Волшебник древнего города

Олег Гонозов
Александр Григорьевич Фролов - волшебник. В его умелых, можно сказать, золотых руках каждый день рождаются птицы счастья. Их народный умелец из Ростова Великого кропотливо вырезает из соснового бруса. А затем эти ажурные голубки, подвешенные на нитке под потолком, служат добрым людям оберегом домашнего очага и благополучия.
Считается, что деревянная птица счастья - источник позитивной энергии.
Существует даже легенда о мальчике, страдавшем тяжелой болезнью, против которой все народные средства были бессильны. Однажды обреченный ребенок спросил у отца, делавшего дранки для корзин: «А скоро придет лето? Может, когда прилетят птицы, я выздоровею?» И тогда отцу пришла в голову мысль смастерить птиц из дерева и подвесить под потолок. Как только  он осуществил задуманное, мальчик увидел птиц, заулыбался и пошел на поправку. На улицу он выбежал полный сил и здоровья, чем очень удивил живущих рядом соседей. Люди расспрашивали отца, как ему удалось поднять на ноги безнадежно больного сына, а узнав про птиц, стали просить вырезать им таких же. С тех пор деревянная птица, которой приписали чудодейственную силу, стала символом семейного счастья.
В старину птицу счастья на севере вырезали определенным числом прикосновений ножа к дереву и произносили над ней разные заклинания. Изготавливалась она, как правило, из цельного бруска или щепки, без клея. Путем нарезки тонких лепестков и специального метода их изгибания получались крылья и хвост, а затем туловище с хвостом и оба крыла соединялись. Но птицу счастья было не принято украшать и раскрашивать.
Поднаторев в изготовлении деревянных птиц, Александр освоил щепные цветы, плетение из бересты, керамику и другие народные промыслы. Со сделанными своими руками поделками он стал участвовать в выставках народного творчества, фольклорных праздниках, ярмарках, днях городов. И в один прекрасный день его пригласили на русское Рождество в Париже, где его сувениры пользовались удивительным спросом. Было это в начале 90-х, но после того успеха Александр решил изменить свою жизнь и полностью посвятить ее народным промыслам.
По месту рождения Фролов сибиряк. Среднюю школу закончил в Орловской области. А затем с аттестатом об образовании под мышкой укатил в Архангельск. Поступил в мореходное училище имени капитана Воронина, где через три года получил диплом техника-судомеханика. Но еще курсантом ему довелось по полной программе испытать романтику морских походов.
Первым зарубежным портом, в который зашло их торговое судно, стали Афины. На календаре был застойный 1980 год, и на берег их отпускали группами по три человека со старшим во главе. Обо всех нештатных ситуациях докладывалось первому помощнику капитана - помполиту, который ненавязчиво, но убедительно втолковывал юношам, что враг не дремлет и надо быть готовым к любым провокациям. Как-то ребята играли на палубе в волейбол, а мяч возьми да и вылети на берег. Что делать? На их счастье, на причале показался какой-то оборванец, который вернул им мяч. Но как потом объяснили курсантам, это был один из моряков, решивший когда-то остаться на берегу. Пример был настолько убедительным, что уже никто из ребят не допускал мысли стать невозвращенцем.
Шесть лет - с 1981 по 1986 год - Александр Фролов отработал судовым механиком на торговых судах морского пароходства. Первые полтора года вообще без отпуска. Ходили из Архангельска и Калининграда в Данию, Швецию, Испанию, Францию. Туда везли металлолом, обратно - нефтегазовые трубы в Игарку и Дудинку. На причитающиеся в валюте суточные покупали за границей джинсы, ковры, жвачку или тратили их на Родине в магазинах «Альбатрос», которые обслуживали моряков, ходивших в заграничные рейсы.
Когда в СССР началось сокращение торговых судов, Фролов успел несколько месяцев поработать на ремонтном заводе в ГДР. Но потом не стало и ГДР. Вернулся в Архангельск, хотел было снова устроиться в торговый флот, но чтобы получить зарубежную визу, нужно было проявить себя в родном Отечестве. Работа на судах технического флота, а проще говоря, земснаряде, его не вдохновила.
И тогда друг Евгений научил его резать из дерева «птицу счастья завтрашнего дня». Создали что-то вроде содружества мастеров-реконструкторов, потом кооператив по изготовлению мебели из сосны. Но коллективный труд тоже как-то не задался. И Александр стал мастером-одиночкой. Научился плести из бересты шляпы, лапти, делать солонки и женские украшения - все пользовалось спросом. И это неудивительно, ибо все сувенирные лавки от Москвы до Владивостока завалены ручками, тарелками, кружками, фляжками и магнитами китайского производства. У Фролова же все сделано своими руками, и за это ему низкий поклон.
Где-то на исходе минувшего тысячелетия Александр Григорьевич приехал в Ростов в гости к другу. Тот купил здесь старенький домик на Малой Заровской улице и переоборудовал под мастерскую. Мастерская произвела впечатление. Но куда больше поразил сам город на берегу древнего озера - тихий, спокойный, осененный крестами древних храмов и монастырей. И так он понравился народному мастеру, что он тоже решил подыскать здесь для семьи бревенчатый домик. И вскоре нашел - в частном секторе так называемого 22-го квартала.
Дом приобрел вместе с собакой - дворняжкой Дружком, которого прежние хозяева передали как бы по наследству. Подремонтировал, обустроил уютную мастерскую - живи да радуйся. В прошлом году к дому подвели природный газ - Фролов сразу поставил котелок, и стало не хуже, чем в благоустроенной квартире. Одна из комнат - мастерская, где все завалено заготовками сувенирной продукции. Здесь, устроившись у окна за верстаком, Александр Григорьевич и творит, слушая записи своего любимого Розенбаума.
Помимо деревянных птиц счастья, бочонков и солонок в последнее время он наладил печать на бересте. Сюжеты и орнаменты создает прямо в компьютере, а затем посылает на принтер. Отпечатанной на бересте символикой украшает металлические стопки, зажигалки, пепельницы, магниты. Таких сувениров в Ростове не производит еще никто, и они открывают мастеру большие перспективы.
Кроме фестивалей и ярмарок в городах Золотого кольца Александра Фролова можно увидеть со своей сувенирной продукцией на рыцарских турнирах в Выборге, на праздниках в Северодвинске, Томске, Карелии. И везде его птицы счастья пользуются неизменным успехом!

Перепечатка текста возможна по согласованию с автором.