Михаил Нестерюк. Схватка за баксы

Суть Времени
СХВАТКА ЗА БАКСЫ
   Рецензия на фильм «Смертельная схватка»,
   реж. Александр Франскевич-Лайе, «Расфокус-фильм», 2010 г.

Телефильм «Смертельная схватка», снятый режиссером Александром Лайе, я посмотрел дважды: сначала сам телефильм, а потом он же, но в виде мини-сериала, порезанный на четыре части. Когда я смотрел его первый раз, у меня было ощущение, что «ребята прикалываются», что передо мной – пародия на плохие фильмы о Великой Отечественной войне. Но, досмотрев до конца, я понял, что это не пародия, это и есть – плохой фильм о Великой Отечественной войне, вернее даже он совсем не о Великой войне.

Но по порядку.

Вторая половина 1944 года, прифронтовая полоса где-то в Западной Белоруссии. Секретная группа военных специалистов во главе с невероятно умным и ценным генерал-майором занята расшифровкой каких-то немецких кодов. Как поясняется по ходу фильма, если не расшифровать эти коды, то победы в Восточной Пруссии ожидать не стоит. В помощь генерал-майору Черчилль прислал самого умного английского полковника, который великолепно говорит по-русски, старательно изображая английский акцент.

В расшифровке участвуют и американцы: они прислали какую-то умную шифровальную машину. Она была, по-видимому, настолько секретная, что зрителям ее так и не показали.

Мудрое решение расположить группу в непосредственной близости от фронта было принято для того, чтобы перехваченные немецкие радиограммы, которые и нужно было расшифровывать, быстрее попадали в руки дешифровщикам. Об этом в самом начале фильма генерал доверительно сообщает английскому полковнику, когда они совершали променад в виллисе по проселочной дороге.

Такое расположение имело, конечно, свои издержки, они и проявились, как только генерал закончил свои объяснения: попали они в немецкую засаду. Немцы быстренько порешили всю генеральскую охрану, погрузили генерала с полковником в их собственный виллис и отправились восвояси. На том бы фильм и закончился, да на беду немцев недалече на опушке отдыхали русские крутые ребята во главе с бравым капитаном. Они как раз возвращались из очередного похода по немецким тылам, где только что с блеском взорвали какой-то эшелон.

Теперь уже русские покрошили в капусту немцев, а капитан бегом легко обогнал виллис, на котором два немца везли куда-то покорно сидящих русского генерала и английского полковника. Хорошо разбежавшись, капитан подпрыгнул и пару минут побегал по воздуху над идущей машиной. Немцы, понятно, не ожидали такого оборота, и сопротивление оказали слабое: защита от нападения сверху в их боевых уставах предусмотрена не была.

Растроганный генерал назначает капитана начальником своей личной охраны – старый-то погиб в той перестрелке. Капитан соглашается и переходит к генералу вместе со всеми своими бравыми ребятами. Чуть позже капитан добивается перевода под генеральское крылышко и своей полковой жены, красавицы-снайперши, воспользовавшись тем обстоятельством, что на опушке леса, рядом с которым и располагалось секретное учреждение, поселился загадочный снайпер: явно не наш и явно пытавшийся подстрелить генерала.

Сами дешифровщики работали в хорошо оборудованном подвале роскошного особняка, но вот все входы и выходы из здания тем неуловимым снайпером простреливались. Зрителям снайпера показали – странный субъект в какой-то форме, каске, явно тетка, почему-то в парандже.

Вот для поимки этого снайпера и вызывает капитан к себе свою красавицу.

Ну и, наконец, появляется последнее из главных действующих лиц предлагаемого зрелища – мрачный, постоянно кашляющий майор-смершевец, его присылает к генералу другой генерал, чином побольше – для поимки «крота», затесавшегося в окружение гениального генерала.

