Mangalsutra

Луиза Такур
Mangalsutra - это не только украшение, а прежде всего символ замужества для индусов , да и для многих других религий кроме христиан, мусульман, парси и сикхов.. Замужняя женщина НЕ ДОЛЖНА СНИМАТЬ мангалсутру пока она замужем, только в случае развода или если овдовеет. Можно сказать , что мангалсутра играет такую же роль, как и привычное нам обручальное кольцо. Только у нас обручальные кольца носят оба супруга, а мангалсутру носит в Индии женщина. Определить женат ли индиец невозможно.

Мангалсутру надевает жених во время свадебной церемонии и с того момента они уже муж и жена. Выглядит мангалсутра как ожерелье : золотой кулон, обычно большой и длинные мелкие бусы из золота и черных бусинок , бусы идут обычно в три ряда. У кералайцев мангасутра вся из золота, без черных бусинок, у бенгальцев вместо черных красные бусинки...Но сейчас уже такие мангалсутры носят только взрослые женщины, молодежь предпочитает более изящные мангалсутры, коих сейчас в ювелирных лавках огромное количество. Также кулоны сейчас делают с драгоценными камнями, не просто из литого золота.

У меня была старинная мангалсутра до недавнего времени, то есть длинные бусы и круглый кулон с вырезанными на нём узорами. Года три-четыре назад мой муж по моей просьбе подарил мне более стильную мангалсутру с тоненькой золотой цепочкой с изредка вставленными черными бусинками и кулоном с россыпью мелких бриллиантов. Не длинную. Чем расстроил весь свой род , мы с ним наслушались много критики в мой адрес или вернее в адрес самой мангалсутры: " Не по человечески это, что люди скажут? Ведь и на мангалсутру почти не похоже..."

Но мне нравится, мужу тоже. И обычай соблюдаем и изящно выглядит.
В последнее время я стала замечать, что многие женщины вообще перестали носить столь святое для семейной жизни украшение. Даже женщины зрелого возраста. Указала на это наблюдение  мужу и своим знакомым индианкам. Действительно так и есть, многие просто перестали носить символ прочного брака и любви. Причина? Проста, не верят и не хотят! Да и не красиво это, не всегда подходит к одежде и другим украшениям... Всё это древние предрассудки, которые ушли в Лету. У каждой из них есть мангалсутра в шкатулочке, дома.

Прогресс? Не думаю, ведь почти все в мире носят обручальные кольца - знак брака и любви, а это украшение играет ту же роль в индуизме. Я суеверная и мангалсутру не снимаю никогда, да и другие украшения подобрала к нему, так чтобы подходило. А вот с индианками пришлось поспорить на эту тему.

Говорят , что Индия консервативная страна с соблюдением обычаев, традиций и ритуалов. Скажу вам обратное, в последнее время я всё больше и больше замечаю как они подстраиваются под стиль Запада и Европы, забывая свои обычаи. B современных и цивильных семьях нет в доме алтаря, они не молятся. Если приспичит - идут в храм. Так по-тихоньку в мегаполисах искореняются все устоявшиеся обычаи и традиции. Будем надеяться, что они не искоренятся совсем благодаря деревням и маленьким городам. Не хочется терять колоритную Индию...как бы я её не ругала, но эта страна притягивает к себе людей со всего мира именно своими древними традициями, религиями , обычаями .


Photo from internet.