Феликс - полиглот

Владимир Симоненко
Феликсу, призванному в армию на Украине,  выпало счастье служить срочную службу в Грузии в самом начале шестидесятых. Величественные горные вершины внушали спокойствие, и все тут в части были  добрыми товарищами. Как-то само собой получилось, что Феликсу, как грамотному и образованному, поручили оформлять наглядную агитацию, боевые листки и тому подобное. Этим он и занимался практически всё время. Однажды почтальон выгрузил ему газеты и журналы на разных языках, на английском, итальянском, французском: - Это тебе!
- Почему мне? – удивился Феликс.
- Ну как же, ты все языки знаешь, а в части всё равно никто не читает этого. В общем, начальник почты так распорядился...,  – подмигнул почтальон. Так вот и  пошла молва, что Феликс знает все языки, и именно это обстоятельство сыграло свою роль в этой истории...

Этот день начинался как обычно, замполит отвёл Феликса в сторону и стал ему объяснять, что сегодня будет комсомольское собрание и надо будет проявить твёрдость к нарушителям дисциплины.
- Надо будет со всей строгостью подойти, - внушал замполит. – В общем надо исключить её из комсомола и баста!
- Кого исключить? – недоумевал Феликс, - я совершенно не понимаю о чём идёт речь...
- На комсомольском собрании сегодня вечером всё будет в деталях изложено. Ты главное запомни – исключить!
Может быть капитан ещё что-то сказал бы об этом собрании, кого там надо исключить из комсомола и за что, но тут вдруг дневальный запыхавшись прибежал:
- Товарищ капитан, разрешите обратиться!
- Обращайся, - махнул рукой замполит.
- Феликса срочно вызывает  к себе командир части!

В кабинете начальника части находилось  несколько грузинов, а командир части что-то им объяснял, жестикулируя.
- Вот он, наш полиглот, - обрадовался он, увидев вошедшего Феликса.
- Ты в самом деле в языках ведь что-то понимаешь? - прищурился командир.
- Так точно! - ответил Феликс, - только хочу уточнить - о каком языке идёт речь?
- Да, видишь какое дело, моим добрым знакомым пришло письмо из Польши... И никого в округе нет, кто по-польски понимает... Ты сможешь прочитать?
- Наверно смогу..., - пожал плечами Феликс.
- Так тебе может быть словарь надо?
- Не, не надо словаря, давайте письмо, посмотрю...
- Ну вот! Что я говорил! - обрадованно загудел командир, - вот такие у меня бойцы! Давайте ему письмо, будет переводить!
Грузины одобрительно загудели, повели Феликса к столу, усадили его в командирское кресло, положили перед ним конверт. Судя по потрёпанному виду, письмо шло издалека и прошло через множество рук. Действительно, это было послание из Польши. Феликс стал читать:
"Здравствуйте дорогие родители Георгия, пишет вам Малгожата..."
- Какая Малгожата?...удивлялся один грузин, - кто такая?
- Тихо, Гоги, - цыкнул на него дядька с большими усами, - видишь Георгия упоминает, не иначе тут речь идёт о пропавшем без вести сыне нашего уважаемого Вахтанга. - Читай дальше, солдат! - попросил он.
И Феликс  стал читать дальше о том, что Георгий был ранен в бою и попал в плен, но сумел убежать с двумя друзьями в леса. Там они встретились с польскими партизанами и занялись диверсионной работой в тылу у фашистов: пускали эшелоны под откос с техникой, делали налёты на склады с продовольствием и боеприпасами. Там Георгий познакомился с этой Малгожатой, храброй девушкой, связной.
"Мы полюбили друг друга и были очень близки, но с Георгием случилась беда, он попал в засаду и погиб..."
- Подожди, - остановил Феликса дядька с большими усами. - Вы слыхали, Георгий оказывается воевал там в Польше. Он был героем! Вахтанг, ты можешь гордиться своим сыном!
Вахтанг кивнул, закусывая губы, в глазах его стояли слёзы.
- Пусть дальше читает, - попросил он.
"А потом родился сын, маленький Вахтанг. Георгий просил назвать сына в честь своего отца..."
- Сын?! - воскликнул Вахтанг, - у моего Георгия родился сын?...
- Да, Вахтанг, у тебя родился внук!
- Вахтанг, ты теперь дед!
Грузины подняли невообразимый шум, что-то громко восклицали по-грузински, улыбались, радовались, били друг друга по плечу....
Вахтанг обвёл всех присутствующих счастливым взглядом:
- У меня погиб сын, но у  меня есть внук!!!...

Дядька с большими усами подошёл к командиру части и стал жать ему руку:
- Спасибо, генацвале, ты так нам помог, мы это письмо уже год как получили, да только сейчас смогли прочитать. И горе в нём и радость! Позволь, мы заберём сейчас твоего солдата с собой, в город, пусть он нам ещё раз всё прочитает, ведь нас там ещё другие  родственники ждут. Сюда к вам в часть все прийти не могли...
- Да как я... солдата?.., да конечно, только не забывайте, он на службе, вечером должен прибыть в часть, - запинался в замешательстве командир. Он повернулся к Феликсу, который уже стоял руки по швам:
- Вот что Феликс, поступаешь в распоряжение к товарищам, надеюсь... в общем, смотри там у меня!

