Гром над Уралом

Рок Бункер
Оригинал статьи находится на официальном сайте проекта "Рок Бункер" - http://rockbynker.ru/

На первый взгляд может показаться, что с тяжелой музыкой в Оренбурге полный порядок. Много разнообразных команд, представляющих слушателю широкий выбор стилей – от «hard and heavy» (Ангар-18) и «power-metal» (Dorian Gray) до «slavonic pagan metal» (Стрибожи Внуци) и «black-metal» (Аммат). Проводятся фестивали, такие как «ОренСток» и «Ребята с нашего двора». Заметно улучшилась материальная база многих коллективов. Авторы стихов и композиторы уже не гонятся лишь за плотной стеной драйва, музыка многих групп наполнена смыслом и рассуждениями (хотя, конечно, не у всех и не везде. Что поделать, взрослеть как человек и как музыкант хочет далеко не каждый, взявший в руки электрогитару). Казалось бы, чего еще желать? Что ж, давайте посмотрим, насколько глубока кроличья нора… и что там находится, на ее дне – дерьмо или леденец.


Начнем с того, что в городе до сих пор нет полноценного рок-клуба. Почему это так (хотя попытки создания такого проекта были неоднократно), объясняет Рассказов Игорь Геннадьевич, художественный руководитель творческого объединения «Эксперимент», музыкальный педагог с более чем двадцатипятилетним стажем: «Проблема прежде всего в том, что мало кто у нас вообще понимает, что такое рок-клуб. Рассматривать рок-клуб надо, как целую инфраструктуру, где должно быть всё: и студия звукозаписи, и репетиционные помещения, пусть и не большой, но свой концертный зал, и безалкогольное кафе с магазином, торгующим музыкальными инструментами и оборудованием, и, если хотите, даже газета, и может быть рекламное агентство. Очевидно, что сил одного энтузиаста тут недостаточно, нужно, чтобы работала слаженная команда специалистов. Однако тут встает вопрос – где на все это взять денег. Власть не даст. Того, что бюджетами отпускается на поддержку молодежного творчества, едва хватает на пару-тройку фестивалей весьма низкого уровня. Можно обратиться за поддержкой в бизнес. Создание в городе рок-клуба – это только на первый взгляд баловство, как считают некоторые мои оппоненты, а на самом деле это не так и вот почему. Например: найдётся человек с деньгами и создаст что-то подобное. Куда потянется молодёжь? К нему. Очень скоро окажется, ведь это не надо сбрасывать со счетов, что хозяин захочет свой бизнес раскрутить, но не за счёт музыки, а за счёт алкоголя и наркотиков. За примерами далеко ходить не надо – несколько лет назад город облетела новость, что ДК «Молодежный» выкупает состоятельный человек под вывеской «Фонд молодежных инициатив». Я видел устав и выглядел он весьма достойно. Что же из этого вышло? По отзывам технического персонала дворца культуры: вертеп и разврат в самом примитивном виде ».

Ладно, с рок-клубом, вернее, его удручающим отсутствием разобрались. Поговорим, о технической стороне. Неотъемлемой, даже важнейшей, частью деятельности любого музыкального коллектива являются репетиции. Посмотрим, в каких условиях рождается оренбургский рок (в качестве примера рассмотрена репетиционная точка группы «Аммат», на которой мне довелось побывать лично). Маленькое помещение в частном доме, в котором едва размещаются музыканты со своим оборудованием, купленным на собственные деньги. Несколько коммерческих репетиционных баз, разбросанных по городу, проблему не решают, репетировать там по карману далеко не всем, плюс их техническое оснащение и компетентность персонала зачастую оставляет желать лучшего. Лучше (в плане техники и персонала) обстоит дело со студиями звукозаписи, однако проблема высокой стоимости остается. Большинство коллективов «пишется» собственными силами в домашних условиях, в лучших традициях советского андеграунда.

Радует уровень фестивалей, среди которых выделяются «ОренСток» и «Ребята с нашего двора», причем год от года уровень организации и качество звука становится все лучше. К сожалению, те немногочисленные мероприятия, что проводятся по инициативе администрации города и общественных организаций, мягко говоря, удручают. В качестве примера можно вспомнить, как представители «новой церкви» под вывеской «Рок-музыка против наркотиков» несколько лет назад в один из осенних дней провели в парке отдыха в Дзержинском районе тусовку, куда собрали оренбургских рэперов. При чем тут рок-музыка, непонятно. Основная часть концертов организовывается, опять же, силами энтузиастов. Клубы на свои сцены рокеров приглашают крайне неохотно, дескать, «не формат».

В заключение хочу затронуть еще одну интересную тему – отношение власть имущих к тяжелой музыке. Позицию чиновников весьма оригинально описал вышеупомянутый Рассказов И.Г. – «пусть существует, лишь бы ко мне в кабинет не заходили». Впрочем, если даже кто-то из оренбургских рокеров и решится на это бесперспективное действие, максимум, чего он добьется – моральной поддержки, выраженной в форме «Да, одобряем, но помочь не можем». Посетитель уйдет, а обитатель кабинета поставит себе галочку в графе «Работа с молодежью», дескать, имеют отношение, поучаствовали. Печально…

Какой из всего этого следует вывод? Прежде всего – рок в Оренбурге был, он есть и он будет. Но гром тяжелых риффов будет греметь не благодаря власти, или бизнесменам от развлекательной индустрии, а благодаря энтузиастам, которые в этих непростых условиях будут, как пел великий Цой, «раскачивать ночь пульсацией вен», на свои деньги проводить концерты и издавать альбомы. Жаль, что это так… но это так.