О ЖУРНАЛИСТИКЕ
Нет другого, более могучего способа воздействия на человеческое общество, чем периодическая печать.
«Газета –
это
не чтение от скуки;
газетой
с республики
грязь скребете;
газета -
наши глаза
и руки
помощь
ежедневная
в ежедневной работе»
В.Маяковский
«Пресса Союза Советов с придирчивостью обнажает все ошибки работы, все пороки и глупости старого быта, чего не может себе позволить буржуазная пресса, развращая не культурного читателя подробными и садистскими описаниями убийств или соблазнительными рассказами о ловких мошенниках». (А.М.Горький).
Сегодня это с точностью наоборот и тоже: пресса обнажает все пороки и глупости Союза Советов, а буржуазная пресса развращает садистскими описаниями убийств, мошенничества и разврата… (О.С.)
Хотите вспомнить, что писали журналисты в 1960 году в газетах?
Пожалуйста:
« Какие задачи стоят сейчас перед советскими журналистами?
Основанная наша задача – помочь народу в строительстве коммунизма.
Как строить коммунизм – этому надо учиться у самой жизни.
Есть две основные линии коммунистического строительства: 1. построение экономической основы; 2 – подготовка самих строителей к жизни в коммунистическом обществе.
По первой линии работа идет с огромным успехом. Здесь мы знаем, что надо делать, - создавая все более совершенную технико-экономическую основу, всемерно повышаем производительность труда.
Гораздо глубже и серьезнее задачи – в деле воспитания, подготовки самих строителей коммунизма. Но гораздо труднее продвинуть в широкие массы понимание того, что изобилие всех продуктов потребления не свалится с неба, что его можно достичь только путем непрестанного, настойчивого повышения производительности труда каждого члена общества, всей массы трудящихся.
Вот пропаганда этой мысли среди самых широких масс и составляет в настоящее время главную основную задачу советских журналистов»
(Карпинская В.А. Газета «Правда», 1960г).
И куда столько добротного советского товара девалось при постоянном наращивании производительности труда? Страна все равно оставалась в дефиците этих товаров. Процветала нелегальная перепродажа по всем предприятиям и институтам СССР.
Бедные журналисты! Им всегда было нелегко, но хоть спокойно, их не убивали и головы не отрубывали. Хотя …. Этого мы просто не знали.
1972год, редактор газеты «Литературная Украина» Валерий Марченко, сын профессора Киевского Университета, и матери, преподающей в этом университете, написал статью о том, что многих талантливых украинских певцов и артистов забирают в Москву. Статья не публиковалась, а только отпечаталась на печатной машинке. Причем у автора печатной машинки не было, в те годы в личном пользовании печатные средства карались законом как уголовные. Статья была отдана машинистке на работу, а при передаче этой статьи была перехвачена агентами КГБ. Как? Каким образом они могли узнать вообще о статье, да еще дне и времени печати? Удивляться не приходится.
Да ведь за людьми с такими должностями – редактора, журналисты, уже состоявшиеся писатели были приставлены сыщики из народа, причем эти сыщики были не добровольцами, а путем шантажа их закабалили в эту стукаческую деятельность. Как же страшно было жить, если среди твоих друзей предатель, который тайно выносит все твои мысли, желания, мечты, с которыми ты с ним делишься, тебе во зло, в твою погибель. И Марченко выдала девушка, его подруга, стюардесса.
Молодой парень 47 года рождения, в 1972 году ему было всего 25 лет. Жизнь его только начиналась и тут – тюрьма, зек, политзаключенный.
