Мальчик - фонарик

Татьяна Богдан
                Посвящается  С.П.Ю.

                МАЛЬЧИК – ФОНАРИК


                1 ГЛАВА

-Мама, мама!- кричал мальчик, лет одиннадцати, взбегая по ступеням крыльца.
- Сынок, сыночек мой приехал, - всхлипнув, обрадованно, забормотала молодая женщина и выбежала навстречу ребенку.

Через мгновение мать обнимала и целовала сына.
-Сыночек мой, родной, как же сильно я по тебе соскучилась! Как я соскучилась!
Мальчик, улыбаясь, смотрел на свою маму, которую не видел около года. Раньше они жили в Средней Азии, и из – за развала такого государства, как Советский Союз, русско - язычному населению пришлось все бросать и уезжать из своих домов, насиженных мест, боясь за жизнь своих детей.

Вот и Алену не миновала эта участь.  Она проработала на одном месте десять лет, ничего не объясняя, ей  предложили  уволиться по собственному желанию. Походив по городу в поиске работы и ничего не найдя, женщина была на грани нервного срыва. Что ей делать? Без знания языка степей, они не могут принять ее на работу даже техничкой.

- А что, если я не знаю их языка, то у меня тряпка откажется мыть пол? – зло размышляла она, - что они творят, сволочи, что творят! Такую страну разворовали! Такое государство развалили!
Здесь кто – то позвонил в дверь. Женщина, взяв себя в руки, пошла ее открывать.

- Сынок, а ты почему так рано из школы вернулся?
- Надежду Александровну увезли в больницу.
-Как? Я c ней  утром  разговаривала по телефону, она была здоровой.

-Да у нас в классе Маша с Айгуль подрались. Айгуль сбегала за отцом. Он пришел и стал кричать, что мы - русские и немцы аккупировали их страну. И не даем им нормально жить, но сейчас, все, пришло их время и теперь они нас будут всех резать как баран. Мама, он так зло кричал, что Надежде Александровне стало плохо с сердцем.

-Господи, да что же это творится, если даже детям открыто угрожают? Как тогда здесь жить?

-А что было потом?
-Ничего, он забрал Айгуль и они ушли домой. Мам, было так страшно.
А разве можно людей резать, как животных?

-В том то и дело, сынок, что можно, от этого и становится страшно. Будем ждать дядю Сашу, вот он придет, и обо всем поговорим. Видно, сынок, нам из города, который построили наши прапрадеды, и впрямь, придется уезжать.

Алена взволнованно посмотрела на сына, который впервые столкнулся с взрослыми трудностями, от которых его, как могли, раньше оберегали.
Вечером пришел Александр и с первого взгляда понял, что дома что-то произошло.

-Что случилось? Работу не нашла?
-Многое, давай сначала покушаем, а потом сядем и поговорим.
-Хорошо, тогда пока я моюсь, вы накрывайте на стол.
-Да у нас уже все накрыто, только тебя и ждем.
-Тогда я сейчас, быстро.

Поужинав, и убирая со стола, Алена думала, с чего начать разговор, но здесь зазвонил телефон.
-Да-а, - растянуто сказала она, продолжая думать о предстоящем разговоре и услышав в ответ официальный тон, насторожилась.
-Здрастуйте, Вас беспокоит директор гимназии.

-Здравствуйте, Альбина Михайловна, -ответила Алена.
-Извините, вам наверно Степан уже рассказал, что сегодня у нас произошло? Что вы думаете делать, ребенка в школу  завтра отпустите?

-Мы еще об этом не говорили, но если честно сказать, то лично мне, страшно за сына. Ведь до чего уже дошло, в школе стали угрожать! Почему не вызвали милицию? Ждали, когда на самом деле начнут резать?

-Понимаете, я вызывала милицию, но они не приехали, как только узнали кто он, прямым текстом сказали, что им у нас делать нечего, и еще пожалуются, куда следует, за ложный вызов. Но я не об этом, документы своей дочери папаша забрал и перевел ее в национальную гимназию. Сегодня я была в райисполкоме, попросила ставку охранника. Теперь у нас на входе будут сидеть охранники. Так что не переживайте, все будет хорошо.

-Спасибо, конечно, но пока я вам  ничего не могу сказать, извините.
-Да, я вас прекрасно понимаю, до свидания.
-До свидания.
-Я что-то ничего не понял, кто кого будет резать? – удивленно спросил Александр.

