ГНОМ Часть IV Глава 3

Игорь Модин
Охрана их встречает,
Готовясь доложиться,
Гном стражу отпускает
И спрашивает птицу:

      Гном               
Как звать тебя?

     Журавль               
Журавль.
               
      Гном       
Но я тебя не знаю.

     Журавль       
Меня к тебе отправил
Твой сад. Уж наступает
Осеннее ненастье,
Цветы там замерзают,
А роза от несчастья
В разлуке умирает.

      Гном
Вот горе, что же делать?
Мне время не хватило,
Туда идти неделю!

     Журавль         
А лету – день от силы.
Вот что тебе скажу я,
Беду твою поправлю,
На спину посажу я
Тебя и в сад доставлю. 

      Гном
Знать, держит Провиденье
Еще меня в помине,
Коль шлет тебя в спасенье!
Я твой должник отныне.

     Журавль            
Долги считать некстати,
А нам с тобою надо,
Зря времени не тратя,
Спешить на помощь саду.

      Гном
Ты прав. Пойду проститься,
Закрыть лесные споры,
А ты, большая птица,
Жди здесь меня, я скоро.

        *    

Чеша себе в затылке,
Выходит гном к землянке,
А звери спорят пылко
На солнечной полянке.
               
Гном руку поднимает,
Призвав зверей к вниманью,
Не сразу затихает
Смущенное собранье.

      Гном         
Об чем ведете пренья
С горячностью такою?

      Дрозд   
Пришли в недоуменье
От слов твоих, не скрою.
Мы – звери и, быть может,
Чего не понимаем,
Но ты понять нас должен,
Тебя мы уважаем,
А ты вдруг об «законе»,
Об «голосе народа»
Толкуешь, как вороны,
Эт как же так выходит? 
Иль нам важнее «право»,
Рекомая «свобода»
Могучести державы
И цельности народу?
Тебе мы доверяя,
Выходит, ошибались.
За что ж мы умирали?
Зачем же мы сражались?

      Гном
За подвиг вам – спасибо!
Чтоб в нем нужды не стало,
Манером «либо-либо»
Вам мыслить не пристало.
Ну чем закон мешает
Любви к своей отчизне?
Аль разум не вмещает
Два разнородных смысла?
Что ж в том, что прикрываясь
Свободой» как предлогом,
Разбоем занимались
Заморские вороги?
Закон винить не нужно,
Накликали потери
Своим же простодушьем,
Своим же легковерьем.
От прошлого любого
Нельзя уйти пристрастно,
Нет опыта такого,
Чтоб даден был напрасно.   

Однако же, хоть смуты
Недаром возникают,
Да токмо ведь тому-то,
Кто к смутам подстрекает
Корыстным наущеньем,
За жертвы и страданья
Не будет извиненья,
Не станет оправданья. 
Кто верой, устремленьем
Играл себе для проку,
Пускай не ждет прощенья,
Вина его без сроку.

      Вороны            
Никак об нас толкуешь?
Чтоб суд мы твой признали,
Как право обоснуешь,
Свои вводить морали?
Не то - твои резоны
Предвзяты и наивны,
Вся этика – в законе,
Что вне, то субъективно.

        Ёж
Явились вновь. Вас ждал я,
Глазастые нахалки,
Ужо предупреждал я.
(С земли хватает палку).

       Гном      
Ты, еж, знать, глазом меток,
Тебе б еще смекалки,
Спрошу их напоследок,
Положь на землю палку.

Где ж дело за словами?
Закон вы восхваляли,
Чего ж тогда вы сами
Его не исполняли?

      Вороны
Стесняться было неча
Ответственностью мнимой,
Коль не был обеспечен
Закон у леса силой.

       Гном    
А силы той не вы ли,
Суля назавтра счастье,
Для грифов лес лишили,
Оставив лес без власти?
               
Да, право держит сила,
Карая нарушенья,
А силой правит воля,
Дав силе направленье,
А волей движет вера,
Даруя устремленье,
Без ней закон – не благо,
А лишь ограниченье.
               
Иль он - слепая сила
В руках пройдох сметливых,
А нужно, чтоб служил он
Для жизни справедливой
Не буквою, но духом
Над ним стоящей веры,
Тогда не будет глух он,
И букву с правдой сверит.
Не в силе Бог, а в правде,
А кто в нее не верит,
К добру не зная жажды,
Все в жизни силой мерит.