Мрачный майор ведет грубые допросы, он сам и его люди терроризируют и избивают деревенских, капитан закрывает своим телом генерала, гениальный генерал время от времени с умным видом говорит английскому полковнику какую-то чушь, русская красавица-снайперша ходит по двору особняка и ближайшим окрестностям и рассматривает пейзажи через прицел укутанной в тряпки снайперской винтовки, неуловимая немецкая снайперша слегка постреливает, но пока безрезультатно. Немцы для разнообразия время от времени подбрасывают с десяток десантников, прилетающих на самолетах-невидимках, смершевцы их отстреливают, причем делают это удивительно бестолково. Все при деле.

Имя немецкой снайперши грубому майору сообщают, наконец, из Москвы: она, как те женщины из гарема в фильме «Белое солнце пустыни», что закрывают лица, но оголяют нижнюю часть тела, на лицо-то паранджу набросила, но все пули, пущенные из ее винтовки, заботливо помечены.

И оказалось, что русская и немецкая красавицы – лучшие подруги и разделяет их только такой пустяк, как нескрываемая ненависть немки (она, собственно и не немка вовсе, а полька) к коммунистам. И абсолютно предсказуемый финал фильма: сошлись две красавицы в последней дуэли. Очень не хотелось русской стрелять в немку, но как ни кричала она той что-то вроде: «Марта, подруженька, сдайся, я все прощу», но Марта, презрев былую дружбу, стрельнула сначала в некстати подвернувшегося капитана, а потом открыла огонь и по подруге. Понятно, наша красавица оказалась более меткой и наступил хеппи энд.

Фильм откровенно плохой, доверху переполненный всякими нелепостями.

Суперсекретный объект расположен в прифронтовой полосе и практически без охраны, объяснение такого решения генералом выглядит очень натянуто.

Никем не замеченные десанты, выброшенные с парашютами в непосредственной близости от объекта. О наличии в окружающих лесах немецких десантников смершевцы узнают только по парашютам, которые находят, прочесывая лес после очередного выстрела загадочной снайперши.

Пытаясь найти чужих в соседнем селе, смершевцы проводят налет на село, грубо врываясь в дома. Кого они хотели при этом найти? Они полагали, что на лицах разыскиваемых должно быть крупно написано «ЧУЖОЙ» или искали немцев в форме с винтовками наперевес? Ведь у них не было даже списков людей, постоянно проживающих в селе. Со старостой они познакомились только во время второго такого же бестолкового рейда, когда ворвались прямо на деревенскую свадьбу.

В поисках загадочных дотов, оставшихся еще со времен Первой мировой войны, смершевцы послушно пошли за случайной проводницей (это и была та самая Марта), а выйдя на доты, поперлись на них бестолковой толпой.

Ни слова не говорящие по-русски немцы-десантники через полчаса после приземления с легкостью проникают на засекреченный объект и закладывают там мину.

О более мелких недочетах и говорить не стоит, таких, как, например, активное использование «кукурузника» АН-2, появившегося сильно после войны, для транспортировки ценного генеральского тела. Тут уж что поделаешь, бюджет, наверное, слабоват был, потому и «бегал по воздуху» капитан всего один раз.

Во время просмотра фильма, я все пытался понять, а что ж хотели авторы сказать эти фильмом? Прославить Советскую Армию и советский народ, выигравший войну? Пригвоздить к позорному столбу тоталитарный сталинский режим? Из длинного фильма можно понадергать массу эпизодов, которые легко можно положить в основание и первой, и второй версии, причем практически все они нелепы. А потом я понял – да ничего они не хотели сказать. Перед нами – типичный коммерческий продукт.

Это в советское время, когда делали, к примеру, колбасу, то старались сделать ее такой, чтобы она принесла пользу тому, кто ее потребит. ГоСТы того требовали. А сейчас работают по ТУ и главное требование к выпускаемой продукции – она должна заставить покупателя себя купить. А так как технология зомбирования потребителей с целью залезть в их кошелек на Западе развита гораздо лучше, чем у нас, то отечественные «бизнесмены» от киноискусства просто пытаются копировать голливудские рецепты счастья.

Великая Отечественная война – это тоже «бренд», который, по мнению кинотворцов, способен привлечь дополнительных зрителей. Как на современной колбасе могут написать «докторская», но сильно ошибется тот, кто, купив ее, попытается найти в ней ту советскую докторскую. В современной колбасе все, как в настоящей: и цвет, и, может быть, даже запах. Она даже лучше, чем советская – упаковка ярче. Вот только мяса в ней нет.

