Муки творчества

Валентина Кайль
   В одну из редакций русскоязычной прессы Германии вошёл немолодой человек. На его одутловатом лице, изборождённом глубокими морщинами, застыл благоговейный трепет. Одет посетитель был более, чем странно:  весь его туалет представлял собой набор неподходящих один к другому, ни по цвету, ни по размеру, предметов одежды. Зелёный пиджак c объёмными плечами и рукавами, свисающими ниже кистей рук,  резко контрастировал с оранжевой в синию полоску рубашкой. Из потёртых, неопределённого цвета брюк он явно вырос. Стоптанные сандалеты на босу ногу завершали наряд посетителя. Из разинутых пастей видавшей виды обуви торчали пальцы с сухими мозолями, бесстыдно демонстрируя такие чёрные,  изогнутые коромыслом ногти, что перед ними в паническом страхе ретировалась бы любая хищная птица!
  Мужчина, имеющий  возможность своим обличьем  украсить обложку детского  сборника с ужастиками о похождениях Бармалея, пригладил буйную растительность на голове и оглядел таблички на дверях. Найдя кабинет Досужева, главного редактора газеты, он медленно, как в гипнотическом сне, поднял руку и трижды стукнул в дверь.
   - Войдите! – отозвался раздражённый голос ответственного работника, по горло занятого правками и сокращениями  «в подвал».
  Посетитель глубоко вздохнул и переступил заветный порог. Свершился факт исторической встречи автора с редактором!    О ней давно и с вожделением мечтал  этот странный дяденька, видом своим  напоминающий переселенцам из стран СНГ о позорной прослойке тамошнего общества - гражданах  без определённого места жительства.
  Хозяин кабинета окинул гостя оценивающим взглядом. «Ну и прикид! Богема... – подумал он неприязненно. – Каждый художник от слова «худо» оригинальничает, выпендривается, лишь бы выпятиться и обратить на себя внимание!..»  Но вслух, не сбрасывая маску занятости, сдержанно спросил:
  - Чем могу быть полезен?
 - Здравствуйте! – скромно улыбнулся гость. -  Моя фамилия Писакин. Я принёс вам серьёзный материал.
 - Что у вас? Очерк, рассказ, статья? – спросил Досужев, поправляя широкий светлый галстук под воротом безукоризненно белой рубашки.
  - Да... – неопределённо промямлил  гость.
  - Присаживайтесь, господин Писакин, рассказывайте. Что-то я вас не припоминаю? Вы у нас раньше не публиковались?
  - Я ещё никогда не публиковался...
 - У  вас  рекламный материал? – оживился Досужев.
 - Да... То есть, нет... Вот, ознакомьтесь, пожалуйста, – Писакин вынул из внутреннего кармана своего зелёного балахона измятый листок.
 - Оставьте в отделе писем, -  сразу потускнев, сухо  буркнул  редактор. -  Время будет,  посмотрю. Учтите, рукописи мы не возвращаем.
 -  Может, сейчас глянете? – заканючил Писакин. - Я старался! Я не гонюсь за авторской славой, жизнь заставила взяться за перо.
  Писакин лукавил: привело его к редактору именно страстное желание обнародовать рождённое им в муках бессонных ночей.
  - Ладно, давайте, что там у вас? - неожиданно легко согласился Досужев. Он почувствовал,  что от Писакина отделаться будет не так-то просто. А, может быть, и какая-то идея возникла в творческой голове редактора, постоянно вынашивающей сногсшибательные планы и не менее грандиозные проекты.
 Он взял листок у Писакина и прочитал начало рукописного объёмного текста, нацарапанного далеко некаллиграфическим почерком, с неимоверным количеством ошибок и полным отсутствием знаков препинания:
                Я  спИрва  любил  сАсеТку
                А  потом  Иё  сИстру.
                Ни с  Адной  из  них  в  развеТку
                Ни  за  Што  бы  нИ  пАшёл
                Я  хлИщу  Ат  горя  воТку
                АдиночИствА  гнИтёт
                Мне  любов  как  скАвАроТкой
                Больно  по  уху  дала
                Я  б  хАтел  найти  пАдруШку
                Чтоб  сгАтовила  обеТ
                ПАстирала  мне  пАдушку
                И  квартиру  убрала
  - Что это?! – у Досужева глаза выскочили на лоб. -  Высоко вас занёс Пегас! И вы хотите, чтобы мы опубликовали эти ваши, простите,  «нескладушки»?!
