Раскол в России не преодолен... Михаил Кураев

Мурзёпа
Рецензии
Написать рецензию
Фильм «Раскол» – прекрасный! Заставляет думать, сравнивать времена Никона с нынешним временем. Сейчас идет такой же раскол – из людей вышибают душу, оставляя в награду за некий европеизм порнографию, вечно несытый желудок, растление малолетних, и еще многое из того же порядка.

Один из протопопов говорит Никону: «Искать правду надо по старческим законам, а не по чужим книгам».
Русские приняли христианство чуть ли не позднее всех других народов, приняли на душу неразвращенную, чистую; по верности души своей следовали ему, не представляя, что от Бога им данная вера и обряды могут быть искажены человеком властвующим.
А у Никона в мечтах третий Рим, и он заявляет царю Алексею: «Быть русскому народу избранником Божьим».
Как будто русский народ до сих пор им не был. Если бы не был, не жег бы себя, отвергая никонианство, не пытали бы его дыбой, не отрезали языки...
Прав духовный наставник царевича Федора: «В России ищут вечной жизни душе, а не телу».

Никон русским священникам: «Рыло неотесанное! Греков учить вздумали! Патриарху указывать!»
В ответ русские справедливо возмущались греческими священниками:
"Везут и везут к нам мощи святых угодников, хитоны мучеников, гвозди многие. И ведь не так себе, не бескорыстным подношением, а за мзду! По-христиански ли это? Канючат подаяния на греческие церкви, на прокорм насельникам монастырским, а царь наш тишайший –– пожалуйте. А они ему опять палец подносят, а то и всю руку святого или щепу от креста Господня… Подумать страшно, пальцев Иоанна Богослова с полусотни по Руси обретается! Как не грех промышлять сим?"

Никон уверял протопопов, что исправление в священных книгах делается в силу необходимости, но русское священство считало Русь единственной хранительницей неповрежденного православия, которое «давно замутилось у плененных турками греков –– испроказилось».
–– Смотрите, –– доказывал Никон, –– святому Саккосу сотни лет, а на нем символ веры изображенный с нашим разнится. Вышито: «Его же царствию не будет конца». А мы у себя чтём –– «Его же царствию несть конца». Ну, как не выправить?
–– И не надо выправлять! Ведь по греческому мудрствованию –– конец есть, но боятся его и успокаивают –– «не будет». Почто врут и двойничают? Мы-то знаем, что царствию Божьему несть конца! Несть! Стало быть –– нету!"

Царь Алексей: «Чтобы изменить жизнь, одной власти мало. Нужны и подвиг душевный, и любовь». А вот этого у Никона не было. Никон оказался не пастырь, а чиновник. Ему бы советником состоять при царе, не более. Храмы строил, монастыри, – Россия бы еще сто лет могла обойтись без них. А душу людям в бараний рог скрутил. И кто не мог лицемерить – заставлял это делать под пытками.

Никон: «Войдем в великую вселенскую православную семью». Как в ВТО сейчас.

Патриарх Иерусалимский Никону: «Не мне ли Партиарху Иерусалимскому благословить тебя. Вознамерившего сделать третий Рим. Нам горько видеть искажение русскими обрядов. Наше православие старее».
А русскому народу не было горько видеть искажение обрядов, которым они следовали сотни лет?!
Борис Морозов Никону: «На митру твою смотрю, уж очень хороша; дорого платить придется за греческие подарки».

«Скоро на Москве проходу не будет от иностранных указчиков».
«Москва –– в одну сторону, Россия –– в другую».
«Что-то мы на новины падки стали».

Монах, преданно служивший Никону, уходит от сытой жизни в нищету. Прощаясь, кротко говорит патриарху Никону: «Ты монашеского чина, а ряса на тебе 50 ефимков».

Никон и в опале всё печалился о своих двенадцати каретах и жемчугах на рясе, которые у него теперь отняли. Ни разу не опечалила его трагическая участь народа, побеги целыми семьями в глухие леса, самосожжения… Он гордыню свою не мог победить.

Аввакум вызывает глубочайшее уважение! Он не Никон, он борется за свет в душах людских. Не угодничает, не лицемерит перед паствой: «Вы же божьи творения! Полюбите же вы себя!..»

Аввакум: «Говори своим природным языком, не уничтожай его!»
Старик богомаз Никону: «Бог нас такими создал, запретить Божье нельзя. А кто запретит – тот дурак».

Царь Алексей: «Не веру, а обряды меняем».
Он думал, что душу можно заменить параграфом.

Когда умерла Евдокия Урусова, солдат, приставленный охранять земляную яму, где Евдокия сидела вместе с сестрой, удивился:
«Столько дней мертва, а все лежит как живая».
Морозова ответила: «Святая духом, потому и нетленна».
Среди православных святых нет ни Морозовой, ни Урусовой, ни Аввакума. Это как же так? Не мученическую смерть приняли за верность Богу?
================================

Никон о России, Украине и Белоруссии: «Рассекут натрое, и три благословенных народа станут отверженными, три богатых народа станут нищими».
Ртищев перед смертью своей сестре: «Будь добра к мужикам, не требуй оброка выше их сил».
Царь Федор: «Нищие – срам отечества»
Царь Федор: «Иностранцы смотрят на Россию как на открытый сундук: кто хочет, тот и черпай».
Священник Лазарь: «Времена пришли: о стыде и поговорить не с кем».

Хочется от души сказать спасибо создателям фильма. Умнейший фильм. Справедливый. Не понять его высокой цели невозможно.

Нина Бойко   05.02.2012 19:02   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания



во многом согласен с вами))))))))))Мур.