Нет в этом фильме войны, есть антураж под нее.

Весь фильм – сплошные слегка адаптированные цитаты из Голливуда. Капитан, порхающий над виллисом. Боевая подруга, закатывающая скандал с пощечиной капитану, который меняется шинелями с генералом, подставляя себя под пули снайпера. Так и видится недовольная жена не в меру ретивого полицейского, эгоистически подставляющего себя под пули и не думающего при этом о семье.

Охрана, плотно обступившая генерала, чтобы не дать снайперше произвести прицельный выстрел. И невдомек авторам, что это хорошо глядится в голливудском боевике, действие которого происходит в городских условиях и в мирное время. А на войне кто ж мешает хоть лес весь вырубить ко всем чертям, коли так уж трудно найти в нем одного человека, хоть все село выселить. И если немцы умудряются незаметно высадить не один десяток парашютистов на территорию, плотно занятую советскими войсками, то что бы им не сбросить и миномет, к примеру, или даже пушку и накрыть разом и генерала, и всю его охрану.

Майор-смершевец – цитата в квадрате. Во-первых, это – брутальный голливудский офицер полиции, действующий нагло и нахраписто: при случае может и в морду дать, в кабинет генерала заходит, как к себе домой. Он быстро, загадочным способом, лишь при помощи одной своей грубости и профессионального нюха, вычисляет «крота».

Но посмотришь на него с другой стороны, и перед нами – типичное голливудское представление о советском офицере-смершевце, этакий карикатурный злодей. Как и полагается голливудскому советскому контрразведчику, любимым способом разговоров майора с местным населением являются угрозы, обещания раскулачить всех подряд, завершает беседу чаще всего мордобой. Местное население настроено враждебно и авторы вслед за Голливудом вполне понимают и население, и Марту, у которой личные счеты с коммунистами.

Благородный староста смело высказал майору все, что он думает о нем, о Советах, о коммунистах, за что и получил пулю в лоб. И если чего в майоре не хватает, то это традиционной голливудской меховой шапки со звездой, которую он должен носить и днем, и ночью, и зимой, и летом. Авторы фильма заменили ее шарфом, в который постоянно кутается майор.

Майор-олицейский офицер, хоть и груб, но все же умудрился вычислить «крота», но майор-голливудский смершевец просто туп и сентиментален. Вначале он глупо кладет перед немецким дотом половину своих солдат, а потом закатывает капитану истерику по поводу их гибели и заливает водкой выступившие слезы.

Ну и, конечно, любовь, любовь по-голливудски, как ее понимают авторы. Постельную сцену они все же не осмелились вставить, должно быть, бюджет не позволил, но в объятия наши герои друг к другу кидались и по поводу, и без повода. Пойдут в лес снайпершу искать и тотчас забудут о цели своего похода. Причем здесь война, когда страсти кипят.

Совершенно непонятно, чем же все-таки закончилось кино. Кто ж победил в итоге?

Может быть, генерал был личным врагом Гитлера и убийство его и было главной интригой фильма, а все эти коды – лишь тумана ради? Тогда наши победили, генерал – жив.

А иначе… Немцы потеряли десятка два десантников, крота да Марту. Наши потери – одних смершевцев никак не меньше тридцати, ну, да кто их считал, этих смершевцев. Но кроме этого: дешифровальный центр взорван, половина дешифровщиков убита, английский полковник застрелен, дефицитная американская техника погибла.

И хотя генерал радостно доложил генералу чином постарше, что работа успешно выполнена, но верится в это с трудом. Если только вся эта затея с генералом, полковником от Черчилля, секретной американской машинкой и дешифровальным отделом не затевалась только для того, чтобы вывести на чистую воду ту самую Марту.

Война в этом фильме действительно ни при чем. Постановщики просто решили «срубить бабла», постарались соблюсти все голливудские рецепты, вот только получилось обыкновенное плохое кино.

Плохо приживаются голливудские рецепты на русской почве.

(с) Михаил Нестерюк