О журналистике

Оксана Студецкая
                О  ЖУРНАЛИСТИКЕ

     Нет другого, более могучего способа воздействия на человеческое общество, чем периодическая печать.

   «Газета –
                это
                не чтение от скуки;
газетой
                с республики
                грязь скребете;
газета  - 
                наши глаза
                и руки
помощь
                ежедневная
                в ежедневной работе»
                В.Маяковский

     «Пресса Союза Советов с придирчивостью обнажает все ошибки работы, все пороки и глупости старого быта, чего не может себе позволить буржуазная пресса, развращая не культурного читателя подробными и садистскими описаниями убийств или соблазнительными рассказами о ловких мошенниках». (А.М.Горький).   
     Сегодня это с точностью наоборот и тоже: пресса обнажает все пороки и глупости Союза Советов, а буржуазная пресса развращает садистскими описаниями убийств, мошенничества и разврата… (О.С.)

    Хотите вспомнить, что писали журналисты в 1960 году в газетах?
Пожалуйста:
     « Какие задачи стоят сейчас перед советскими журналистами?
       Основанная наша задача – помочь народу в строительстве коммунизма.
       Как строить коммунизм – этому надо учиться у самой жизни.
        Есть две основные линии коммунистического строительства: 1. построение экономической основы; 2 – подготовка самих строителей к жизни в коммунистическом обществе.
      По первой линии работа идет с огромным успехом.  Здесь мы знаем, что надо делать, - создавая все более совершенную технико-экономическую основу, всемерно повышаем производительность труда.
      Гораздо глубже и серьезнее задачи – в деле воспитания, подготовки самих строителей коммунизма. Но гораздо труднее продвинуть в широкие массы понимание того, что изобилие всех продуктов потребления не свалится с неба, что его можно достичь только путем непрестанного, настойчивого повышения производительности труда каждого члена общества, всей массы трудящихся.
Вот пропаганда этой мысли среди самых широких масс и составляет в настоящее время главную основную задачу советских журналистов»
(Карпинская В.А. Газета «Правда», 1960г).
 И куда столько добротного советского товара девалось при постоянном наращивании производительности труда? Страна все равно оставалась в дефиците этих товаров. Процветала нелегальная перепродажа по всем предприятиям и институтам СССР.
      Бедные журналисты! Им всегда было нелегко, но хоть спокойно, их не убивали и головы не отрубывали. Хотя …. Этого мы просто не знали.
      1972год, редактор газеты «Литературная Украина» Валерий Марченко, сын профессора Киевского Университета, и матери,  преподающей в этом университете, написал статью о том, что многих талантливых украинских певцов и артистов забирают в Москву. Статья не публиковалась, а только  отпечаталась на печатной машинке. Причем у автора печатной машинки не было, в те годы в личном пользовании печатные средства карались законом как уголовные. Статья была отдана машинистке на работу, а при передаче этой статьи была перехвачена агентами КГБ. Как? Каким образом они могли узнать вообще о статье, да еще дне и времени  печати? Удивляться не приходится.
Да ведь  за людьми с такими должностями – редактора, журналисты, уже состоявшиеся писатели были приставлены сыщики из народа, причем эти сыщики были не добровольцами, а путем шантажа их закабалили в эту стукаческую деятельность. Как же страшно было жить, если среди твоих друзей предатель, который тайно выносит все твои мысли, желания, мечты, с которыми ты с ним делишься,  тебе во зло, в твою погибель. И Марченко выдала девушка, его  подруга, стюардесса.
     Молодой парень 47 года рождения, в 1972 году ему было всего 25 лет. Жизнь его только начиналась и тут – тюрьма, зек, политзаключенный.
   В 70-е годы в Украине очень сильно преследовался украинский национализм. Его могли приписать вам даже за то, что вы говорите на украинском языке в быту, дома, на улице, в магазине. Хотя вывески магазинов, рестораны, кафе, столовые и т.д. пестрели украинскими названиями, в том числе книги, газеты были украинскоязычными.  В Киеве на Крещатике в воскресные дни или вечерами, когда молодежь просто гуляла по Крещатику, среди них гуляли работники КГБ в штатском, прислушиваясь к разговорам народа. Никогда не забуду, как, гуляя с отцом и братом на том же Крещатике, отец читал нам стихи, свои стихи, которые писал, конечно, на украинском языке. Как вдруг к нам подошли два крепких молодых парня в белых рубашках и попросили у отца закурить. Но отец не курил и вежливо им объяснил, что «не палить, тому цигарок не мае». Ребята отозвали отца в сторону и попросили предъявить документы, которых у отца также при себе не оказалось. Тогда они записали его ФИО, адрес проживания и таким образом отстали. Отец, конечно, понял кто они.
     «Журналистика – это не только профессия, это и призвание. Журналист должен сам делать открытия, тогда он сможет сигнализировать читателям о чем-то новом, значительном в жизни. Журналист по призванию, должен уметь написать любой материал – от корреспонденции до стихов включительно, -  он должен обладать литературными данными». (Н.Ф.Погодин).

