставив в автономном статусе из десяти только четыре подразделения (2 артёмовских филиала и 2 отделения МСоЭС), перераспределив функции остальных шести подразделений между 3 секциями. Таким образом, произошло общее сокращение числа «ковчеговских» подразделений на 3 единицы, или на  30 %.Это позволило нам значительно улучшить организационно-структурную модель ГКЦ, сделав её менее консервативной и  более мобильной, оперативно реагирующей на происходящие в современной социокультурной ситуации изменения, непосредственно учитывающей актуальные мотивационные тенденции среди различных слоёв населения.
   Оптимизации была также подвергнута и структурная организация «Ковчега». В частности, сокращён квантитативный состав Координационного совета (КС), являющегося, согласно Уставу и Регламенту организации, высшим распорядительным органом ГКЦ. После оптимизации в КС вошли, помимо председателя и ответственного секретаря (в ранге заместителя председателя), координаторы «ковчеговских» секций, филиалов и отделений; должности помощников председателя (в ранге руководителя аппарата КС) и зампредседателя (в ранге управляющего делами КС)  были упразднены, а достаточно громоздкие, за долгие годы «обюрократившиеся» структуры аппарата КС и управления делами КС с их многочисленными отделами, комитетами, комиссиями и службами – полностью ликвидированы. К распорядительно-исполнительным органам были отнесены правления артёмовских филиалов и отделений МСоЭС, а к сугубо исполнительным органам – правления секций.