Что такое успех?

Елена Кудряшова 2
    Однажды мой друг спросил меня: «Что, по-твоему, значит - быть успешным человеком?» На ум сразу пришли общеизвестные  мысли по этому поводу, которые приняты обществом  и объясняются специалистами-толкователями в различных словарях. И я было открыла рот, чтобы выдать правильные фразы.   Но душа вдруг не согласилась с этими мыслям, заспорила  и стала гонять свои. Да  так прочно, почему-то, зацепилась за эту тему, что не было ей покоя несколько дней подряд. Мое понимание слова «успех» не согласовывалось с его толкованиями. Я не считала себя априори правой и поэтому  приставала ко всем знакомым с вопросом:  «Что, лично для тебя, значит добиться успеха в жизни?». Мне было интересно мнение других людей. Большинство из них в той или иной трактовке повторяли толковые словари. Это была записанная когда-то кем-то в наших мозгах программа жизненных приоритетов и ценностей.

     В  толковых словарях русского языка С.И.Ожегова  и  Н.Ю.Шведовой, Д.Н.Ушакова, Т.Ф.Ефремова   слово УСПЕХ объясняется практически одинаково. Оно толкуется этими растолковыми словарями так:

1.Общественное признание
2.Удача в достижении поставленной цели. Победа в военных действиях.
3.Хорошие результаты в работе, учебе.
4.Удача в ухаживании за кем-либо, удачный флирт;

     В Великом Интернете, где есть все и  в больших количествах, я нашла  еще и вот так:

     Значение слова «успех»

успех — интерес, влечение со стороны лиц другого пола
успех — испытание доброжелателей
успех — общеизвестное признание
успех — общественное признание
успех — от него «кружится» голова
успех — признание с шумом
успех — провал с точностью наоборот
успех — результат начинания, самый частый повод для тостов
успех — роман Л. Фейхтвангера
успех — удача в достижении поставленной цели
успех — яд для глупцов и лекарство для умных
успех — «Чем более полагаешься на кого-то, тем более шатки твои шансы на ...»
успех — удача
успех — роман Лиона Фейхтвангера
успех — пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева
успех — Харви Маккей определял это как «упорство + определение цели + сосредоточение уси-лий»
успех — веская причина для головокружения
успех — слава-однодневка
успех — фурор
успех — роман-исследование российского писателя Д. Мережковского
успех — сорт овса
успех — сорт огурцов
успех — отличные результаты
успех — фурор на иной манер
успех — когда получается!
успех — удачное завершение дела
успех — слава однодневка
успех — всеобщее признание заслуг
успех — признание зрителями актера
успех — шумное признание заслуг
успех — то, к чему многие стремятся в жизни
успех — удача в достижении

     Из всего вышесказанного, лично  мне по душе фраза: «успех — когда получается!»

     Вам судить,  что здесь правильно, а что не очень и вам же я отдаю на суд мои мысли – дискуссии с самой собой и с вами.

 И так вот они:

     Общественное признание – это когда ты сделал что-то или достиг чего-то значимого в глазах общества. Тогда успех-это твоя значимость в глазах людей. Очень многими людьми в этой жизни руководит страх потерять свою значимость в обществе. Мы подстраиваем  свои поступки, свои слова и взаимоотношения под  других, пытаясь чему-то соответствовать. «Что скажут, что подумают…» Этот страх отравляет нам жизнь, но мы держимся за него, питая свое Эго, добиваясь часто признания именно ради него. Наше Эго тогда ликует.  Но… В молитве св.Франциска Азиского есть слова: «кто забывает себя - тот вновь себя обретает». Это значит, что  когда я теряю  важность для меня своей значимости в глазах окружающих - я становлюсь сама собой, позволяя себе жить не соотнося постоянно свои поступки, слова, жизнь с чужой оценкой  или чужим мнением. (попросту - мне «пофиг», что подумают окружающие и воспримут они мои достижения, как успех или как неудачу).

     Успех, как всеобщее известное признание. То, что кажется успехом, когда мы его дости-гаем, впоследствии, может не принести нам счастья и даже обернуться с точностью наоборот. Например, успех, как признание, привлекает к тебе внимание, но тогда трудно остаться наедине с самим собой. Многие ли из тех, кто достиг общественного, так называемого, успеха, могут сказать, что они счастливы и живут в радости и согласии со своей душой? Пример тому известные люди: артисты, политики, спортсмены, бизнесмены и т.д.  Успех обязывает быть успешным и дальше в глазах общества. Иначе, оно тут же в тебе разочаровывается, и что,…становишься неуспешным? И вот они всеми силами стараются удержать свой успех- значимость в глазах общества. Подстраиваются, чтобы соответствовать.  А будучи таким успешным, как ты сам оцениваешь себя? Если успех приносит кратковременную эйфорию, а оставаясь наедине с собой ты чувствуешь разбитость и одиночество - это успех?
    Успех не может оцениваться со стороны. Я считаю, что это сугубо личный критерий. Например, научиться говорить «нет»- было для меня успехом. Но никому мой успех не был известен. Мне же был очень важен.

