Быстрое реагирование. 2. Девушка из Кабула

Владимир Бунимович
 
      Весенним вечером в начале восьмидесятых мы получили вызов в общежитие Университета по улице Октябрьской, что в Минске. Лифт, как обычно, не работал и мы медленно поднялись на восьмой или девятый этаж. Еще на лестничной клетке мы услышали шум голосов и пронзительный женский крик. Казалось, что кого-то режут. В коридоре клубилась толпа - студенты тоже любят бесплатные зрелища...

Нас провели в комнату на троих, до отказа заполненную девушками. В задних рядах вытягивали шеи, чтобы лучше видеть. На ближайшей койке сидела смуглая девушка лет двадцати-двадцати трех, восточного типа, в домашнем халатике. Прямые жесткие черные волосы распущены, лицо залито слезами. Она громко кричала и стремилась куда-то бежать, ее с трудом удерживали две подруги - одна брюнетка быстро говорила на незнакомом гортанном языке, другая светловолосая уговаривала по-русски :
-Амани, успокойся, вот уже врачи приехали...
На пороге я остановился и громко сказал :
-Все выйдите, здесь нечем дышать, останьтесь двое, остальные бысто-быстро наружу, это не спектакль и не цирк!
Через минуту комната опустела и я присел возле постели. При моем появлении Амани замолчала и уставилась на меня.

Даже в слезах и вся растрепанная, она была очень красива какой-то необычной и дикой красотой. Зеленые глаза переполнены слезами, резко очерченные губы искривлены в гримасе страдания... Она вовсе не была похожа на изображения тех сладких восточных красавиц, каких я однажды видел на иллюстрациях художника Edmund Dulac к роскошному изданию сказок "Тысяча и одна ночь".
Почти через три десятка лет в интернете я случайно наткнулся на знаменитый портрет фотохудожника Стива Мак-Карти "Афганская девушка" и вспомнил мою случайную пациентку - они были очень похожи...
-Как тебя зовут? -спросил я у светловолосой, хлопотавшей возле Амани.
-Таня.
-Таня, откуда приехали эти девушки?
-Из Афганистана. Мы первокурсницы, втроем живем вместе, учимся на филологическом. Нас специально так расселяют, чтобы иностранным студентам легче было изучать язык.
Амани уже не кричала, а обхватив голову двумя руками, раскачивалась из стороны в сторону и тихонько подвывала.
-Что случилось?
-Сегодня ей сообщили, что в Кабуле убили ее жениха.
Он был известным журналистом и все сделал, чтобы отправить Амину сюда из того ужаса, что у них в стране.
Услышав эти слова, Амани зажмурилась и завопила вновь. Голос усилился до кресчендо, а слезы хлынули потоком. Но временами она поглядывала на нас, проверяя произведенное впечатление. Я понял, что передо мной, скорее всего, истерический припадок.
-Она понимает по-русски?
-Да, Амани очень способная! Семь месяцев она здесь и когда приехала знала только три слова : спасибо, пожалуйста и университет. Сейчас она все понимает, говорит и пишет.
-Амани, что у тебя болит?- спросил я.
Она завизжала громче и попыталась расцарапать мне лицо. Я увидел, что прежде всего нужно срочно прервать приступ истерии, иначе так и останусь сидеть перед ней и долго ждать, пока она не успокоится сама...
В романах и кинофильмах в таких случаях советуют дать одну-две пощечины, уколоть иголкой или грубо накричать. В учебниках и руководствах - провести психотерапию, дать валериановые капли или таблетку элениума. В народной медицине и повседневной практике есть еще один действенный способ - неожиданно облить холодной водой... Подумав секунды две, я решил, что не дело врача раздавать оплеухи, колоть иглами или кричать на несчастную девочку.
Тане я сказал -
-Набери стакан холодной воды из-под крана, сейчас выпьет лекарство и ей будет лучше - и раскрыл свой ящик.
Крики продолжались, но стали тише. Амина наблюдала за моими действиями.
Я взял стакан с водой, сделал вид, что капаю туда из бутылочки.
Затем резким движением снизу вверх выплеснул полный стакан ей в лицо, стараясь не попасть в глаза. Вода пролилась на постель, затекла за шиворот, но вопли мгновенно прекратились...
Девушка немного закашлялась, выдохнула воздух и возмущенно спросила по-русски-
-Доктор, что вы делаете?
-Возьми полотенце и вытрись. Не будешь больше кричать и царапаться?
Амани посмотрела на меня с опаской и тихо ответила
Не буду...
Подружки смотрели широко открытыми глазами. Я налил столовую ложку настойки валерианы, дал пару таблеток элениума, теперь нужно было обождать действия лекарств.
-Расскажи мне, такие приступы уже бывали раньше?
-Было несколько раз, если кто-то обидит или нервы - она говорила по-русски с мягким акцентом.
-Что ты сейчас будешь делать, когда так случилось с твоим женихом, поедешь обратно домой?
Ее лицо исказилось. Она вновь попыталась заплакать, но с видимым усилием овладела собой и дальше отвечала мне вполне спокойно.
-Нет, у меня дома никого не осталось. Отец был профессор истории, преподавал в Англии несколько лет. Я тоже училась в Англии. Потом у отца кончился грант и мы вернулись. Отца арестовли коммунисты, потом выпустили, скоро умерла мама, а через год умер отец, у него было больное сердце и я осталась одна, училась в Кабульском университете.
-У отца, наверное, было несколько жен,у тебя есть братья, сестры, тебе помогут, у вас же многоженство...
Первый раз я увидел ее улыбку.
-Что вы, доктор! Много жен - это в кишлаках, там живут по-старому. У образованных, intelletctual - один муж и одна жена. Мой жених читал у нас лекции на курсе, это он устроил меня сюда на учебу, чтобы я осталась живой, а его вчера убили....
В глазах у нее показались слезы.

Я не мешал ей выговориться, я хотел, чтобы приступ не повторился.
-Сейчас на родине очень сложно, продолжала Амани. Неизвестно,кто победит -русская армия и коммунисты или ваши уйдут, но будет это не быстро.
Я знаю несколько языков - дари, пушту, английский, буду знать русский - всюду нужны учителя и переводчики, у нас мало грамотных людей. Но здесь все равно не останусь и домой пока не поеду.
-Как быстро ты все обдумала...
-Кто же будет думать, я осталась одна. Я бы сейчас уехала, но некуда и нужен диплом.
Здесь злые и грубые люди. Когда думют, что я не знаю русского языка, мужчины говорят плохие слова.
-Ты ошибаешюся, что можно о тебе сказать плохого!
-Один раз мы с Фаизой, - она кивнула на черноволосую подругу, - пошли в дискотеку на факультете. Стояли у стены, смотрели. Близко были двое молодых людей,говорили один другому-
-Вот черножопые прошмандовки, ****и, суки нерусские, давай подкатимся, потом трахнем, есть хаза пустая в нашем блоке, у меня ванькин ключ.
Я таких слов и не знала, но запомнила. В словаре их нет, потом спросила у русских девочек - они объяснили... Мы тогда убежали, больше никуда не ходили.

И в Англии и в Кабуле я встречала грубых людей, но не таких злых. Что мы им сделали? И у нас в стране ваши солдаты плохие вещи делают, а их туда не звали...
-Ваши моджахеды делают не лучше...

Я вижу,ты способная и умная девушка. Не обращай внимания, весь мир не переделаешь, нормальных людей больше. Будешь жить дальше, узнаешь жизнь лучше...
Сейчас больше не будешь кричать и плакать?
-Не буду, доктор...