Первой советской автомобильной фаре - 80 лет

Алексей Филиппов
Первой советской автомобильной фаре – 80 лет.
История автомобильной фары началась в тот день, когда один пытливый, но оставшийся неизвестным, шофер, оказавшийся ночью на темной дороге, попытался прикрепить к бамперу своего авто горящую свечу. И, конечно же, ничего хорошего из этой затеи не вышло, свеча тут же погасла, но первый шаг развития автомобильной светотехники был сделан.  Лиха беда начало. Следующий изобретатель попробовал  поставить свечу за стекло и смог с этим световым прибором проехать сотню метров во тьме. Осторожно, не торопясь, но проехал. Затем на автомобиль закрепили фонарь с масляной горелкой, и здесь счет ночных путешествий пошел уже на километры. Опять же медленно, но со светом. Это были  довольно робкие и чаще всего неудачные попытки победить тьму на проезжей дороге. А вот  первый и достаточно ощутимый удар по тьме нанес газ ацетилен. Вернее, не сам газ, а изобретатель первой газовой фары - французский летчик и авиаконструктор Луи Блерио. Устройство этой фары было довольно-таки сложным: здесь был и ацетиленовый генератор, в котором на карбид кальция капала вода, и специальная система трубопроводов подачи газа к керамической горелке, установленной в фокусе отражателя фары. Включалась такая фара не кнопкой или тумблером, а посредством горящей спички, поднесенной к горелке. Если в пути фара, вдруг, гасла, то водитель должен был выбежать из кабины, открыть стекло фары и опять взять в руки спички. Бегать, таким образом, шоферу приходилось часто.  И кончились эти мучения только тогда, в фаре стали  использовать лампы накаливания. Случилось это в первом десятилетии двадцатого века. С тех пор автомобиль и фара стали  едины и почти неразделимы.
История же выпуска первой советской  фары берет свое начало осенью 1929 года. Именно тогда в небольшой городок под названием Киржач приехал уполномоченный из области. И приехал он туда не пустыми руками. В руках его была фара к трактору американского производства – «Фордзон». Не теряя времени даром, уполномоченный велел привезти его на завод медно-латунной посуды. Был тогда такой завод в Киржаче. Строить его начала еще в 1856 году московская купчиха Е.И. Любимова. Поначалу она планировала производить в Киржаче металлическую посуду и церковную утварь. На берегу реки были поставлены два сарая, а из окрестных деревень были созваны мужики, чтоб зимней порой посуду в этих сараях мастерить из меди да из латуни. Летом мужикам посудой заниматься некогда было: у них, ведь, то покос, та жатва, а вот зимой – всегда за милую душу. Посуда получалась хорошая, и потому скоро завод этот у Любимовой перекупил московский торговый дом Аленчикова и Зимина. После смены хозяина  появилась в заводе новая продукция – самовары. В ту же пору стали трудиться на заводе рабочие, которые летом косить не ходили, а занимались производством круглый год. Отменно занимались. Говорят, что киржачские самовары даже на парижской выставке показаны были и всеобщего одобрения заслужили там. Во время первой мировой войны завод получил заказ на выпуск солдатских котелков и корпусов ручных гранат. С заказом справились как обычно – без канители и в срок.  Завод тогда уже крепко «стоял на ногах». А вот после гражданской войны и в Киржач разруха доползла. Завод национализировали и уж работать собрались «на себя», но спрос на продукцию завода сильно снизился и основных материалов (меди с латунью) большой недостаток случился. Захирел завод. Часть мужиков опять по деревням разошлись - косить да жать, а те, кто при заводе остался, за любую работу хватались. Все пробовали делать: ведра, кирпичи, кровати, но прибыли от тех работ было – кот наплакал. И вот, когда завод уж совсем решили закрыть, уполномоченный из области и приехал.
В тесный кабинет народу набилось – не протолкнешься. Уполномоченного встретили настороженно, думали, что приехал он окончательно завод прикрыть. Думали, что всё, получилось наоборот. Уполномоченный положил на стол фару и спросил притихший рабочий класс:
 -Ну, чего, мужики, сделаете такую штуковину?
Мужики зачесали затылки, подумать, дескать, надобно. Подумали, осмелились, разобрали фару на части и дальше думать стали. В азарт вошли. Заспорили. Корпус сразу отложили в сторону. Ерунда и не такие штуки на прессах «вытягивали». Этот корпус против самоварного, тьфу, да растереть! С рефлектором сложнее: уж, больно, блестит, зараза.
  - Ничего, - решили мужики, скручивая самокрутки, - пополируем подольше, посеребрим. Яснее этого засияет.
Лучшего стекольщика из соседней деревни позвали, благо недалеко деревня та, только реку перейти. Стекольщик подсказал, как сподручнее круглое стекло вырезать, лампочками и проводами уполномоченный обеспечить пообещал. Пообещал и опять пытает:
 - Ну, что, беретесь сделать?
 - А сколько?
 - Тысячу, к весне.
 - Тысячу? – вновь мужики головы зачесали, а потом кто-то от двери выкрикнул. – А заплатют?
 - Конечно же, заплатим! – развел руками уполномоченный. – Вы только сделайте!
 - Раз так, то сделаем! К весне всё готово будет!
И сделали.  Как и обещали, к весне 1930 года первые киржачские фары были установлены на тракторы. Хорошие фары получились, добротные. А через год было Совнаркомом принято решение об организации на киржачском заводе производства автомобильных фар. В 1931 году была выпущена первая партия автомобильных фар.
В последнее воскресенье сентября на киржачском заводе автотракторной электроарматуры «Автосвет» традиционно отмечается профессиональный праздник «День машиностроителя». В этом году профессиональный праздник совпал двумя юбилейными датами: 155-летием образования завода и 80-летием выпуска первой автомобильной фары.