В 70-е годы в Украине очень сильно преследовался украинский национализм. Его могли приписать вам даже за то, что вы говорите на украинском языке в быту, дома, на улице, в магазине. Хотя вывески магазинов, рестораны, кафе, столовые и т.д. пестрели украинскими названиями, в том числе книги, газеты были украинскоязычными. В Киеве на Крещатике в воскресные дни или вечерами, когда молодежь просто гуляла по Крещатику, среди них гуляли работники КГБ в штатском, прислушиваясь к разговорам народа. Никогда не забуду, как, гуляя с отцом и братом на том же Крещатике, отец читал нам стихи, свои стихи, которые писал, конечно, на украинском языке. Как вдруг к нам подошли два крепких молодых парня в белых рубашках и попросили у отца закурить. Но отец не курил и вежливо им объяснил, что «не палить, тому цигарок не мае». Ребята отозвали отца в сторону и попросили предъявить документы, которых у отца также при себе не оказалось. Тогда они записали его ФИО, адрес проживания и таким образом отстали. Отец, конечно, понял кто они.
«Журналистика – это не только профессия, это и призвание. Журналист должен сам делать открытия, тогда он сможет сигнализировать читателям о чем-то новом, значительном в жизни. Журналист по призванию, должен уметь написать любой материал – от корреспонденции до стихов включительно, - он должен обладать литературными данными». (Н.Ф.Погодин).
«Для журналиста очень важно быстро сходиться с людьми, умением расположить к себе человека, который почувствовал бы в вас внимательного собеседника и делился бы с вами своими самыми сокровенными чувствами и мыслями. Не пренебрегайте деталями. Если нужно, не поленитесь еще раз пойти на строительство, в плановый отдел завода, в бухгалтерию, чтобы выяснить и записать какую-нибудь, казалось бы, незначительную подробность. В нужное время она займет положенное место в материале и окажется очень важной». (Б.Н. Полевой).
«Газета – школа жизни и борьбы». «Работа в газете невиданно обогащает жизнь и творчество писателя. Газета учит писателя умению выбирать актуальную, важную тему, умению обогащать факты, находить и собирать их; она учит применению всех видов оружия слова, равно ценя и большую поэму, рисующую жизнь, и людей страны, и моментальный отклик на злобу дня. Очень часто газета дает направление творческой мысли писателя, рекомендуя ту или иную тему для поэмы, для стихотворного фельетона, для сатирической басни, лирического стихотворения. Работа писателя в газете приносит ему огромную пользу, особенно писателю молодому. Газета связывает писателя с жизнью, помогает ему вторгаться в жизнь». (А.И.Безымянский).
«И вот за что я еще благодарен газете. Необходимость своевременно создать в номер материал приучает к правильной организации труда. Никак не отложишь на завтра то, что надо сделать сегодня. А такая учеба очень полезна писателям, ибо организация труда для нас – важное дело. И еще, особенно важное преимущество для писателя работы в газете – огромнейшая аудитория читателей. Выступать в газете – значит говорить со всем народом. А в этом самое большое удовлетворение, которое может получить писатель» (П.У.Бровка).
«Личный опыт позволяет мне сказать: для писателя, особенно начинающего, сотрудничество в печати – одна из лучших форм связи с жизнью, познания людских характеров. Очень часто это первая ласточка большого творчества. Нам, писателям, есть чему поучиться у работников печати. Газета для писателя – великолепная школа целенаправленности, правдивости и, если хотите, школа типизации: ведь она учит писателя видеть и отбирать материал… Газета вырабатывает у писателя умение разговаривать с людьми просто, ясно, доходчиво и лаконично. А такое умение писателю необходимо как воздух». (Г.Г.Гулям).
Хорошие изречения и учения еще от советских писателей о журналистском труде в смысле: писать лаконично, выработать привычку в своевременной организации работы, познавать характеры людей, быть среди народа – знать его помыслы, иметь широкую аудиторию читателей.
А о том, что «газета – школа жизни и борьбы», или «слово – оружие», или «рисовать жизнь людей страны», или «газетой с республики грязь скребете», или «газета - великая школа целенаправленности, правдивости»????? Может ли журналист, в какой бы общественной формации он не жил, следовать этим определениям безукоризненно?
