И снова школа Глава 1

Виктор Некрасов
 Глава 1. О посёлке,знатных селянах и директоре школы

  В посёлок Ильича с одноимённым названием колхоза мы переехали дня за два до первого сентября. Квартира была в пристройке к школе. Всего две небольшие комнатки. Положительным было то, что отапливалась она от школьной котельной  и зимой можно было отъехать, не опасаясь разморозить систему отопления, да и не было проблем с приобретением топлива. А отрицательное? Да оно нас как-то и не волновало. Мы были молоды, снова в любимой профессии, причём вместе, и это было самым главным.

Ильичовка, как иногда называли посёлок, было довольно небольшим сельцом, расположение которого напоминало букву «ш». То есть была одна центральная улица длиной с километр с тремя перпендикулярными отростками. Дворов на сто пятьдесят, не более. Колхоз этот был самым маленьким в районе. Около трёх тысяч гектаров пашни, немного животноводства, свой колбасный цех, и, главное,  здесь работали самые умелые свекловоды в районе, а может, и области. Передовые технологии в выращивании сахарной свёклы тиражировались областными семинарами руководителей и специалистов хозяйств.

  Не могу не назвать известных всей области свекловодов, братьев Синячкиных Николая и Валентина Алексеевичей, награждённых орденами и медалями за свой новаторский труд. А Екатерина Сергеевна Верзилина, руководившая свекловичным звеном, была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. Её звено получало до 500 центнеров сладких корней с одного гектара. Сейчас ей за восемьдесят, но она полна энергии и делится своим опытом с молодыми, да ещё в хоре ветеранов поёт. Кстати, секретарём партийного бюро колхоза был мой кум, Сукочев Вячеслав Васильевич. Вместе с ним мы работали в орготделе райкома партии, а я был отцом крёстным его дочери Оксаны. Так что одна семья в посёлке нам была уже знакома и даже близка. Не сказать немного об этом знаменитом колхозе я просто не мог. Школа и хозяйство в советское время тесно сотрудничали, и колхозы, как правило, всегда оказывали шефскую помощь школам.


  А теперь о ней родимой! Школа была довольно просторной по тем временам и тому контингенту учащихся. Двухэтажное здание с одним крылом, в форме буквы «Г», было, действительно, очень даже просторным, так как обучалось всего чуть больше сотни учеников, а рассчитано оно было на 320 ученических мест. Да и тех, что обучались, директор школы собрала, что называется, по крохам. Дети из нескольких соседних деревень и даже из двух сёл Тамбовской области, что были поблизости от Ильичовки, были завлечены в школу  благодаря таланту директора умевшего агитировать и убеждать людей.


   Мария Иосифовна Голактионова работала директором школы около десяти лет. Во время Великой Отечественной войны восемнадцатилетней девчонкой добровольцем пошла на фронт и в качестве связистки закончила службу у стен Берлина. Орден Красной Звезды и несколько медалей украшали грудь этой молоденькой девушки, подавшей документы в Воронежский педагогический институт. Окончив исторический факультет, она приехала работать в Ильичовскую среднюю школу. Здесь вышла замуж за  Василия Голактионова, который был моложе на десять лет. К нашему приезду в 1976 году Марии Иосифовне исполнилось 53 года. Муж, Василий Александрович, работал в школе шофёром на стареньком грузовике  ГАЗ -51 и истопником в котельной. Трое их детей ещё учились в школе: девочки- в 6-м и 8-м классах, а сын- в 10-м. Поздние дети были. Мария Иосифовна была ходячей энциклопедией народного творчества. Шутки, всевозможные цитаты и афоризмы вливались в её речь настолько уместно и красиво, что собеседники или просто слушатели поражались  богатству её языка. Как ветерану войны ей продали без очереди автомобиль «Жигули» первой модели. Простой учитель же или директор школы обычно ждал очередь на покупку легкового автомобиля лет пятнадцать – двадцать. На жигулёнке  она   совершала постоянные вояжи по району и области.


   Так подробно описываю я директрису потому, что это была необычайно практичная, деловая, умная и предприимчивая женщина. Рановато она родилась. В нынешнее время она была бы бизнес-леди. Собрав детей из  ближайших деревень, она открыла интернат, где проживало около тридцати школьников. Завхоза в школе не было, завозом, распределением продуктов и всего имущества занимался директор. Ремонт школы осуществлялся исключительно членами её семьи. Эта маленькая, курносая, с довольно приятным и смуглым лицом женщина занималась в основном  хозяйственными вопросами.  Её любимым делом было достать, добыть, пробить. Вся остальная работа её как бы и не касалась. Тем не менее, школа работала, как исправный часовой механизм, благодаря дружному и очень работоспособному учительскому коллективу. О нём и его деятельности я расскажу в следующей главе.