И снова школа. Глава 3

Виктор Некрасов
    
  На фото: семья Сукочевых 1977год





    Глава 3. О своей работе и прочем
Возвращение в школу стало для меня праздником и испытанием одновременно. На своём ли я месте? Пора бы уже окончательно определиться. За плечами были двадцать восемь прожитых лет и некоторый опыт работы в различных сферах деятельности.  И всё-таки больше всего  меня  привлекала школа.


     Параллельных классов-комплектов при таком контингенте и быть не могло. В классах было по десять-пятнадцать детей, не больше. Чтобы набрать хотя бы ставку часов, мне пришлось вести историю и обществоведение в 9 – 10 классах, экономическую географию в 8 – 9 классах и основы начальной военной подготовки (НВП). Такой набор предметов для меня был совсем непростым. Готовиться к урокам приходилось по пять – семь часов в день, а может и больше. Кто считал? Главным было дать качественно урок, заинтересовать ребят, привлечь их к совместному добыванию знаний. Сложным было то, что весь материал изучался по первому разу  и не было никаких наработок. Но не боги же горшки обжигают! Желание и повседневный труд приносили хорошие плоды. С детьми у меня сложились прекрасные отношения.


     Очень хорошо воспринимались учащимися история СССР и НВП. В меньшей степени, а если совсем начистоту, то без всякого интереса, а по необходимости, учили ребята обществоведение. Законы философии, а особенно разделы программы по научному коммунизму, воспринимались как нечто туманное, фантастическое. К тому времени всем, в том числе и старшеклассникам, стало понятно, что построение коммунизма в стране - явная утопия, заманчивая, светлая, но всё же сказка.


    В школе, несмотря на наличие просторных классных комнат, практически не было кабинетов. Исключением были  кабинет НВП и отличная оружейная комната. Мои предшественники по этому предмету создали прекрасную базу  как для теоретических, так и для практических занятий. В наличии были три автомата АКМ (автомат Калашникова модернизированный) с просверленным стволом, семь мелкокалиберных винтовок с оптическим прицелом  и штук пять воздушек (пневматические винтовки). В большом ассортименте были также все средства обучения по ГО и подготовке сандружинниц. Санитарную подготовку девочек вела заведующая сельским медпунктом Кудинова Татьяна Леонтьевна (ныне Голубятникова).


    В стрелковом кружке у меня были все мальчики – старшеклассники и несколько девочек. Нормативом предусмотрено 45 секунд на разборку и сборку автомата. Это время - на оценку «отлично». Большинство учеников справлялись с заданием раньше этого времени. Отдельные ученики могли уложиться в нормативное время с закрытыми глазами. Это было потрясающе! Стрельбу из пневматического оружия я проводил в оружейной комнате. Это было узкое, но довольно длинное помещение. Метров семь в длину, не менее. Условия были отличные. Стрельбу из мелкокалиберных винтовок мы проводили в полутора километрах от села, на опушке осинового леска. Стреляли так, чтобы пули летели от села  в просматриваемое поле. Ни одного несчастного случая за два года не было. А оружие было боевое! Стреляли по мишеням, а то и по консервным банкам, яблокам и другим предметам. Наиболее меткие стрелки с расстояния в 50 метров сбивали маленькие пузырёчки от йода или биомицина. Их специально заготавливали заранее. В основном их брали ребята у колхозного ветеринара.


    В первый же год работы в Ильичовской школе мои кружковцы завоевали первое место в районе с вручением кубка на постоянное хранение. Оказывается, была традиция по этому поводу. Военрук, получивший кубок, обязан заполнить его водкой и пустить по кругу среди коллег. Разумеется, с закуской. Вся эта процедура проходила в кабинете председателя районного комитета ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). В кубок вмещалось три бутылки. Плакали мои кровные денежки! Но не жалко их было для такого радостного итога. А три бутылки водки стоили тогда около десяти рублей. Зарплата моя в то время была около ста пятидесяти целковых. Пускали этот кубок по кругу, и уже обмытый, в полном смысле этого слова, я забрал на вечное хранение в школу. С точки зрения нравственности, мы, конечно, совершали грех. Но так было!


   В выходные дни мы частенько бывали в гостях у семьи Сукочевых. Нина Фёдоровна работала в колхозе кассиром, а Вячеслав Васильевич, как я уже говорил, секретарём партийного бюро и заместителем председателя колхоза. В селе был небольшой колбасный цех, и все могли отдать мясо свиней или телят на переработку на  колбасу, а потом уже выгодней продать на рынке или оставить себе на питание.
Какая же там производилась колбаса! Её ароматный запах ощущался за километр. Не то что сейчас: к носу поднесёшь и не чуешь ничего. Вернёмся к Сукочевым. Благодаря своим должностям в колхозной иерархии  они  пользовались некоторыми привилегиями. Мясо, колбаса и другая продукция приобретались ими по очень низкой цене, и проблем с питанием у них, конечно же, не было. Чаще всего мы играли с хозяином в шахматы, а женщины обсуждали свои архиважные проблемы и занимались с детьми. Их было у Сукочевых двое. Олегу было лет шесть, а Оксанке всего один год. Иногда мы всей бригадой выезжали на рыбалку. Ильичовка была в чистом поле, и никакой речки или приличного пруда не было. Ездить приходилось километров за десять. Ловили рыбу поплавочными удочками, тут же варили уху или традиционную шурпу. Это такой бульон с пшеном и бараниной. Очень вкусное блюдо, между прочим.


    По красным дням календаря, а их было немало в году, в сельском Доме культуры проводились торжественные собрания с обязательными концертами самодеятельных артистов. При ДК был неплохой эстрадный ансамбль. Руководил им Пётр Голубятников. Очень способный музыкант и толковый организатор. Он и сейчас, спустя 35 лет, возглавляет там самодеятельность. У нас с женой не оставалось времени на репетиции, и в концертах мы не участвовали.

    С учителями мы отмечали День учителя, Новогодний праздник и окончание учебного года. Первые два - на квартире своей коллеги Поповой Галины Ивановны, а последний - в бывшем барском саду  с несколько необычным названием «Требуха». Там было чудно! До наших дней сохранились стройные ряды липовых аллей, дубовые рощи и остатки прудов. Умели создавать прекрасное и до революции!


    Так интересно  прошли два года нашей работы в Ильичовской средней школе. Во время летних каникул со мной встретился заведующий РОНО Афанасьев Николай Семёнович. Разговор был о дальнейшей нашей работе. К тому времени с меня, видимо, была снята опала первого секретаря райкома партии, и никаких препятствий по трудоустройству не было. Николай Семёнович предложил на выбор должность директора средней школы в селе Демшинка или же здесь, в Ильича. Мария Иосифовна оформлялась на пенсию. Сославшись на то, что ещё не готов к столь ответственной работе, я попросил перевести нас в Верхнематрёнскую среднюю школу, где оказались вакантными должности учителя истории и химии. К тому времени был сдан в эксплуатацию двухквартирный дом для работников школы. В одной половине поселилась директор Хлуднева Валентина Андреевна (на три года раньше её сюда перевели), а вторая половина предназначалась для учителей. Эта перспектива нас больше устраивала. К нашему счастью, проблем с переводом не оказалось. Таким образом, летом 1978 года мы совершили очередной и, как оказалось, последний переезд в своей жизни на новое место работы.