- Много вы тут понимаете! – обиделся Писакин.
  Он заговорил быстро и пылко, поразив редактора довольно насыщенным словарным запасом:
  - Это же белые стихи! Очень модные сейчас, кстати.  Видел я, что вы тут печатаете! Всякие бездари шлют вам чёрте-что, чепуху всякую! Многие сейчас изгаляются, выдумывают всякие там «эпитеты» да «метафоры», состязаясь с собратьями по перу в «изящной словесности»! Пишут сущую бессмыслицу. Читать нечего! Ждёшь, ждёшь, когда какой-нибудь ваш хвалёный поэт что-то стоящее  выродит в очередном своём «опусе», а в итоге до последней строчки некую тарабарщину с грехом пополам дожуёшь, а глотать нечего! Пшик и разочарование от такого чтива! Лучше бы ваши бумагомаратели занялись полезным физическим трудом!  А то пишут, лишь бы потешить себя миражной славой. А меня, между прочим, нужда по большому... счёту к творчеству толкнула. Это ж, если хотите знать, крик души!
 - Ну, вот что, - придя в себя от изумления и уловив краткую паузу в страстной тираде Писакина, с металлической ноткой в голосе отчеканил редактор. - Во-первых, не надо так огульно критиковать наших авторов; во-вторых, не рассчитывайте поправить  своё финансовое положение за счёт редакции. За стихи мы не платим даже хорошим поэтам. А ваше «творение», откровенно говоря, слабое в художественном плане. Схематично  раскрыты образы героев, к тому же  тема вашего произведения не актуальна, она не отражает современной действительности и проблематики общества.
 - Ещё как отражает! – всплеснул руками Писакин. - Это же и есть наша суровая действительность. Наша наиглавнейшая проблематика. Нет общения – вот, наша действительность! Сидим по своим норам, на корню засыхаем. Жизнь проходит! Я здесь бедствую так, что врагу не пожелаешь! Хорошо тем землякам,  какие живут в Германии своими кланами, а у меня близких нет, мне словом не с кем перемолвиться, хоть волком вой!  От тоски дичать начинаю! Я стихи сочинять начал, чтобы умом не тронуться. Напечатайте, умоляю вас! Есть ведь добрые  люди, они должны отозваться. А  то ведь без людского сочувствия  и внимания наложить можно, извините, руки на себя!
 - Ну, хорошо, – вдруг устало махнул рукой  Досужев. - Опубликуем. Но только - в прозе, если, конечно,  разрешаете текст подвергнуть основательной правке.
 - Я согласен, согласен! - обрадовался Писакин. – Главное, вы смысл не исказите, и сохраните моё авторство...
 Через месяц в газете, где главным редактором был  Досужев, под фамилией Писакина вышла заметка: «Я, одинокий, интересный мужчина в расцвете лет,  ищу подругу, которая поймёт мою израненную, тонкую  душу, и сочувственно отнесётся к моему увлечению стихосложением...»
  Вместе с газетой Писакину пришёл приличный счёт: заметка была помещена в разделе объявлений и рекламы (ни для кого не секрет, что русские газеты в Германии выживают за счёт этой рубрики!). 
  Но в Писакине всё пело от восторга: впервые вышла в свет одна из его работ! Доказал он-таки кое-кому, что попадёт в прессу! 
«Жить и не крикнуть - не в моих правилах! Меня не заткнёте!» – мысленно обращался Писакин к своей многочисленной насмешливой родове, не признающей его поэтического дара и постоянно упрекающей в пустом времяпровождении.
  Пусть ему пришлось немного схитрить, намеренно подчеркнув перед редактором своё «сиротство» в расчёте на то, чтобы разжалобить. Но разве он не одинокий островок, заброшенный в море непонимания!
   «Надо писать, писать как можно чаще, - довольно потирал руки Писакин. - Пусть обо мне вся Германия узнает, а там и успех придёт, никуда не денется!»
  В мечтах ему рисовалась сладость триумфа: все родственники, ещё недавно называвшие его «бездельником-алкашом», низкопочтенно тянутся к нему, всеми признанному поэту, заискивают перед ним, осыпают цветами и поют дифирамбы!..               
                09.03.08.