Воздвиженье

Нина Вакулова
ВОЗДВИЖЕНЬЕ  Перепечатано и составлено  мною из русского земледельческого календаря.
В Задвиженье сивер, так лето тёплое будет.
Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня, так или иначе, связаны со словом «двигаться»   («двинуться»), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника, давшее наименование дню 14 сентября по старому стилю и 27 по новому.
Задвиженье - хлеб с поля на гумно движется - последняя копна с поля двинулась. Воздвиженье – осень зиме навстречу двигает.  На Воздвиженье зазимки - мужику не беда, что – то скажет Покров (14 октября) батюшка.  Пришло Задвиженье – кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась, кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
На Воздвиженье птица в отлёт двинулась. В этот день медведь залегает в берлогу. Высоко летят гуси в Воздвиженье – к высокому половодью, низко – к малому.
По народному замечанию, на праздник Воздвиженья «гады  и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие – то неведомые страны», которые называют ирьем или вырием. Туда же улетают и ласточки.
На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.  Змеи сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают. Змеи и гад не движется( обмирает или лезет по деревьям в вырай, в тёплый край, а которая укусила человека – остаётся на земле).
На Воздвиженье, если змея ужалит кого – либо, то ей не уползти, и в наказание она останется мёрзнуть в холодные дни.  Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда – кукушка. Которая поэтому и зовётся ключницей  Вирая.  На Воздвиженье в лес ходить нельзя, ужи в вирий идут.
По мнению Орловцев, Тамбовцев  и  Владимирцев, « в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери. Где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающий гадине выползать из чрева матери земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, что бы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе .
«Лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким – то срочным для себя днём. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место всё подвластное им зверьё, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою» В лес по этой причине, на Задвиженье ходить нельзя.
«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех. В которые не следует начинать никакого важного  и значительного дела, так как всё, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
 По другим сведениям, в день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост.
С Воздвиженья начинали рубить капусту. На Воздвиженье первая барыня – капуста. Смекай баба, про капусту на Воздвиженьев день. У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой На  Воздвиженье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели. Молодёжь затевала вечеринку – капустник, , начиная посиделки.
«28 сентября. Никита – гусепролёт, гусарь, гусятник, репорез»
«Столько прозваний этому святому дню дано потому, - Объясняли «Тамбовские губернские ведомости» в1864году, - что с этого дня начинают срезать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают стричь овец».
Гуси летят в отлёт. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат. Праздник гусятников – охотников на диких гусей. «К концу сентября, то есть ко времни своего отлёта, гуси делаются очень жирными, особенно старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда только получают отличный вкус, когда «хватят ледку», что, впрочем, в исходе сентября у нас не редкость,  от утренних морозов замерзают лужи, и делаются закраины по мелководью, около берегов на прудах и заливах. От ледку или от чего другого, только чем позднее осень, тем вкуснее становится гусь». В этот день били домашних гусей.
 На Никиту «задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счёта домового». На  «гусаря» Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.
30 сентября. «СОФЬЯ,ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ». Всесветные бабьи именины.