Давид. «Смерть Марата». 1793 г. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
Эта картина – одна из величайших политических деклараций в искусстве. Давид достигает в ней удивительного сочетания реального и идеального, в чем и заключается сущность его манеры. Марат страдал экземой и потому работал в специально оборудованной для него ванне. Он все еще держит в руке письмо, которым преступница воспользовалась, чтобы проникнуть в дом. Лист бумаги окровавлен. На нем ясно читается имя убийцы: Шарлота Корде. Из раны под ключицей капает кровь, окровавленный нож лежит возле бессильно упавшей руки Марата, все еще сжимающей перо, перед ним чернильница – символ Века Разума. Крови немного, но ее достаточно, чтобы передать трагедию насильственной смерти. И поза и драпировка намеренно вызывают в памяти образ умершего Христа. Имущество церкви только что было национализировано в пользу народа. Религия уступила место разуму, и Марат был вочеловеченным святым новой веры. За телом Давид создал гигантскую и мрачную пустоту. В суровой сдержанности письма чувствуется влияние античного искусства.
ДАВИД http://proza.ru/2011/09/24/302