-Понимаешь, именно об этом мы и хотели поговорить.
И Алена все пересказала, что случилось сегодня в школе.
-Да-а, прямо детектив какой-то, - пытаясь быть серьезным, сказал мужчина.
-Саша, ты все шутишь? А представь, как напугались ребятишки, они же еще дети, им всего по десять лет! Что-то нужно делать!

-Что? Я вижу, ты уже знаешь, что нужно делать, правда?
-Да, знаю. Нужно отсюда уезжать.
-Куда? Кто и где нас ждет? Везде хорошо, где нас нет. Думаешь, там не будет проблем?
-Не думаю, но нужно ехать в Россию. Ты же видишь, все стараются уехать.

-Да, вижу, - уже серьезно сказал молодой человек, - ты ведь понимаешь, что я не могу, я не могу оставить мать одну, а она не поедет.
-Но она ведь тобой манипулирует, и ты это прекрасно понимаешь!
-Знаю и понимаю, все равно не могу, она  моя мать. Потерпи немного, что-нибудь придумаем.

-А что ты придумаешь? Я уже пол - города обошла и везде одно и тоже, без знания языка, они не берут даже техничкой, мало они над нами издеваются, так они еще  угрожают нашим детям! Скажи, пожалуйста, чего ждать? Когда они на самом деле за ножи возьмутся? Ты как хочешь, а я собираю вещи, это последняя капля была в моей чаше терпения, все, я уезжаю. Завтра же буду собираться.

На следующий день Алена встала очень рано. Можно сказать, что она совсем и не спала, так, перед тем как подняться, забылась минут на сорок. Тихонько поднявшись, приняла душ, попила кофе и приготовив завтрак, пошла будить своих мужчин. Степа, как всегда, уже сидел и что-то писал.

-Сынок, ты опять на голодный желудок сел за уроки? Иди, мойся и садись кушать.
-Хорошо, мам, вот только задачу решу, немного осталось.
-Ты лучше бы за сольфеджио взялся, а то нахватал четверок, четверть только началась, а ты…

-Мам, сольфеджио я уже выучил, - спокойно сказал мальчик.
-Да? И когда ты успел? Ну, тогда ты умничка, только давай быстрей с задачкой, а то завтрак стынет.

Через десять минут вся семья сидела за столом, и обсуждали одну статью. Позавтракав, все разбежались по своим делам: Степа в музыкальную школу, Александр на работу, а Алена пошла в магазин за коробками и мешками, чтобы упаковывать вещи.

 Если бы она знала, что им придется пережить, там, куда она так рвалась уехать....  После того тяжелого разговора прошло две недели и вот Алена, Александр, и Степан стоят на перроне, в ожидании поезда. Обнявшись втроем, они плакали.
Александр, посмотрев на Алену, спросил:

-Может быть, останешься?
-Нет, - твердо сказала она, - следи за Степашкой, если, что, то отвези его к бабушке, как он школу закончит, я за ним приеду.
-Сынок, ты только слушайся и не забывай про школу. Не плач, я приеду за тобой, солнышко мое, устроюсь там и приеду.

                2 ГЛАВА

Приехав в Россию, в городе Алена не смогла найти подходящего жилья, и решила переехать к брату в деревню. Всю дорогу она смотрела в окно автобуса и любовалась природой. После выгоревших от солнца южных  степей, женщине показалось, что она попала в настоящую сказку.

 Был конец бабьего лета и лес, одетый в красно-желтое убранство, смотрелся великолепно. Алена затаив дыхание, замерла. Будто боясь своим дыханием, стереть  увиденную ею картину. Впереди была гора, на которой росли березы, рябина, черемуха вперемежку с пихтой. А на самой верхушке горы, над  вековыми пихтами, возвышались многоэтажные высотки, окна которых отражали лучи заходящего солнца.

-Какая красота, как бы я хотела здесь жить.
Подъехав к автовокзалу, выяснилось, что это конечная остановка, и она уже приехала. Облегченно вздохнув, женщина вышла из автобуса и направилась навстречу новой жизни, которая оказалась страшней атомной войны. Четыре месяца она была в поисках работы. И кое - как устроившись сторожем, и получив комнату в общежитии, где раньше жили << химики >>, ей казалось, что все беды были уже позади. Но придя в общежитие и открыв дверь, Алена пришла в ужас. Сначала ей в нос ударило зловонье так, что слезы потекли из глаз, потом, посреди комнаты, женщина увидела огромную кучу человеческих нечистот, которыми расписаны были все стены. С моллодой женщиной приключилась истерика...

