Воспоминания о чтице. Фрагмент 17

Наталья Шилова
       

                Т А К О Й  С И М П А Т И Ч Н Ы Й  О Б Л О М О В...


        ...На мой взгляд, есть особое очарование в КАМЕРНЫХ ЗАЛАХ, когда в замкнутом темном пространстве, на небольшом возвышении, озаряемом яркими вспышками света, разворачивается действие из прошлых веков. И немногочисленные зрители, связанные единой целью, имеют прекрасную возможность на какое-то время забыть все, происходящее ЗА ЭТИМИ СТЕНАМИ, и полностью предаться переживаниям ИНОГО МИРА, ограниченного этим пространством...
        И часто, оказываясь в маленьких театрально-концертных залах -- например, в Малом Зале Консерватории, в оперном центре Вишневской, или даже в зале Гнесиных, я представляла себе, как проникновенно звучали бы в такой атмосфере малоизвестные оперы Верди на сюжеты из итальянской истории...
        Все это я почувствовала в театре "У Никитских ворот", куда попала по приглашению Риммы Петровны на спектакль "Романсы с Обломовым".
        В этом театре я была впервые; и мне сразу понравилась обстановка его зрительного зала: небольшое количество рядов, возвышающихся один над другим так, чтобы зрители не чувствовали дискомфорта из-за своих соседей, находящихся впереди, создавали прекрасную видимость сцены. Скромные, но выразительные декорации позволяли почти физически ощутить близкое присутствие литературных героев, проникнуться их переживаниями... Блистательные стихи современных поэтов, являющиеся в спектакле текстами песен, создавали необходимое оживление, дополняя раскрытие образов...
        И если говорить о режиссерской работе, мне ПОНРАВИЛАСЬ интерпретация образа Обломова как человека, прежде всего НЕ ПРИЕМЛЮЩЕГО УСЛОВНОСТЕЙ ЖЕСТОКОГО МИРА, ЛИЦЕМЕРИЯ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА, но неспособного к какому-либо серьезному протесту и оттого избравшего унылую, гнетущую, РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ для человеческой личности форму существования -- ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ...
        Актер Вавилов был неотразимо обаятелен в роли главного героя -- этого глубоко чувствительного, открытого, но безвольного человека, вызывающего и симпатию, и горькую усмешку, и осуждение, и сострадание.
        Да,такие впечатления от игры актера испытывала я -- простой зритель; я заметила по выражению лица Риммы Петровны, что она тоже преисполнилась подобными чувствами.
        После спектакля в тесной суете театрального фойе (и одновременно -- гардероба) вместе со зрителями оказались и некоторые актеры, в частности -- актер Вавилов. Римма Петровна подошла к нему и сказала: "Вы так хорошо играли"! И актер столь же пылко поблагодарил ее.
        Образ, созданный этим актером, настолько взволновал меня, что впоследствии я еще много раз посетила спектакль "Романсы с Обломовым" -- уже одна, без спутников: мне просто хотелось мысленно перенестись в XIX век и, как будто наедине с собой, вновь пережить сомнения этих выдуманных героев... 
        Вдохновленная пьесой, я с еще более глубоким чувством прочитала, наконец, роман Гончарова.
        Я долго не могла оторваться от воспоминаний об этом театре и посетила еще несколько его спектаклей: "Убивец" (по роману "Преступление и наказание" Достоевского); постановку по мотивам романа Толстого "Анна Каренина"; спектакль на темы рассказов Чехова...
        Все отмеченные мною пьесы понравились мне ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ режиссерского замысла
в сочетании с глубоким постижением авторских идей; но ни одна из постановок не поразила меня так, как "Романсы с Обломовым". И этот очередной "выход в другой мир" открыла для меня Римма Петровна. И я охотно признаю, что благодаря ей мне удалось разнообразить свое постижение искусства.