С законом, без закона,
Любой вам строй пригоден,
Лишь был бы вам, воронам,
Подвластен и доходен.

      Вороны    
Хотя б и так, и что же?
Всяк об себе печется,
И всяк себе, как может,
На пользу разживется.
Мужик ты умный вроде,
А так наивно судишь,
Но «правды» нет в природе
И никогда не будет.
Ведь ты ж не еж ушастый,
Чтоб верить в бред «приятный»,
Ну, в «равенство» иль в «счастье».
Вот что нам непонятно!

(Тут грянули раскаты
Народных возмущений):

       Ёж               
Ну стервы!

     Воробьи   
           Виноваты!
Не будет им прощений!

      Белки
Вороны, по себе-то
О правде не судите!

     Лягушки         
Призвать ворон к ответу!

Гном крикнул: «Погодите!
Послушайте, вороны,
Коль днесь за мной управа,
По-вашему ж закону
Судить имею право.
Так вот, целы покуда,
Лес больше не гневите,
И чтоб не вышло худа,
Из лесу уходите.»

(На этот раз вникают
В слова вороны крепко
И спешно улетают,
Качнув на соснах ветки.    
               
Им вслед кричат):

      Воробьи
Бывайте!
Путь грифами намечен.

      Лягушки            
За ними поспешайте,
Пока те недалече…

(Вороны улетели,
А звери в яром раже
Немного погалдели,
И ждут, что гном им скажет).

       Гном
И мне в дорогу надо.

       Мыши            
Что?

      Суслики               
      Как же?

      Хомяки
              Гном уходит?

       Дрозд    
Чего уходишь ради
От верного народу? 
В войне ты был героем
И нам принес удачу,
Жизнь мирную устроить -
Тож важная задача!   
С тобой-то, гном, мы живо
Житье в лесу наладим.
Так, звери?

      Звери   
             Так!!!

      Дрозд
                Скажи нам,
Чего уходишь ради?
Лесные ль надоели
Тревоги, иль сокрыты
В душе твоей доселе
Давнишние обиды?

      Гном
Помочь всегда готовый
Я лесу, а обиды -
Мое ль не твердо слово! -
Давно уж мной забыты.               
Меня спешить в дорогу
Долг новый заставляет,
Ждет сад мою подмогу,
Цветы там замерзают.
Заменой оставляю
Бобра, он мне за брата,
А лесу поручаю,
Чтоб чтить его, как надо.
Я ж буду недалеко,
Отныне всем вам, звери,
Известна в сад дорога,
И всем открыты двери,
Иль есть какое дело,
Иль чтобы погостили,
Пешком ко мне - неделя,
А лету – день от силы.               

Теперь же прощевайте,
А я, и в саде сидя,
Уж если что, так знайте,
Не дам свой лес в обиду.
Теперь наказ вам, звери:
Чтоб впредь вам в жизни новой
Пребыть в любви и вере,
Надежней нет основы.
Нельзя все пользой мерить,
В душе напев быть должен,
Ведь вы хотя и звери,
А все же твари Божьи.    
Как в час военных действий
Сплотились вы дружнее,
Так впредь держитесь вместе,
Жить ладом веселее.
               
(И гном ушел, а звери
Гудели словно улей,
Горланили, ревели,
Иные так всплакнули.

        *
               
Бобр, гнома провожая,
Сказал ему с опаской):

      Бобер   
Как справлюсь, гном, не знаю,
Без выправки хозяйской?

       Гном            
Тут нету беспокойства,
Придет само собою,
Такое власти свойство,
Стать – дело наживное.

Ты все ж в звериной жизни,
Державность соблюдая,
Давай без этатизму,
А то тебя я знаю.
Появятся проблемы,
Аль недоразуменья,
Меня в любое время
Наведай без сумленья.

       Бобер   
С ежом как быть, поведай,
Провесть над ним дознанье?

       Гном         
Оставим в честь победы
Его без наказанья.

      Журавль   
Пора, гном. Ветер встречный,
Дай Бог, чтоб мы успели,
Держись за шею крепче.
Готов ли?

       Гном               
           Полетели!