 А сынок, как и обещал своей маме, учился только на одни пятерки. Сначала он жил с дядей Сашей, но потом дяде Саше предстояла длительная командировка, и мальчику  пришлось переехать к бабушке.

 Степан такому обороту был только рад. Дядя Саша, конечно хороший человек, но без мамы мальчику было тоскливо жить в этой квартире. И поэтому малыш с удовольствием переехал к старушке. Свою прабабушку мальчик очень любил.

Хоть она была уже старенькой, но до сих пор помнила наизусть сказки Пушкина,  ,,Буревестник” Горького , читала Лермонтова, рассказывала разные сказки и легенды. А сколько бабушка рассказала о себе? Что она рассказывала, такого ни в одном учебнике по истории не прочтешь.

Каждый вечер, перед сном, они удобно рассаживались на диване, включали ночник и начинали беседу, которая обязательно заканчивалась какой - нибудь историей. Такие вечера они оба полюбили. Потом, когда мальчик вырастит, с большой теплотой он будет вспоминать, эти полгода, которые он прожил с бабушкой. А сейчас, ему предстояло жить вдалеке от мамы и учиться отстаивать свое мнение, и свою позицию, ведь все чаще и чаще он стал сталкиваться в жизни с несправедливостью.

За его твердость характера уважали как дети, так и взрослые. Но нелегко это давалось. Однажды, когда Степан спешил в музыкальную школу, ему на встречу шли три подростка, которые были года на три-четыре старше. Увидев его, мальчишки обрадовались:

-Во, русак идет, - сказал один из них, - да еще и со скрипкой. А давайте у него отберем скрипку!
-Точно, давайте, -  и нагло подойдя к Степану, сначала толкнули его в плечо, потом, один стукнув его по голове, нагнулся, чтобы отобрать инструмент, но вдруг в ответ получил такую оплеуху, что просто искры полетели из глаз.

-Ах ты, зараза, свинья русская! Ты еще драться? Ну, теперь тебе не жить!
И забыв про скрипку, они втроем накинулись на мальчика. Степан какое-то время ходил в секцию по кейс- бокс Ингу и что за то время, пока занимался, выучил, применил в этой схватке, но силы конечно были не равны, поэтому мальчику было очень туго. Но мимо проходил Виталий, сосед по маминой квартире и увидев, как трое пацанов избивают соседского мальчишку, заступился.

-Привет, Степан, за что они тебя так? – спросил Виталий.
-Скрипку хотели отобрать, - шмыгая носом, сказал мальчик.
-Ух ты, да они тебе нос разбили! Платочек – то есть?
-Ага, есть.
-Я думаю, что  на занятия тебе сегодня в таком виде лучше не ходить.
-И к бабушке нельзя, а то расстроится.

-Куда ты теперь пойдешь? – спросил сосед.
-Домой поеду.
-Ну, тогда нам по пути, пойдем вместе.
-Пойдемте, - вздохнув и поднимая скрипку с земли, -  сказал Степан.

Придя домой, мальчик  посмотрел на себя в зеркало и ахнул. Нос у него так распух и покраснел, будто ему вместо носа повесили свеклу приличных размеров, а под правым отекшим глазом отдавал синевой огромный синяк.

- Ничего себе! Как же я пойду к бабушке?
Степан подошел к телефону, набрал номер и стал ждать, когда старушка поднимет трубку.
-Алло, бабушка, это я. Вы сегодня меня не ждите, у нас в школе будет контрольная работа,  мне нужно к ней хорошо подготовиться, ладно?
-Степаша, внучек, а это время, что ты  будешь кушать? Дядя Саша приехал из командировки?
-Наверно еще нет, - ответил мальчик, - но вы бабушка не волнуйтесь, у нас в холодильнике всегда лежат продукты. Я сейчас себе пожарю яичницу с колбасой.
-Ну, хорошо, только смотри, если что, приезжай, слышишь?
-Да бабушка, слышу,- ответил мальчик и, вздохнув, положил трубку.
Потом он пошел в ванную, взял полотенце и, намочив его в холодной воде, приложил к носу. И здесь так разболелись нос и голова, что ни о какой еде Степан не мог даже и думать. Мальчик лег на диван, накрыл полотенцем все лицо и с закрытыми глазами спокойно лежал какое-то время.