   «Для журналиста очень важно быстро сходиться с людьми, умением расположить к себе человека, который почувствовал бы в вас внимательного собеседника и делился бы с вами своими самыми сокровенными чувствами и мыслями. Не пренебрегайте деталями. Если нужно, не поленитесь еще раз пойти на строительство, в плановый отдел завода, в бухгалтерию, чтобы выяснить и записать какую-нибудь, казалось бы, незначительную подробность. В нужное время она займет положенное место в материале и окажется очень важной». (Б.Н. Полевой).

    «Газета – школа жизни и борьбы». «Работа в газете невиданно обогащает жизнь и творчество писателя. Газета учит писателя умению выбирать актуальную, важную тему, умению обогащать факты, находить и собирать их; она учит применению всех видов оружия слова, равно ценя и большую поэму, рисующую жизнь, и людей страны, и моментальный отклик на злобу дня. Очень часто газета дает направление творческой мысли писателя, рекомендуя ту или иную тему для поэмы, для стихотворного фельетона, для сатирической басни, лирического стихотворения. Работа писателя в газете приносит ему огромную пользу, особенно писателю молодому. Газета связывает писателя с жизнью, помогает ему вторгаться в жизнь». (А.И.Безымянский).

   «И вот за что я еще благодарен газете. Необходимость своевременно создать в номер материал приучает к правильной организации труда. Никак не отложишь на завтра то, что надо сделать сегодня. А такая учеба очень полезна писателям, ибо организация труда для нас – важное дело. И еще, особенно важное преимущество для писателя работы в газете – огромнейшая  аудитория читателей. Выступать в газете – значит говорить со всем народом. А в этом самое большое удовлетворение, которое может получить писатель» (П.У.Бровка).

    «Личный опыт позволяет мне сказать: для писателя, особенно начинающего, сотрудничество в печати – одна из лучших форм связи с жизнью, познания людских характеров. Очень часто это первая ласточка большого творчества. Нам, писателям, есть чему поучиться у работников печати. Газета для писателя – великолепная школа целенаправленности, правдивости и, если хотите, школа типизации: ведь она учит писателя видеть и отбирать материал…  Газета вырабатывает у писателя умение разговаривать с людьми просто, ясно, доходчиво и лаконично. А такое умение писателю необходимо как воздух».  (Г.Г.Гулям).
      
