Сергей Кургинян. Выборы

Суть Времени
Сергей Кургинян

ВЫБОРЫ

Попытка политического анализа выборного процесса обречена на провал. Дело не в том, каковы аналитики. А в том, что все происходящее во власти не имеет отношения к политике. В том числе, и к особо любимым нашей элитой подковерным кремлевским играм.

Все понимают при этом, что выборы-2011 лишь расставляют фишки на главном игровом поле, каковым являются выборы-2012. Но какие факторы определяют правила игры на этом игровом поле?

Психологические! Никогда в истории России психология не подменяла политику в такой степени. Фантазия? Полно! Об этом неоднократно сообщали нам – и в печати, и по телевидению –  главные действующие лица: Путин и Медведев. Сообщали – настойчиво и откровенно. Мол, у нас такая химия отношений… Мол, мы так связаны… Им не верят? Зря!

Отношения между Путиным и Медведевым подвергаются огромным нагрузкам. Но, как мы видим, пока что они худо-бедно эти нагрузки выдерживают.

Вы только вдумайтесь – в крайне нестабильной ядерной стране единственной гарантией от срыва в нестабильность предельную и окончательную является механизм межличностных отношений!

Порой я просто вижу, как вращаются колесики этого механизма. И как его охраняют оба члена нынешнего тандема. Владимир Путин прежде всего. Президент России наделен огромными полномочиями. Он может одним росчерком пера сместить Путина как премьера. И все посыплется. Упования на то, что Путина в этом случае защитят «силовики», «Единая Россия» или «любящий народ» – очень наивны. Защитили Лужкова москвичи? Защитила его Мосгордума, московская элитная банда? Сдали его в одну минуту – и всё. Так же будет с Путиным.

Препятствием на этом пути является психологическая (и именно психологическая, не более того, но и не менее) неготовность Медведева разорвать отношения с Путиным – вот на чем держится условная хлипкая стабильность. Только на этом. А значит, для Путина все, кто напрягают эти отношения (хоть Лужков, хоть кто-то другой), – провокаторы, управляемые либеральными кремлевскими башнями.

Спросят: «Разве может быть столь велик в политике фактор человеческих отношений?»

Отвечаю: так не было никогда в истории политических отношений. Но сейчас в России это именно так. Мы имеем дело с ситуацией, политически абсолютно иррациональной. «Слишком человеческой», как говорил один известный философ.

Бог с ними – с механизмом, с колесиками… Представьте себе обыкновенную нить, соединяющую двух людей. И орду прихлебателей, честолюбцев, шепчущих (а порой и кричащих) двум этим людям: «Разорви ниточку, разорви!» Чаще всего в этом сейчас убеждают Медведева. И очень злятся на то, что он этого не делает. Почему? Потому, что каждый взрослый человек на самом деле понимает: разрыв прочных человеческих отношений – это огромная психологическая проблема. Берешь нож, хочешь ниточку перерезать, а нож почему-то выпадает из рук…

Повторяю, именно эта нить (она же механизм межличностных отношений) и есть альфа и омега современной российской политики. На то, чтобы сломать этот механизм, перерезать эту нить, уже брошены огромные силы. И будут брошены силы гораздо большие. Какие силы? Разные. Международные, в том числе, но и не только.

В происходящее вмонтированы колоссальные деньги, гигантские интересы. Но механизм до сих пор не сломан. Нить все еще не порвана. Спросят: «Ну, и что? Как могут разойтись двое на столь узкой тропе, коль скоро до думских выборов остается три месяца, а до президентских –  полгода?»

Как-как? По-разному!

Еще полгода назад наша суперосведомленная элита шепталась: мол, есть третий игрок, которому оба члена тандема согласятся делегировать статус преемника. Шепотом назывались фамилия (фамилии). Имела ли элита основания к рассмотрению подобного варианта? Имела. Лопнул этот вариант, как мыльный пузырь? Лопнул – почти без брызг.