 Вдруг ему  стало так тоскливо и больно, что у него одна за другой потекли слезы. Мальчик разрыдался.
-Мамочка моя, где ты, отзовись! Ты мне так нужна! Если б ты знала, как мне плохо!

Волю, дав слезам, мальчик  успокоился и уснул. Проснулся Степан от звонка в дверь. Нехотя он поднялся с дивана, подошел к двери и спросил:
-Кто там?
-Внучек, это я, бабушка.

Он быстро посмотрел в зеркало, которое висело в коридоре, зажмурив глаза, открыл дверь.
Старушка, увидев внука, воскликнула:
-Я так и знала, что что-то случилось! Господи, Боже мой, да что это такое? Кто тебя так, а?

-Никто, просто, когда я выходил из автобуса, споткнулся и упал. Бабушка, вы только не волнуйтесь так, вам же нельзя.
-Волнуйся, не волнуйся, а лечить тебя нужно, вон как нос разбарабанило. Я что-то такое и подозревала увидеть, поэтому с собой кое-что принесла. Ты кушал?
-Нет, да я и не хочу, меня почему-то тошнит.
-Сотрясение у тебя голубчик, сотрясение. Лечить срочно нужно, а то так и будет потом голова болеть.

И бабушка вытащила пузырек, из которого, накапав в стакан несколько капель, дала внуку выпить. Потом достала какие-то веревочки и стала замерять голову со всех сторон, при этом, не забывая, каждый раз на этой, тряпочке делать какие-то пометки.

-Бабушка, что вы делаете? – не унимался Степан.
-Лечу тебе сотрясение, оно правда небольшое, но есть.
-М-м-м, ясно.
-Ну вот, теперь давай ложись на диван, мы будем прикладывать примочки, - сказала старушка и достала очередной флакон c темной жидкостью. Намочив салфетку содержимым из флакона, прикрыла ею внуку глаза и нос. Ну вот, теперь спокойно лежи, боль должна скоро пройти. А я пойду, помою руки.

Пока старушка убирала свои бутылочки и мыла руки, внук уснул. Посмотрев на спящего ребенка, бабушка, тяжело вздохнув, пошла на кухню, готовить кушать. Заглянула в холодильник, старушка возмутилась:

-О какой яичнице с колбасой он говорил? Холодильник же совершенно пустой! Хорошо, я с собой все принесла. Ох-ох-ох, - вздыхая и ворча, она стала готовить обед.

А в это время, Алена, затосковав по сыну и дому, достала фотографии своих родных,  и со слезами на глазах, стала их рассматривать. Здесь ей попалась фотография сына, которую они сделали перед ее отъездом. Поцеловав снимок, женщина положила его в сумочку, потом оделась и вышла из дома. 

Зайдя в фотоателье и увидев фотографа, Алена попросила, увеличить фотографию и сделать портрет.
-Что у вас за фотография? – спросил он, - покажите, пожалуйста.
-Вот, - женщина подала снимок, и мастер увидел рыжеволосого, улыбающегося  мальчугана.

-Прекрасный снимок, просто, мальчик – фонарик, - улыбаясь, сказал молодой человек, - c такого снимка получится прекрасный портрет, обязательно сделаем. Приходите дня через три, портрет будет уже готов.
-Спасибо  вам большое, до свидания.
-До свидания.

Алена вышла на улицу, глубоко вздохнув морозного воздуха, пошла на работу, а на душе у нее было очень тяжело, от волнения, женщина  места себе не находила. Приняв смену, она села за стол, посмотрела в окно и увидела стайку снегирей, которые весело прыгая с ветки на ветку,  клевали замерзшие ягоды рябины.

-Какая веселая, красивая семья, - подумала Алена, - а где моя семья и будет ли она у меня вообще?
Молодая женщина разрыдалась.
-Сынок, как ты там? Солнышко мое….
А Степан проснулся уже поздно вечером, бабушка сидела рядом в кресле и с тревогой смотрела на своего правнука.

-Что, внучек, уже проснулся?
-Да, а вы что в темноте сидите?
-Да мне же не вышивать, а тебя я и так вижу. Как твоя голова, болит?
-Ага, немного и почему-то плохо вижу.

-Это от отечности, все лицо, вон, заплыло. Давай поднимайся, только осторожно, и пойдем кушать. Ты ведь до сих пор еще не обедал.
-Бабушка, мне так не хочется.
-Нужно родной, я тебе куриный бульон приготовила и кисленький  вишневый  взвар. Может тебе сюда принести?