Как же больно сознавать то, что именно на долю журналистов должно выпадать не правда, а повсеместная ложь, ложь в угоду политики государства, а любое отклонение от этой лжи в сторону правды, грозит журналисту «отсечением головы».
«Свободна на свете – только, правда. И прежде, чем решить, кто более свободен на свете, надо честно решить, на чьей стороне правда» (А. Фадеев).
Как понимать? «Свободна на свете – только, правда». Свободна сама по себе? Т.е. она, правда - это жизнь, а говорящий о ней – кто? Правдоискатель? Или лжец? «..кто более свободен на свете – надо решить, на чьей стороне правда?» - а разве правдоискатель свободен? Правда, всегда на стороне угнетенного, а он разве свободен? Правда – ложь на стороне эксплуататора, а он то и свободен. Значит лживая цитата от Фадеева, или будучи благосклонным к нему, просто ошибочна.
«О чем же рабкорам следует писать больше – о хорошем или о плохом? Я – за то, чтобы писали больше о хорошем. Почему? Да потому, что плохое-то не стало хуже того, каким оно всегда было, а хорошее у нас так хорошо, каким оно никогда и нигде не было». (А.М. Горький). Вот и великий писатель Горький – лжец! А что было ему делать? Как сохранить себя уже состоявшимся и признанным? Итак каждый и очень многие, а журналисты и подавно.
Мало кто из журналистов шел на отсечение головы за правду. Но шли и были. Сегодня они герои! Вернее – они всегда станут героями, как изменится и уйдет в прошлое время. Но все не могут быть такими и каждому журналисту приходится приспосабливаться ко времени, ибо журналист на прямую связан с политикой государства, а государство лживо с тех самых пор как оно образовалось и заимело во главе власть. Это закон жизни государства, от этого никуда не деться, поэтому, наверное, надо быть снисходительными к работе людей в журналистике и к самим журналистам. Есть талантливые писатели, умеющие писать правду между строк, но это также не всем дано.
А вот молодые, неопытные, порой жаждущие справедливости, и поплатились жизнью. Таковым был и молодой украинский журналист Валерий Марченко.
Надо еще рассказать об одной деятельности журналистов – это создание ними мифов и легенд. Стараясь привлечь внимание читателей, они в любых явлениях выискивают сенсационную деталь, манипулируя нею на свой страх и риск различными домыслами. Бросив такой домысел, еще народ домысливает, переиначивает, каждый в силу своих личных взглядов. Так создается легенда об известных людях или событиях в мире. И первыми зачинателями в этом есть журналисты. А в настоящее время между журналистами такие соревнования в изобретательности и таланта отмечаются, как на конных гонках – кто первый! Эта изобретательность порой может граничить даже с оскорблением и бестактностью. Например, вчера читаю сообщение в интернете в Последних новостях: «Умер Владимир Кличко», да к этому сообщению фотография стоящих рядом двух братьев. Сообщение ударяет: Боже мой! Что же случилось? Потому кликаешь читать дальше. А дальше сообщается, что скончался отец братьев Кличко - Владимир Родионович Кличко. Называется - привлекли внимание. Но на какой неэтичной ноте!
Разве можно так манипулировать подобными сообщениями? Я бы сказала – это мерзко! А если я или кто другой, особенно мужчины-болельщики не читал дальше? А с перепугу, быстрее поднял телефонную трубку и начал сообщать всем своим знакомым и друзьям о трагедии. И разнеслось бы в геометрической прогрессии сообщение о смерти Кличко. А завтра, смотри, с ним действительно может приключиться какой-нибудь несчастный случай. Ведь, подобная информация, поднятая на общественное знание имеет тенденцию к материализации.
А вобщем-то, надо сказать – быть журналистом – это приобретать писательский опыт, но этот опыт слишком дорогой, потому что работа журналиста очень тяжелая - «опасна и трудна».
1974г - 1988г - 2011г.