Статья по фене

Георгий Захарченко
« Интеллигенция поет блатные песни … поет, как будто  уговор у них  или как будто все из уголовников»,-  писал в давние уже 60-е  Евгений Евтушенко
  С тех пор многое изменилось  и уже не только песни как притягательный элемент неведомой контркультуры ,  а сам  язык  бывший до недавнего времени средством  сокрытия , кодирования  превратился в средство  « бесструктурной говорливости интеллигенции» ( См.: Ф.Гиренок  Пато – логия  русского ума . М., 1998 , с.10)
   Русская  культура с давних времен несет в себе   различные варианты «секретных  языков». Они  столетия выполняли простую и очень важную функцию выражения «дословных» , внетекстовых, непечатных   понятий  суждений и умозаключений .
    В традиционной русской культуре  дело ,  образ ,  выраженная не словами , а поступком позиция занимала очень важное место. Степенность и неразговорчивость  всегда считалась  свойством  заметно повышавшим  статус человека. Принцип «нашел- молчи, украл- молчи, потерял – молчи»  всегда был  важнейшей  поведенческой характеристикой  любого уважаемого человека из народа   а уж в криминальной среде  он превращался в  основную норму человеческих отношений ( См.: В.А..Гиляролвский    Мои скитания . Избранное , Т.1  М., 1961 с.265)
     Жаргон  , «тайный язык» являлся и является  способом  озвучивания дословности  . Он не   терпит болтовни  , авторитеты криминального мира  всегда призывали пользоваться им  для выражения важнейших сведений, понятий, ценностей  авторитетный вор никогда не станет  употреблять жаргон  с целью посмешить и позабавить кого либо. Подобное его употребление всегда было отличительной чертой  «баклана», «приблатненного»  то есть  наименее авторитетного члена сообщества к словам которого чаще всего не следовало относиться  в серьез. ( См. Ю.Александров  Тюремный  закон М., 1999 )
    Характеризуя особенности  «воровских языков» и стараясь подчеркнуть их интернациональные общности исследователи часто ссылаются на авторитет  Габриеля Тарда  который считал что  « …Это язык зверя . Он оскотинивает того , кого касается . Этот  язык прежде всего зловеще  весел . Он состоит из собрания  крепких и вращающихся  около  монет, вина ,баб  и  прочих мерзостей грязных  метафор , дурной игры слов  и т.д.»  ( См.: Ю.А Алферов  Пенитенциарная социология , Домодедово 1994 с. 54)
     Однако  определить подобным образом место « воровской»  лексики в современном живом русском  языке значит  необоснованно упростить ситуацию .
      Дело в том , что  за счет  включения в повседневную  речь  блатных и  фактически легализованных непечатных  выражений происходит формирование   своеобразного   постреволюционного русского новояза   вытеснившего из публичной речи новояз советский.  Последний   ,зародившись в первые годы советской власти , обильно включил в себя вульгарно- публицистическую риторику  революционных  программ и манифестов . Причем смысловое значение  таких  словесных новообразований как «буржуй», «кадет», «пролетарий», «контрреволюция»,  "пятилетка", " диссидент"   и многих других  формировалась   на основе семантических принципов  близких   к характеристикам «воровской речи».  Они одинаково отражали бедность  по объему и  обширность по содержанию столь  близкую  русским вариантам тайных языков.
     Так  в  начале З0 - х   годов   обвиняя  и разоблачая  скрытых  кулаков  и врагов народа  вполне привычным и обычным было услышать примерно следующее: « Помнишь, каким паразитом ты был до революции, как эксплуатировал деревню своей  паровой мельницей …  Помнишь , как  твои закрома лопались от зерна когда   деревня пухла с голоду …  Помнишь, как в годы гражданской войны  ты брал у остальных ценные вещи  за ведро картошки  и выменивал целую упряжь  за тарелку супа. Помнишь ,  как ты врывался в сельсовет  ,   и  сколько бедняков   сажал в погреб и бил по морде …   Можешь ли ты сосчитать   сколько батраков   гнули на тебя спины? Не рядись  в лохмотья бедняка ,  они пропитаны кровью коммунистов которых ты предал» ( Шейла Фицпатрик   Сталинские крестьяне  . Социальная история  Советской России в  30-е  годы : деревня  М., 2001., с.276)
      Обратим внимание   сколько в этих словах книжности и  расхожей литературщины ,  сколь велико желание  их автора соответствовать социально  - речевым образцам  революционного ораторства .
        Можно себе представить   что   видел он себя вторым  Троцким  ,  не меньше.
       Таковы были приметы времени , таков был  образ  носителя   новых  отношений  , нового мира , нового языка   -   революционера  по большей части из   публицистов- самоучек  нахватавшегося премудрости из разного рода социалистических и марксистских брошюр .
         Сменились   социальные условия   и новая  российская революция вынесла   на поверхность  носителей    постсоветских  социокультурных ценностей  .   Очень и  очень многие обращали и обращают внимание на криминальную   природу  изначальных творцов новой России .  Останавливать   БЕСПРЕДЕЛ   новых хозяев  жизни  приходится прежде всего силовикам   по своему  социальному положению наиболее близко соприкасающимся с криминалом . Словесным образом   противостояния  ему становятся  обещания « замочить в сортире»  . Круг замкнулся , а гражданам  остается  определять для себя   «кем они будут жить»  в  этой стране , наблюдать за  «разборками»  «забивающих стрелку»  политиков и олигархов    и «фильтровать базар»  в своих  контактах с властями.