Беседы с мудрецами Демокрит

Елена Пацкина
Демокрит: Слово мудрости ценнее золота…

Сегодня мы пригласили в собеседники дух великого греческого мыслителя Демокрита (ок.460 – ок.370 до н.э.). Демокрит, справедливо почитающийся «отцом атомистики», был первым энциклопедистом, изучил все существующие в то время науки – этику, историю, философию, математику, физику, астрономию, медицину, филологию, механику, теорию музыки и др. Современникам было известно около 70 его книг, однако до нас целиком не дошла ни одна. Многие его идеи были впоследствии развиты великими философами античности – Сократом, Платоном, Эпикуром, Аристотелем. Позволим себе задать несколько вопросов «смеющемуся мудрецу», как называли его современники.

М. – Уважаемый Учитель, Вы прожили долгую и счастливую жизнь, несмотря на частые войны, гражданские неурядицы, эпидемии и прочие невзгоды. Посоветуйте нам, как человеку прожить спокойно и достойно в наше непростое время?

Д. – Самое лучшее для человека проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа и наивозможно меньшей печали. А это может быть достигнуто, если делать свои удовольствия независящими от преходящих вещей.

М. – Но наши удовольствия чаще всего зависят от таких преходящих вещей, как деньги, и все стремятся заработать их всеми способами как можно больше.

Д. – Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают. Для меня слово мудрости ценнее золота.

М. – Это безусловно, но часто обстоятельства бывают сильней нас и, желая добра, мы объективно творим зло, так что слова остаются красивыми словами, а дела оставляют желать лучшего. Жизнь подразумевает постоянное участие в соревновании за успех, материальные блага, положение в обществе, и порой лавры соседа не дают нам спокойно спать.

Д. – Те души, которые совершают колебания между большими противоположностями, ни спокойны, ни радостно настроены. Поэтому должно направлять свои помыслы на возможное и довольствоваться тем, что есть, не думая о тех, кому люди завидуют и удивляются, и не обращать на них внимания. Напротив, обращать внимание должно на тех, кто ведет бедственную жизнь, и должно ярко представлять себе те бедствия, которые они претерпевают, для того, чтобы твое нынешнее положение и состояние казалось тебе значительным и достойным зависти, и чтобы более душе не приходилось страдать из-за желания иметь большее.

М. – И этого достаточно, чтобы пребывать в радости?

Д. – У людей хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждении и гармоничной жизни. Если будешь держаться этого образа мысли, то будешь жить в лучшем расположении духа и избавишь себя в жизни от немалых зол: зависти, соперничества и вражды.

М. – Некоторые считают, что соперничество стимулирует человека достигать большего в жизни, а следовательно, полезно; порождает же соперничество зависть. Вы с этим не согласны?

Д. – Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу. Кроме того, зависть питает раздор между людьми.

М. – Действительно, часто из-за зависти рушатся родственные связи, и нет дружбы даже между ближайшими родственниками.

Д. – Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими. Но не родственные связи создают друзей, а общность интересов.

М. – Поговорим о дружбе – так ли велика ее ценность?

Д. – Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

М. – Действительно, кто же еще поможет человеку в беде, как ни друг?

Д. – Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.
Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.

М. – У нас есть поговорка: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Надо ли стремиться иметь сто друзей?

Д. – Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

М. – Общаясь с людьми, приходится терпеть неприятности, а иногда и обиды. Может быть, умный человек не должен их замечать, как Вы считаете?

Д. – Признак ума – предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.

М. – Но не у всех хватит ума и такта вовремя избегать конфликтных ситуаций, которые встречаются на каждом шагу. Видимо, надо поменьше доверять людям.

Д. – Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.

М. – А как быть с присущей честным людям откровенностью? Ведь она бывает неосторожна?

Д. – Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

М. – Видимо, чтобы правильно поступать, нужно быть очень мудрым.

Д. – Не знающая пустого страха, невозмутимая мудрость стоит всего прочего.

М. – Значит, достигнув богатства и славы, не всегда можно стать счастливым?

Д. – Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, а правота и многосторонняя мудрость.

М. – Как же стать мудрым и справедливым человеком – им надо родиться?

Д. – Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.

М. – Однако мудрость не всегда защищает от превратностей судьбы, и умные люди, может быть, даже чаще прочих испытывают всевозможные бедствия и гонения?

Д. – Мужество делает ничтожными удары судьбы. Невыносимое страдание души, пораженной скорбью, изгоняй разумом. Кроме того, счастье и несчастье – в душе.

М. – Я восхищаюсь Вашим высоким образом мысли, но что делать тем, кто не способен достичь Вашей мудрости?

Д. – Глупцов благоразумию научают несчастья. Впрочем, неразумные ничему не научаются во всю свою жизнь.

М. – Учитель, многие твердят, что не в деньгах счастье, но на деле мало кто так думает. Ваше мнение?

Д. – Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселия.

М. – Вы правы, конечно, но при бедности не всякий может сохранить присутствие духа и не впасть в уныние.

Д. – Переносить бедность с достоинством свойственно благоразумному.

М. – Кого, по Вашему мнению, следует считать благоразумным?

Д. – Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

М. – В наше неблагоразумное время, когда многим кажется, что все дозволено, люди стремятся захватить максимум всего, до чего могут дотянуться: денег, собственности, наград, популярности и прочего. Как Вы считаете, может это все принести им настоящее счастье?

Д. – Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы он ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы.

М. – Если я Вас правильно понял, для счастливой жизни жить следует скромно и умеренно?

Д. – Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.
У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока едят и пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.
Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко. Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

М. – Это действительно так, но как ни соблюдай меру во всем, в конце концов приходит старость. Вы, Учитель, прожили без малого сто лет, – есть ли у нее какие-то светлые стороны?

Д. – Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости – расцвет рассудительности. Приятен старик, который приветлив и серьезен.

М. – Думаю, старость, кроме того, дает человеку большую степень свободы. Кого бы Вы назвали свободным человеком?

Д. – Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

М. – Уважаемый Учитель, благодарю Вас за неоценимый урок мудрости, который Вы преподали человечеству в целом и, в частности, нам сегодня. Ответьте на прощание, какая мысль чаще всего приходила Вам в голову на протяжении Вашей долгой и непростой жизни?

Д. – Я пришел нагим на землю и нагим уйду под землю. И зачем попусту я тружусь, видя свой нагой конец?

Конец связи…