Теперь рассматривается вариант перераспределения полномочий. Чтоб, мол, и волки были сыты, и овцы целы. Рассматривается ли это всерьез? Безусловно. Может ли это реализоваться, например, в сентябре? Может. И даже должно. Реализуется ли? Не думаю.

Хочется верить в здравый смысл тех, кому предлагается нечто подобное. В их реализм. В их понимание, что система груба. И изысканных переигровок не выдержит. Она, система-то, и так на ладан дышит, не правда ли? Всеобщее спокойствие, на фоне которого якобы можно реализовывать любые, самые рискованные политические комбинации, – липа. Нет этого спокойствия и в помине. Ничего сложного соорудить, не разрушив систему, уже нельзя. Соорудить можно только что-то совсем простое. Такое простое, что дальше некуда. В противном случае, все окажутся под обломками системы еще до Нового года. Подчеркиваю – все. Первые лица – в первую очередь.

Итак, вариант #1 – создание изысканной комбинации, перераспределяющей полномочия, уже в сентябре. Это наиболее популярный, но и наиболее оторванный от реальности вариант. Если он реализуется, все поползет очень и очень быстро. А если нет?

Вариант #2 – плыть по течению вплоть до декабря 2011 года. Это вариант грубый, абсурдный. Но если и впрямь бал правит не политика, а психология? Тогда и это вполне возможно. В этом случае невероятное значение получают игры вокруг «Единой России». Опять же, именно с психологической, а не с политической точки зрения. Противникам Путина надо будет обеспечить крах «Единой России» любой ценой. И не важно, кто тут выступит в качестве подсобного средства. Да хоть бы и КПРФ!

Главное тут опять-таки не политика! А психология, ставшая политикой. Конкретно – психологическое обеспечение одного-единственного решающего разговора после декабрьских выборов. Когда можно будет сказать: «А ведь «Единая Россия» проиграла. И значит, надо по-новому расставлять фишки на игровом поле».

Вариант #3 – простые и грубые мужские договоренности. Без изысков, без политических менуэтов на тончайшем льду, готовом обрушиться в любую минуту.

Вариант #4 – слом политического механизма. То, с обсуждения чего я начал этот эскиз.

Каждый из этих вариантов задает свою драматургию выборов. В одной драматургии – партии являются такими же статистами, как и в 2004 или в 2008 годах. А в другой…

Обсудив важнейший оперативный фактор, перехожу к обсуждению фактора стратегического. Очевидного для всех. И абсолютно затабуированного.

Проект «российский капитализм плюс полноценное вхождение РФ в Европу» терпит крах. А никакого альтернативного стратегического проекта нет. Любые альтернативы были похоронены даже не в 1991 году, а лет этак на пятнадцать раньше. Как это кому-то ни покажется странным.

Все подзаложились именно под этот проект. И что теперь делать? Надрывно утверждать, что он вот-вот реализуется? Рассматривать проблему лидерства и преемственности под этим углом зрения? Мол, «давайте тем, от кого зависит вхождение в Европу и наше в ней благополучие, покажем такого российского лидера, который их там устроит. Мы тогда и благополучие сохраним, и в Европу войдем».

Да не хотят они ни нашего вхождения, ни вашего благополучия! А все их «ахи» и «охи» («этот двумя ногами в будущем, а этот одной ногой…») имеют тупой и очевидный подтекст: «Кого легче скинуть, тот и двумя ногами в будущем. А когда его скинем, то посадим всех. И тех, кого обласкиваем. И тех, кому грозим пальчиком».

Верхняя страта нашего общества все это на самом деле «проунькала». Не такие уж, между прочим, глупые люди. Но одно дело это понять – а другое…

Короче, и тут место политики занимает психология. Потому что на пути окончательного понимания всего этого выстроен другой, но столь же психологический механизм. Механизм защиты. Механизм, порождающий беспрецедентный невроз – благополучия, успокоенности, погруженности в тревожно-сладкую негу.

Вот так и живем – пока.

08.09.2011

(с) Сергей Кургинян