Ф. Васильев. Заброшенная мельница

Нина Бойко
    В апреле 1873 года Васильев уже не мог работать, туберкулез прогрессировал с каждым днем.  Русская школа теряла в нем гения.  «У меня память до такой степени плоха, что я забываю имя моего покойного отца», –– жаловался он в письме к Третьякову. 

Павел Михайлович много сил приложил, чтобы облегчить участь художника. Помогали Васильеву и Крамской, и Шишкин.  Но болезнь уже победила его.

–– Два последние письма, которые я от него имел, такого беспорядочного тона и содержания… Такая горячка, лихорадочная разбросанность, такое страшное порывание куда-то уйти, что-то сделать и от чего-то освободиться, что теперь с ним нужно только осторожно обходить всякие вопросы и дожидаться, когда он закрое глаза, –– с глубокой печалью сообщал Крамской Шишкину.

К осени  Васильев уже едва  мог сойти с трех ступенек. Скончался он 29 сентября 1873 года.

От  крымских лет у него остались не только картины, но более полутора сотен  рисунков и несколько замечательных сепий. Достигнуто это было ценой настоящего жизненного подвига. Когда мать привезла  наследие сына в Петербург,  оно поразило всех.  «Милый мальчик, мы и не знали, что ты носил в себе! –– был потрясен Крамской. –– Сколько же сделано! Это же страх один!»   

Было решено устроить посмертную выставку Федора Васильева.
Она состоялась в начале 1874 года и  стала небывалым явлением в художественной жизни Петербурга.  Всё, вплоть до последнего наброска, было распродано еще  до   открытия выставки.  Зрители  увидели  в работах художника  не просто феноменальное явление искусства, а что-то глубоко всех затронувшее и самостоятельно выраженное. Павел  Михайлович Третьяков  купил сразу восемнадцать картин (а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников Васильева). Два альбома приобрела императрица Мария Александровна,  и еще два –– библиотека Академии художеств.

Среди произведений, исполненных Васильевым в Крыму, особняком стояла не до конца завершенная картина «Заброшенная мельница». Какая-то тайна окружала ее, поскольку ни в одном из писем Федор Александрович не упомянул о ее создании.  А между тем подготовительный материал для картины был обширен. В нем оказался отраженным весьма необычный ход творческой мысли художника: что-то тревожное, словно вызванное памятью из «предыдущей жизни».

Эта картина –– тончайшее движение природы,  почти приближенное к человеческим чувствам –– одно из самых высоких свершений Федора Александровича.
Всего 23 года жизни, всего 5 лет творчества отвела ему судьба. Лишь исключительная талантливость позволила в такой короткий срок создать  выдающиеся  произведения. Но сколько открытий, сколько  не созданных шедевров потеряло со смертью Васильева русское искусство!