Уроки погибшего линкора

Игорь Караваев 2
Грабли - наше главное наступательное оружие!
(русская народная мудрость)

          Все мы знаем о таинственной гибели на севастопольском рейде линкора «Императрица Мария». Вот уже почти сто лет моряков и военных историков волнует вопрос: почему же всё-таки этот гигантский корабль тогда взорвался и затонул?

          На этот счёт существовало множество противоречивых, иногда совершенно фантастических, версий (точно так же, как и относительно гибели некоторых других наших кораблей - например, линкора «Новороссийск», подводных лодок «К-129», «Комсомолец», «Курск»...)

          Лет пятнадцать тому назад я неожиданно для себя узнал ещё одну версию - довольно необычную, но весьма правдоподобную.
          В тот день я вновь заступил оперативным дежурным флотилии подводных лодок. На командном пункте, где проходило это дежурство, всегда можно было найти оставленные кем-то книги, журналы и газеты (крайне редко свежие).

          Поздно вечером, когда у меня выдалась свободная минутка, я почти машинально взял в руки какой-то журнал без начала и конца. Похоже, его несколько дней подряд использовали уже лишь в качестве подставки под горячее.
          Перевернув несколько загнутых, полуоторваных страниц, я вдруг натолкнулся на любопытную статью, иллюстрированную «старорежимными» чёрно-белыми фотографиями. Её автор, офицер русского царского флота, после революции эмигрировавший во Францию, в своё время участвовал в работе комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели линкора «Императрица Мария».

          Прочитать-то статью я успел, а вот вырвать её из журнала или хотя бы переписать оттуда даты, цифры и фамилии - нет: вновь зазвонили все телефоны, и опять началась такая круговерть, что мне стало не до того.
          Через пару дней я вспомнил о прочитанной статье и пожалел, что в суете забыл фамилию автора и даже не попытался узнать, как назывался тот журнал. Зато суть поразившей меня статьи отчётливо сохранилось в памяти. Мнение её автора было таким: действительно, как многие и думали, в гибели линкора были виноваты немцы.
Но виноваты только косвенно...

          Немецкая фирма должна была поставить в Россию двигатели, предназначенные для разворота орудийных башен главного калибра «Императрицы Марии». И этот мощный боевой корабль должен был серьёзно изменить весь расклад сил на Чёрном море! Но дело уже шло к Первой мировой войне, поэтому немецкая фирма своих обязательств не выполнила.

          Чтобы достроить линкор, России пришлось установить на него вместо немецких двигателей отечественные - той же мощности, но значительно больших габаритов. Они заняли весь объём жилых помещений, предназначавшихся для матросов - артиллеристов.
Встал вопрос: где разместить людей, оставшихся без своих кубриков? Решили: прямо в артпогребах!

          Но эти помещения никогда и нигде не предназначались для жилья. Там по проекту не было предусмотрено электрического освещения (чтобы избежать опасности короткого замыкания), по этой же причине не было и вентиляторов. Получилось, что людей заставили жить в тёмных и сырых помещениях. Значит, обувь у них была постоянно мокрой, ведь матросские ботинки подбиты кожей, хорошо впитывающей влагу. Естественно, матросы не стали мириться с таким неудобством. Они придумали, как решить эту проблему с помощью доступных средств.

          В артпогребах хранились так называемые «картузы», или полузаряды - большие шёлковые мешки с пироксилиновым порохом, отформованным в виде длинных лент шириной чуть ли не с ладонь (до пороховых «макаронин» додумались позже). А что такое пироксилиновый порох? По своим физико-химическим свойствам он очень похож на одну из разновидностей пластмассы - целлулоид.

          Вот матросы и додумались вырезать из этих лент подмётки и прибивать их на свои ботинки. Работа с ворованным порохом велась всё в тех же артпогребах, к тому же при свечном освещении!
          Не надо обладать богатым воображением, чтобы понять, что должно было произойти, рано или поздно. Это и случилось - в носовой башне.

          После подъёма корабля в погребе уцелевшей соседней башни нашли матросский сундучок с сапожным инструментом (такие были в каждом подразделении). Когда открыли его крышку, то увидели среди обычного сапожного инвентаря заготовку для подмётки, вырезанную из пороховой ленты, и огарок свечи...

          Вряд ли кто-то из погибших был отъявленным злодеем и желал смерти себе и товарищам. Просто их волей-неволей поставили в такие условия, когда они, стремясь улучшить свой быт, привычно и буднично рисковали своими и чужими жизнями. Об этом вышестоящие начальники даже не ведали, не вникая в нужды матросов и не контролируя, чем они занимаются.

          Кто тут больше был виновен - экипаж, промышленность или представители флота, наблюдавшие за строительством линкора?

          Может быть, всё-таки, главная вина лежит на тех, кто принял решение устанавливать на наш боевой корабль очень важные агрегаты, выпускавшиеся за рубежом, и тем самым поставил его создание в зависимость от иностранных фирм?

          Хоть гибель линкора «Императрица Мария» и вошла в список крупнейших мировых катастроф, сегодня может показаться, что эта трагедия стала лишь достоянием истории  - и не более того. Но после размышлений о её причинах волей-неволей напрашивается один вывод, касающийся даже не какого-то одного корабля, а всей нашей страны.

          Похоже, сейчас мы вновь собираемся «наступить на те же грабли», что и в начале прошлого века.
          Кое-кто из российских чиновников призывает не производить самим оружие для Вооружённых Сил нашей страны, а покупать его за рубежом. Они подают это как трогательную заботу о государственных интересах - собираются приобретать для страны высокотехнологичную продукцию по сравнительно низким ценам!

          Но если мы пойдём по этому пути, тогда, во-первых, наша промышленность, которую начали убивать ещё лет двадцать назад, окончательно деградирует. Тысячи высококвалифицированных специалистов станут ненужными (если своевременно не вымрут).

          Во-вторых, в этом случае нам грозит фактическая потеря независимости. Если руководство России в очередной раз начнёт делать шаги, отвечающие нашим государственным интересам, но не нравящиеся нашим «друзьям и партнёрам» - нам тут же могут, например, прекратить поставки каких-нибудь важных комплектующих, без которых замечательное импортное оружие станет практически бесполезным. Или же вмиг рухнет система управления войсками.
          После этого нам укажут наше место - и тогда попробуй возрази...