Подсадная утка

Виктор Свиридов
    Папа первый раз взял меня на настоящую охоту, когда мне было 12 лет. Говорю на «настоящую охоту» потому, что до этого (ещё в Москве 1952-53 года)  он ездил со мной и мамой в осенний подмосковный лес, называя эти походы «охотой». Тогда мне было 9-10 лет. Именно в это время он приобрёл двустовольное ружьё и однозарядную малокалиберную винтовку ТОЗ-11. (Фото как раз из одной из таких поездок)
    Мы бродили по лесу, собирали грибы (если они были), потом он давал мне пострелять по мишени, потом костерок, чай, бутерброды… Вот такая охота!

    И только на севере в 1955 году я понял, что такое настоящая охота.
Первая охота! Мы плыли по реке Косью на допотопной шняге с доисторическим мотором ЗИФ, у которого всё время что-то отказывало… помню только слово «магнето»…
    Девственные (тогда) реки и леса, тучи комаров и уток... Правда, стаи уток почему-то пролетали высоковато, и папа говорил, что стрелять нет смысла. (Надо сказать, что мой папа был очень правильным охотником. Т.е. правила и приёмы охоты он соблюдал неукоснительно). 
     Наконец, мы причалили к берегу, и папа сказал, что сейчас пойдём на озерко, где он ранее построил шалаш для засады, и там мы поохотимся с подсадными… Так впервые я узнал, что есть такой правильный приём охоты: на воду сажают резиновую утку, а селезни принимают её за настоящую и подлетают. А  стрелок сидит в шалаше и…
     И вот мы сидим в шалаше. Шалаш построен на маленьком плотике, что стоит на воде. Под задницей узкая скамеечка, а под ногами вода хлюпает… Сидим, ждём. Наконец вечерняя зорька, о которой столько раз рассказывал папа… Скоро должен (ну просто обязан) появиться селезень, клюнув на нашу приманку! Мы с папой сидим тихо-тихо. Не шелохнёмся. Я весь напряжён, правда устал держать под прицелом резиновую утку, и ствол моей винтовки опущен вниз.  И… вдруг из под щелей нашего плотика выныривает огромная крыса. Она вылезает прямо на настил, деловито шныряет туда-сюда, и даже обнюхивает ствол моей винтовки, а конкретнее – выходное отверстие ствола.
     Первое желание – нажать спусковой крючок. Но сдерживаюсь. Крыса (андатра? Выдра? Или т.п.?), обследовав свои владения уходит под воду…
     А мы продолжаем следить за подсадной уткой: вот-вот прилетит долгожданная добыча!
     И… конечно же вдруг… с противоположного берега озера начинается стрельба в нашу сторону по нашей подсадной утке. Резиновая кукла буквально подскакивает от выстрелов. Но подсадная слишком близко от нашего шалаша, и дробь буквально осыпает наш шалаш.
      Папа начинает стрелять и кричать: «Дураки, прекратите пальбу!!! Это подсадная!»

      Стрелки прекратили стрелять и исчезли… Мы тоже предпочли покинуть засаду, тем более стемнело и пошёл дождь. Надо было выбраться к лодке, где оставалась палатка и одеяла… но в темноте мы заплутали, и папа решил заночевать в лесу… Именно тогда папа показал мне, как разводить костёр в мокром лесу, как спасаться от дождя под еловым лапником. Костёр, лапник снизу и сверху, плюс телогрейки и брезентовые плащи… А утром вышли к реке, и сияло солнце…

     С тех пор много было у меня охотничьих приключений, но я никогда не охотился на «подсадную». Себе дороже!