Костер

Валерий Петровский
Город задыхался в едком дыме горящих торфяников. Выдавшееся свободным воскресенье нужно было обязательно провести за городом, на свежем воздухе. Планам способствовала и необычайно сухая и теплая осень.
И вот мы на берегу небольшой спокойной речки, среди шелестящих желтыми листьями березок, небольшими группками разместившихся на пологом берегу.

И пусть не так далеко от города мы отъехали, и очень явно до нас доносится гул проносящихся по шоссе машин, все равно это – природа, это наш выходной.
Земля покрыта толстым слоем шуршащих листьев. Ни ветерка. Но, тем не менее, на наши головы  нет-нет да и упадет легкий сухой листок.  Но еще много их остается и на деревьях. Все это: и желто-красный ковер под ногами, и переливающиеся под лучами яркого полуденного солнца подрагивающие листья на березках, и свежий, но не по-осеннему теплый воздух создавали непередаваемое настроение. И только дети, для которых в таких нечастых вылазках на природу обязательным было накрыть нехитрый стол, а, главное, развести хотя бы самый маленький костерок, напоминали нам о наших ритуальных обязанностях.
Место мы выбрали удобное: достаточно высокий берег речки полого спускался к воде, березки, разросшиеся между ними кусты шиповника, изредка – молодые рябинки, создавали впечатление настоящего леса. Выбранная нами полянка была покрыта подсохшей травой. Здесь же в траве виднелось несколько распиленных на бревнышки стволов сваленных сухих деревьев. Возможно, это следы пребывания здесь таких же, как мы, «туристов». А возможно, это поработали лесники. Сухие деревья нужно периодически убирать. Лесные пожары у нас не редкость.
Как бы то ни было, нам эти бревна пригодились. Получился очень неплохой стол, особенно после того, как их накрыли принесенным с собой полотенцем.  Их же приспособили в качестве скамеек.
Дети на краю поляны разгребли листья и стали выкладывать из сухих, специально принесенных из дому деревянных обрезков костер.
И мне вспомнилось детство.
Май. День пионерии. С раннего утра – праздничное настроение, сборы, планы… Потом – пыльная степная дорога, тяжелые рюкзаки, сумки, даже пустые кастрюли и ведра. Некоторые из нас несли с собой и дрова, хотя мы знали, что школьный завхоз уже отвез все необходимое для костра на место нашей будущей стоянки. Главное событие дня – пионерский костер, вернее, костры. А у нас еще была припасена и металлическая труба, чтобы можно было подвесить над костром ведро, в котором было задумано приготовить полевой суп.
Часам к десяти все отряды собрались на опушке леса. Праздничная линейка. Завуч школы и пионервожатая объявили распорядок дня: вечером – праздничный костер, а до этого – соревнования, важнейшим из которых было умение быстро и правильно разжечь костер, приготовить что-то для своего отряда на обед. Каждому отряду отвели свое место. Наша лужайка была покрыта свежей весенней травой и отграничивалась от соседнего отряда несколькими березками.
Анна Егоровна, наш классный руководитель, тут же собрала нас и провела инструктаж. Первым делом нужно распланировать лужайку: здесь под березкой сгрузить все принесенные вещи, отдельно выложить продукты для обеда. Здесь будет костер. Здесь накроем «стол». Но прежде Анна Егоровна взяла лопату и показала нам, как на месте будущего костра нужно снять дерн. Дерн – это такой толстый слой земли вместе с травой. Подрезаемый острой лопатой, он легко вынимался в виде больших пластов. Эти пласты мы сложили в тени березки и получили поручение поливать их водой через каждые 2-3 часа. Для нас это было новым. Обычно мы разжигали костры прямо на траве.   И всегда после таких костров оставались пятна выгоревшей травы, угли, несгоревшие головешки. Много таких следов было и сейчас на нашем берегу.
Соседний отряд уже соорудил пирамиду из привезенных завхозом дров, а мы все еще возились с дерном. Но вот все готово. Дрова в костер уложены. В центр пирамиды положили специально принесенные с собой сухие лучинки, щепки. На две рогатины над костром поместили перекладину-трубу. Осталось ждать команды. 
В общем, мы заняли в тот день первое место. Костер мы разожгли не раньше других отрядов. Может быть, не самым вкусным получился и наш суп. Но когда вечером, перед главным костром, члены комиссии вместе с директором школы увидели, что на нашей лужайке нет никаких следов костра, а на его месте под лучами уходящего солнца сверкает только что политая трава, они были очень удивлены и даже, как нам показалось, восхищены и тут же объявили нас победителями.
А как иначе, если полянка осталась такой же, как была до нашего прихода, если все, до последней луковой шелушинки и картофельной кожурки, не говоря уж о пустых консервных банках, у нас было сложено в сумку, чтобы потом унести весь мусор с собой. В довершение всего мы сухими ветками как граблями прочесали всю траву на своей поляне. Вот так научила нас Анна Егоровна. На всю жизнь.
Все это я и рассказывал сейчас своим детям, по ходу помогая им разложить и наш, пусть и не пионерский, костерок. Суп варить мы не будем. Чтобы поджарить на проволочке несколько кусочков колбасы, не столько для еды, сколько для полноты впечатлений, большой костер не нужен. Да и дров у нас всего несколько дощечек. Не пришлось нам и землю копать под костер, так как разложили мы его на плоском, едва выступающем из земли камне.
А для остатков костра используем потом обнаруженную неподалеку ямку, образовавшуюся после рухнувшего когда-то дерева, трухлявый ствол которого совсем утонул в сухой траве, и только вывернутые из земли корни зловеще склонились над этой ямой. Конечно, прежде чем опустить туда недогоревшие ветки, мы их еще раз зальем водой, а сверху прикроем землей. На всякий случай. Сушь.
День прошел великолепно. Надеюсь, и полезно. И не только для детей.

Нижний Новгород
                2005 г.