Бабушкины пироги

Лана-Мария
Своим милым, любимым старичкам: бабушке, Ильмурзиной Камилле Давлетбаевне
и дедушке, Саватнееву Минулле Ярулловичу, подарившим нам - внукам, кусочек Вечного Счастья, ПОСВЯЩАЮ.

ИЗ АЛЬБОМА "ЗЕМЛЯНИЧНОЕ ЛЕТО".


- Таня! Тамара! Света! - звонким голосом зовёт нас бабушка, громко выделяя последний слог.
Мы не французы, но именно так произносятся на нашем языке имена.
Я открываю глаза и вижу голову бабушки в дверном проёме сеновала: щупленькую в платке, с узлом под подбородком.
- Вставайте скорее, пироги скоро остынут, посмотрите, как солнце уже высоко, - ласково говорит нам бабушка, и её силуэт исчезает с моего поля зрения.
К стене каменного сарая, на сеновале которого мы спим с сёстрами, приставлена длинная железная лестница. По ней она и поднимается к нам каждое утро, и будит, спеша скорее угостить своими пирогами.
Затем, осторожно ступая, идёт вниз. У бабушки всегда полно дел.

Мои двоюродные сёстры: Таня - на три, и Тамара - на семь лет старше меня, не спешат просыпаться.
Мне же всего восемь, и я давно уже выспалась.
Сейчас мне очень хочется скорее на летнюю кухню, к бабушкиным пирогам, однако, я лежу и терпеливо жду сестёр.
Однажды я уже пробовала встать раньше и начать завтрак без них.
Но когда Таня вошла в летнюю кухню, где я с аппетитом уплетала бабушкины пироги, она заявила:
- Если ты так рано и много будешь есть, то очень скоро превратишься в жирную и уродливую свинью!
Я тут же перестала жевать. Хотя совсем еще не наелась. Мне было обидно.

Становиться жирной свиньёй в мои планы не входит, поэтому я лежу, и самым честным образом, пытаюсь снова заснуть, плотно сомкнув глаза. Пока не встанут сёстры.

Душно пахнет сухим сеном. Назойливый запах нестерпимо щекочет нос, хочется чихнуть.
Где-то внизу беспрерывно кудахчут куры, а за ними и петух громко извещает о том, что уже действительно пора вставать.

Бабушкин сарай стоит на самом краю дороги.
И по дороге уже вовсю снуёт деревенский люд: кто в магазин, кто в контору.
Временами проезжают грузовики, громыхая своими кузовами на ужасных колдобинах недоделанного шоссе. От такого шума уже точно не удастся заснуть.
А главное, мой живот всё настырнее урчит, требуя завтрака. И я, то и дело глотаю слюни, не переставая представлять себе ароматные бабушкины пироги...

Бабушка всегда встает в четыре утра. Затопит печь берёзовыми дровами, и начинает стряпню.
Ей очень хочется как можно слаще угощать своих внучат.
И самое вкусное, что она умеет делать, это пироги: с мясом и картошкой; с капустой и пшённой крупой; с ячневой крупой и луком; и из лесной земляники - эти самые-самые вкусные!

Бабушка замешивает тесто на свежих куриных яичках и на домашних сливках. Добавляет чуть-чуть соды. Пироги получаются румяные и просто тают во рту!
А иногда бабушка делает просто колобки. Она ставит их в печь в широкой чугунной сковороде, и от жара колобки "вырастают" как два пряника высотой! Только они несладкие. Их нужно есть со свежим мёдом. У бабушки в саду стоят два домика пчёл, и летом всегда на столе свежий мёд.

Наконец-то мои сёстры просыпаются. И я, как метеор, лечу по длинной лестнице вниз. Бегу к чугунному умывальнику, приколоченному к столбу палисадника. Долго валяю в руках розовый кусок земляничного мыла. Обожаю этот запах! Я уже пробовала лизнуть его языком на вкус, но нет, нюхать гораздо вкуснее.

Все четыре стены летней кухни полностью выложены из плоских белых камней.
Наверное, эти стены очень-очень старинные...
Внутри кухни земляной пол. А на полу бесконечным рядом стоят глиняные горшки и горшочки.
Бабушка не признаёт цивилизацию, и считает, что это и есть самый лучший холодильник.

У правой стены от входа стоит низенькая старая печь. Она уже и дымит иногда, отовсюду, где есть дыры. Сбоку к печи прибита широкая деревянная лавка, и к ней, буквой "г" еще одна, прикреплённая к стене кухни.
Между ними стоит квадратный стол на Х-образных ногах.
А на нём большущий блестящий самовар. Он всегда горячий.
В самовар этот, я думаю, входит целое ведро воды.
Потому что из него все мы пьём чай целый день. И не только мы!

Как раз через дорогу, чуть наискосок, стоит деревенский продуктовый магазин.
И все, кому не лень, по пути к нему или обратно, обязательно заглядывают к бабушке.
- Ух, Камиля акка, пить хочу, налей-ка мне чаю из своего горячего самовара!
Бабушка с удовольствием всех потчует.
Чай она предпочитает индийский, чёрный байховый.
Круто заваривает его в круглом фарфоровом заварнике, который называет "парником", и ставит на коронообразную шапку самовара. Там всегда горячо.
А сервизы чайные у бабушки из белого фарфора с розочками, с фиалками; изящной формы чашечки и блюдечки. Она никогда не подаёт чай в чашечке без блюдечка, считает, что это некрасиво, да и неудобно.

- Вот пироги сегодня с земляникой стряпала, отведайте,- добродушно предлагает бабушка гостю, и ближе подставляет к нему свежие сливки, чтобы гость смог намазать кусок и без того вкусного бабушкиного пирога.

И так каждый день.
А ведь между гостями бабушка еще успевает переделать сотню других важных в хозяйстве дел.

Вот такая была моя бабушка.
Росточком с десятилетнего ребёнка, согнутая напополам, как коромысло, сиротским детством и тяжелым послевоенным трудом.
Но никогда, никогда не допустившая и тени сомнения в Людской Доброте.