И уже вскоре сидел Феликс в духане - настоящем  кавказском трактире, под сводчатыми потолками которого вился клубами сизый дым от папирос. За длинным столом собрались родственники Вахтанга, и Феликс в который раз перечитывал им письмо от польской девушки, которая родила сына от геройски погибшего Георгия. Всем хотелось и плакать, и одновременно радоваться известию о рождении внука седовласого Вахтанга. Тосты поднимались один за другим, пили и за Малгожату, и за её сына Вахтанга, и за самого Вахтанга и за Феликса, который прочёл письмо, написанное на непонятном польском языке.
Пили и кушали,  было много фруктов на столе, сациви, хачапури, люля-кебаб, блюда, приготовленные на мангале, лаваш...
Феликс слышал, что грузины любят пить вино, но почему-то все пили только водку. А может быть это была чача, впрочем Феликс в таких тонкостях не разбирался...
 
Дядька с большими усами взял над Феликсом опёку, подкладывал в тарелку что-нибудь вкусненькое, подливал водки и говорил:
- А откуда ты родом, генацвале? С Украины? Православный? И мы православные, мы братья, дорогой!
- Алаверды! Понимаешь, алаверды! Давай ещё водки налью! Ты закусывай, закусывай!
- Спасибо, - застенчиво улыбался Феликс.
- Э, что спасибо?  Скоро сбор урожая, Вахтанг повезет сдавать виноград на винзавод.  В твою дивизию привезёт виноград и другие фрукты-овощи... И ни копейки не возьмёт за это, потому что ты такую добрую весть принёс!
- Выпьем за этого доброго парня - Феликса, который такие добрые вести принёс всем нам! - сказал дядька с усами и все подняли стаканы...

Феликсу с большим трудом удалось вырваться из гостеприимных объятий грузинов, ведь ему надо было добраться до части. После выпитого весь мир качался, но казался добрым и великодушным. В руках он нёс  пару авосек с фруктами и всякими вкусностями, которые всучил ему дядька с большими усами....

По возвращению  в часть Феликса члены бюро сразу же потащили на комсомольское собрание:
- Где ты пропал?  Собрание уже началось, давай скорей!
Феликс  с авоськами так и вошёл в Красный Уголок, где все уже сидели на скамейках.
Вот она, провинившаяся комсомолка... обыкновенная девчонка, слёзы в глазах. Вот наверно такая же, как та польская девушка... Малгожата... И она тоже могла бы быть храброй подпольщицей...

Феликс почувствовал толчок в бок:
- Феликс, ты что - задремал? Какие будут предложения? Исключить из комсомола?
Феликс отложил в сторону авоськи, встал и рассказал комсомольцам о грузине Георгии, о подпольщице-польке Малгожате, о том, что хороших людей больше, чем плохих... в общем Феликс предложил провинившейся комсомолке "поставить на вид" и разойтись. Предложение было принято единогласно и на этом собрание закончилось.

- Эх! Как ты только ухитрился всё запороть...  надо было исключить! - с досадой говорил замполит. - Вообще, почему от тебя разит алкоголем? Разболтался тут... Показал бы я тебе, где раки зимуют... Жаль, не могу.... командир просил тебя сегодня не трогать...Но я до тебя ещё доберусь, смотри у меня!

Через дней десять встретился Феликс возле штаба с начальником почты. Увидев Феликса, тот обрадовался:
- Здравствуй, дорогой наш Феликс! Как поживаешь? Как служба идёт?
- Спасибо, - отвечал Феликс, смущённо улыбаясь и пытаясь вытащить свою руку из цепких рук почтаря, - не жалуюсь, всё хорошо. Скоро вот отслужу и домой поеду...
- Молодец! Только зачем тебе домой ехать? Смотри как тут у нас красиво! Горы, небо какое, девушки красивые! Тебя у нас все любят и ценят, оставайся тут! Дом тебе построим в два этажа - живи!
- Два этажа? Почему два? - недоуменно спросил Феликс.
- Э, дорогой, мы могли бы и три, но нельзя - по закону может быть только два этажа... И работу тебе найдём хорошую. Я слыхал, ты - инженер? Будешь дома строить, мосты... Ах да, ты - журналист! Сделаем тебя главным редактором газеты! А если хочешь, то я вот скоро на пенсию пойду, так станешь начальником почты, вместо меня.
- Не знаю как Вам сказать, - замялся Феликс.
- Говори, Феликс, не стесняйся, любую просьбу твою уважим, - отечески похлопал его по плечу начальник почты.
- Тут такое дело, девушка одна есть..., - бормотал Феликс, от стеснения вдруг покрывшийся пятнами...
- Вай, дорогой Феликс! Ты только скажи, и мы любую девушку тебе приведём, и любая красавица с радостью пойдёт за тебя замуж! Хочешь комсомолку, хочешь партийную, хочешь из города или с любого удалённого горного селения...
- Так уж всякая красавица и согласится за меня замуж?
- Конечно согласится! А если не согласится, то мы её всё равно украдём для тебя. Такой здесь в горах обычай....
- Ну что вы..., - Феликс замахал руками. Он представил себя верхом на коне в бурке с газырями, а перед ним лежит связанная красавица. Руки и голова свисают с одной стороны, а ноги с другой стороны лошади...
Феликс улыбнулся и сказал:
- Спасибо большое, но только у меня уже есть девушка, там, на Родине.
- А она красивая?
- Очень красивая!
- Как хочешь, дорогой, привози свою девушку сюда, дом вам построим, жить будете счастливо!
- Спасибо!
- Ну вот и договорились! - обрадовался начальник почты, - так что вези свою красавицу. Извини, сейчас мне идти надо, дела...
Начальник почты пошёл по своим делам, Феликс пошёл по своим. По дороге он думал о том, как он приедет домой и конечно же в первую очередь помчится к Иринке. А Иринка девушка с характером, к ней так просто не подойдёшь. И взглядом может обжечь, и словом острым срезать...