-Нет, бабушка, не нужно, пойдемте на кухню.
-Вот и хорошо, может быть там, еще что-нибудь покушаешь.
Но к бабушкиному сожалению, мальчик, сославшись на то, что его тошнит, почти ни к чему не прикоснулся. Поблагодарив ее за ужин, опять лег на диван.

-Степушка, давай лекарство примем, примочки опять положим и голову повторно измерим, хорошо?
-Хорошо, давайте лечиться. Мне прошлый раз, сразу стало легче.
Две недели старушка лечила внука и ни кого к нему не пускала. На третьей недели его пришли навестить почти все одноклассники.

Сначала они скромно задавали ,, дежурные” вопросы, а потом, когда бабушка занесла в комнату пончики с айвовым вареньем, ребятишки ожили. И сразу в квартире появились смех и шутки. А на прощание они пожелали ему быстрее выздоравливать и приходить в школу, а то без него скучно и не интересно.

-Да мне самому надоело сидеть дома, и я тоже так  соскучился по школе, - сказал Степан друзьям.
-Ничего, скоро уже пойдешь в свою школу, - улыбаясь, сказала бабушка. И через неделю, мальчик бежал в школу, в свой родной класс. Сколько радости было у него, ведь он очень любил учиться! И в школе все рады были его видеть, как ученики, так и учителя.

-Степан, ты больше так долго не болей, - сказал Алмаз, похлопывая одноклассника по плечу, - а то мне не с кем соревноваться. С девчонками не интересно, хорошо?
-Хорошо, не буду, - улыбаясь, сказал мальчик.
-Ой, Степ, а ты представляешь…,- перебивая друг друга, расшумелись одноклассники.

Каждому хотелось рассказать, что было у них нового в школе.
У мальчика продолжалась привычная жизнь, вот только ему так не хватало мамы. Все силы и время он отдавал учебе, ведь скоро он поедет к маме и он не может огорчать ее четверками. Как-то собираясь в школу, зазвонил телефон, Степан поднял трубку телефона:

-Да, - сказал он.
-Степка, выходи, у нас сейчас разборки с черножопым будут, - возбужденно, почти крича, сказал Денис.
-Какие разборки? – не понимая спросил мальчик.
-Выходи, узнаешь! Выходи на стадион.

Школьный стадион был виден из окна квартиры Степана, поэтому он подошел к окну, посмотрел на улицу и увидел почти всех ребят из своего класса. Степан, взяв портфель и сказав бабушке, что он пошел, выбежал из дома.

Степан, подойдя поближе, увидел Алмаза, который испугано смотрел на своих одноклассников. Не разбираясь, кто прав, а кто виноват, Степан стал протискиваться в центр круга.

-О – о, Степка, ты уже прибежал, молодец! Вот, сейчас эта чурка от нас получит!
-От всех? Или все – таки, по справедливости, один на один?
-Да ты знаешь, что он…
-Да хоть что, это не честно, всем нападать на одного.

Сначала все удивленно посмотрели на Степана, на  Алмаза, а потом, смутившись, признали, что их одноклассник прав, и, расступившись, дали  возможность решить мальчикам свой спор один на один.

Но как оказалось, обида у них  друг на друга уже перегорела и в драке, ни какой необходимости не было. Мальчики насупившись, пожали руки. А потом в  кругу своих одноклассников, обнявшись, пошли  на занятия в школу. На первой перемене к Степану подошел Алмаз, и поблагодарил за помощь.

-Не за что, просто я вспомнил Айгуль с Машей.  Ведь они были лучшими подругами с детского сада, а что потом произошло, помнишь?
-Да – а. А ты, знаешь, что девчонки сейчас померились и продолжают дружить? Они ведь живут в одном подъезде.

-Нет, я об этом не знал.
-Слушай, Степ, у меня через месяц будет день рождение, приходи ко мне на праздник, а?
-Спасибо большое, но я не могу, прости, через месяц я уезжаю к маме, в Россию.  Мы переезжаем туда жить.
-Жаль, жаль, что ты уезжаешь.
Ну, мы ведь все равно же останемся друзьями, правда, Степ?
-Конечно.
И пожав друг другу руки, друзья пошли на урок.

А через месяц, Степан со своей тетей и двоюродной сестрой уже ехали в поезде, в другую страну, в другую жизнь…