     Добиться успеха в жизни - значит достичь поставленной цели. Если ты ее достиг – ты успешный человек!  И что? Достиг и все? Жизнь остановилась? Нет. Ты ставишь новую цель, идешь теперь к ней. А пока идешь к новой цели, ты в это время опять неуспешный человек? Ведь у тебя недостигнутая цель… !?   А если в это время ты - неуспешный, то как с такой самооценкой мириться и как достигать тогда ее - эту цель.
Например, ты стал миллионером. Общепризнанно - ты успешен во многих сферах жизни. Но миллионер продолжает приумножать свои миллионы, что-то делает, достигает следующие цели. Зачем? Чтобы достичь еще большего успеха? А потом еще большего?  А если,  при этом,  в его жизни нет любви,  никто не любит его просто за то, что он - это он.  Тогда он успешный? Так может успех в жизни это любить и быть любимым.
Или, например, выдающийся математик, физик, ученый Я.И. Перельман. Отказался получать Но-белевскую премию. Мог бы быть обеспеченным человеком, даже богатым, его достижения и заслуги признаны всем миром, обществом, он  достиг своей цели в жизни, доказав теорему Ферма, его окружает общепризнанная слава при жизни. Но он ведет очень замкнутый, уединенный образ жизни, не впуская в нее общество, игнорируя установленные правила. Он успешный человек?

     Успех – признание тебя, твоих достижений людьми. Но какими? А судьи – кто?  Если мерило успеха – деньги, то в  глазах одних людей, менее  обеспеченных, я уже успешный человек, а по меркам других я - нищета.
У меня есть своя квартира, но я не живу в ней, предпочитая поиск себя и своего места в жизни, достигая одну цель за другой, познавая себя, мир и людей. Это дает мне определенную степень свободы. В глазах людей, которые не могут, боятся или не хотят этого себе позволить, но завидуют тому, что я себе позволяю так жить, я - успешный человек, потому что имею эту свободу. В глазах других,  я - бестолковая, неустроенная в жизни женщина, почти бомж.
     Богатство – это разве всегда успех? Да, деньги дают большие возможности. Это - сильнейшая энергия, это  большая степень свободы выбора и действий. Но…    Многие люди живут в уединении в горах, в лесах, в гармонии с миром, с собой, с природой, с Богом. Разве они неуспешные, хотя о них никто не знает, у них нет денег, ими не восторгаются и их достижения многим не видны и не понятны. Так что важнее, чтобы тебя считали успешным другие люди или чтобы ты сам себя считал успешным?

     По-моему, УСПЕХ – это очень  относительное понятие. Нельзя никого назвать успешным человеком. Говоря так про кого-либо,  мы лишь обнаруживаем при этом  свою Личность, свои критерии ценностей и свою осознанность жизни.

     Главная цель жизни – ЖИТЬ,  жить в радости.  Если ты достиг этой цели, если твоя жизнь, во всех ее проявлениях, доставляет  тебе радость,  и ты умеешь найти ее в любом событии, ты – УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

     Мы всю жизнь можем быть в погоне за общепризнанным успехом, жить чужими крите-риями  и пропустить самое главное – свою жизнь. Значит важно быть успешным в своих глазах, в своей самооценке. Но  даже и  тут мы не можем знать, что нас ждет «за поворотом», каковы пла-ны Бога относительно нас. Поэтому, я думаю, успех жизни оценивается в момент смерти.  И  чтобы оценка  оказалась высокой, надо прожить жизнь в спокойной радости от нее и всего того, чем она насыщена и в созерцании своей жизни.

     Тогда «успех» - это стать и быть в этой жизни самим собой всегда и везде, а не в том, как мою жизнь, мои поступки, мои свершения оценят люди. Кому, как не мне, знать цену каждому моему шагу, моему успеху!

     Есть чудесная, по красоте слов своих, молитва о радостном благословении:
«Прошу Господа, принести для меня новую жизнь и новую большую радость, ибо только радость приведет меня к благословению Господнему, и не будет раннего увядания тела моего, насыщенного Светом прикосновения Господних лучей. У Бога нет ветвей неблагих, и я, прикасаясь к лучам Его, стану одной из них. Такое небесное блаженство охватит меня, что новую большую силу примет тело мое, и радостью приду в мир Господнего Света. Мир лучей Господних примет меня и насытит своим Светом для дальнейшего существования в мире земном, ГДЕ ТОЛЬКО РАДОСТЬ ПОБЕЖДАЕТ ТЛЕНИЕ.»
     Аминь.


Жду и надеюсь услышать обратную связь на свои мысли. А вы - успешный человек?