     Хорошие изречения и учения еще от советских писателей о журналистском труде в смысле: писать лаконично, выработать привычку в своевременной  организации работы, познавать характеры людей, быть среди народа – знать его помыслы, иметь широкую  аудиторию читателей.
   А о том, что «газета – школа жизни и борьбы», или «слово – оружие», или «рисовать жизнь людей страны», или «газетой с республики грязь скребете»,  или «газета  - великая школа целенаправленности, правдивости»?????       Может ли журналист, в какой бы общественной формации он  не жил, следовать этим определениям безукоризненно?
     Как же больно сознавать то, что именно на долю журналистов должно выпадать не правда, а повсеместная ложь, ложь в угоду политики государства, а любое отклонение от этой лжи в сторону правды, грозит журналисту «отсечением головы».   
     «Свободна на свете – только, правда. И прежде, чем решить, кто более свободен на свете, надо честно решить, на чьей стороне правда» (А. Фадеев).
    Как понимать?  «Свободна на свете – только,  правда». Свободна сама по себе? Т.е. она, правда - это жизнь, а говорящий о ней – кто? Правдоискатель? Или лжец?  «..кто более свободен на свете – надо решить, на чьей стороне правда?» - а разве правдоискатель свободен?  Правда,  всегда на стороне угнетенного, а он разве свободен? Правда – ложь на стороне эксплуататора, а он то и свободен. Значит лживая цитата от Фадеева, или будучи благосклонным к нему, просто ошибочна.
     «О чем же рабкорам следует писать больше – о  хорошем или о плохом? Я – за то, чтобы писали больше о  хорошем.  Почему? Да потому, что плохое-то не стало хуже того, каким оно всегда было, а хорошее у нас так хорошо, каким оно никогда и нигде не было». (А.М. Горький).  Вот и великий писатель Горький – лжец! А что было ему делать? Как сохранить себя уже состоявшимся и признанным?   Итак каждый и очень многие, а журналисты и подавно.
    Мало кто из журналистов шел на отсечение головы за правду. Но шли и были. Сегодня они герои!  Вернее – они всегда станут героями, как изменится и уйдет в прошлое время. Но все не могут быть такими и каждому журналисту приходится приспосабливаться ко времени, ибо журналист на прямую связан с политикой государства, а государство лживо с тех самых пор как оно образовалось и заимело во главе власть. Это закон жизни государства, от этого никуда не деться, поэтому, наверное, надо быть снисходительными к работе людей в журналистике и  к самим журналистам. Есть талантливые писатели, умеющие писать правду между строк, но это также не всем дано.
     А вот молодые, неопытные, порой жаждущие справедливости, и поплатились жизнью. Таковым был и молодой украинский журналист Валерий Марченко. 
    Надо еще рассказать об одной деятельности журналистов – это создание ними мифов и легенд. Стараясь привлечь внимание читателей, они в любых явлениях выискивают сенсационную деталь, манипулируя нею на свой страх и риск различными домыслами. Бросив  такой домысел, еще народ домысливает, переиначивает, каждый в силу своих личных взглядов. Так создается легенда об известных людях или событиях в мире. И первыми зачинателями в этом есть журналисты. А в настоящее время между журналистами такие соревнования в изобретательности и таланта отмечаются, как на конных гонках – кто первый!  Эта изобретательность порой может граничить даже с оскорблением и бестактностью.  Например, вчера читаю сообщение в интернете в Последних новостях: «Умер Владимир Кличко», да к этому сообщению фотография стоящих рядом двух братьев. Сообщение ударяет: Боже мой! Что же случилось? Потому кликаешь читать дальше. А дальше сообщается, что скончался отец братьев Кличко  - Владимир Родионович Кличко.  Называется  - привлекли внимание. Но на какой неэтичной ноте!
Разве можно так манипулировать подобными сообщениями?  Я бы сказала – это мерзко! А если я или кто другой, особенно мужчины-болельщики не читал дальше? А с перепугу, быстрее поднял телефонную трубку и начал сообщать всем своим знакомым и друзьям о трагедии. И разнеслось бы в геометрической прогрессии сообщение о смерти Кличко. А завтра, смотри, с ним действительно может приключиться какой-нибудь несчастный случай. Ведь, подобная информация, поднятая на общественное знание имеет тенденцию к материализации.
     А вобщем-то, надо сказать – быть журналистом – это приобретать писательский опыт, но этот опыт слишком дорогой, потому что работа журналиста очень тяжелая -  «опасна и трудна».

 1974г - 1988г -  2011г.