Вклад Столыпина в военно-историческую науку

Александр Севенко
       Вклад Петра Аркадьевича Столыпина в развитие военно-исторической науки

       Деятельность Петра Аркадьевича Столыпина затронула многие стороны русской жизни. Это был человек широкого государственного мышления. Он внес значительный вклад в усиление обороноспособности Российской империи, и, как залог дальнейшего развития русской военной силы, становления и приумножения славных традиций нашего воинства, увековечения побед русского оружия и подвигов защитников Отечества, позаботился также о развитии военно-исторической науки. Вклад его здесь весьма велик и существенен, он участвовал во многих начинаниях, имевших, как впрочем, и все дела, за которые он брался, в основном законченный и фундаментальный характер. Конечно, в таком сугубо специфическом вопросе нет оснований говорить о том, что это были исключительно его личные заслуги, но в то же время он деятельно участвовал в разработке, рассмотрении предложений, играл одну из основных ролей в подготовке соответствующих законопроектов, принятии положительных решений, поддерживал необходимые начинания, в которых он видел пользу для российской государственности. Отец Петра Аркадьевича – Аркадий Дмитриевич Столыпин – был боевым генералом от артиллерии, участником целого ряда войн, написавшим «Историю России для народного и солдатского чтения», а также несколько военно-исторических статей и воспоминаний [1], а потому военно-исторические вопросы, наряду с военными, не были чужды и его сыну - великому реформатору, так как, естественно, они периодически обсуждались в доме Столыпиных. И не случайно, что именно в годы взлета политической карьеры П.А.Столыпина, с 1906 по 1911 год, имело место быть бурное развитие военно-исторической науки в Российской империи.

       Одним из вех деятельности П.А.Столыпина в русле развития военно-исторической науки было образование Императорского русского военно-исторического общества и принятие его устава. Петр Аркадьевич поддержал инициативу передовых русских офицеров, ратовавших за создание этого общества. 7 (20) апреля 1907 года состоялось первое общее собрание членов-учредителей РВИО, а уже 4 месяца спустя был утвержден его устав. В конце сентября того же года царь Николай II принял звание почетного председателя РВИО и позволил ему именоваться Императорским [2]. Императорское Русское Военно-Историческое общество имело целью изучение военно-исторического прошлого русского народа во всех его проявлениях путем объединения лиц, непосредственно работающих в области военной истории или же содействующих расширению военно-исторических знаний; устройством местных отделов; содействием к упорядочению архивного дела, к сохранению, восстановлению и сооружению военных памятников всех видов и наименований; содействием военным историкам в их работах, производству военно-археологических раскопок и поездок на поля сражений; устройством справочного бюро, музеев военной старины, библиотек и других связанных с задачами Общества учреждений [3]. Создание общества дало мощный толчок развитию русской военно-исторической науки.

       Петр Аркадьевич Столыпин принял деятельное участие в становлении Русского военно-исторического музея, который был основан в Петербурге в 1907 году, и имел отделения в 12 городах России. В состав музея входило три секции: военной археологии и археографии; полковых и корабельных историй; истории войн. С 1910 и 1911 годов соответственно музей приступил к изданию «Журнала Императорского Русского военно-исторического общества» и «Записок разряда военной археологии и археографии». Первоначальный вариант Устава Русского военно-исторического музея был утвержден царем 27 августа 1907 года [4], а 12 января 1908 года Николай II утвердил Высочайшим повелением новый устав музея [5; с. 785]. Вопросы об отпуске средств на сооружение и оборудование музея рассматривались в комиссии по государственной обороне с участием П.А.Столыпина, ответственного за разработку законопроекта и принятие положительных решений по данному вопросу.

       Петр Аркадьевич участвовал в принятии положительного решения об отпуске в 1908 году из средств государственного казначейства 5000 рублей на издание материалов для истории русско-японской войны на море 1904 – 1905 годов [6], а также 8000 рублей в 1908 году на эти же цели [7]. Петр Столыпин понимал, что крайне необходимо в кратчайшие сроки изучить опыт этой неудачной для России войны и сделать соответствующие выводы для укрепления обороноспособности страны. А потому уже в 1910 году средств на военно-исторические исследования было выделено на порядок больше. Так, на расходы по содержанию Комиссии по описанию русско-японской войны 1904 – 1905 годов и на издание ее трудов было направлено 47 480 рублей [8]. Ежегодно крупные суммы с утверждением их в законодательном порядке, то есть с ведома П.А.Столыпина, отпускались на продолжение издания писем и бумаг императора Петра Великого, которые имели важное военно-историческое значение [9].

       Правительство России, возглавляемое П.А.Столыпиным, приняло целый ряд мер по увековечению защитников Отечества и жертв войн, сохранению для потомков памяти о великих победах русской армии путем создания и поддержания мемориалов и памятных мест. Одним из таких дел было сохранение памятников героям Крымской войны 1853 – 1856 годов. Петр Аркадьевич был лично знаком со Львом Николаевичем Толстым, автором в том числе и знаменитых «Севастопольских рассказов». Сам Л.Н.Толстой дружил с отцом Столыпина – они оба были ветеранами Крымской войны, где и познакомились [10; с. 54]. Неудивительно, что Петр Аркадьевич принял самое деятельное личное участие в увековечении подвига защитников Севастополя. В 1910 году правительством России было решено привести в порядок памятники и исторические места Севастопольской обороны, в том числе Братское кладбище, Малахов Курган, легендарный 4-й бастион, и прочие памятники и кладбища, на что были выделены весьма значительные средства – 56 800 рублей единовременно, позже еще 5590 рублей, а также, начиная со следующего года, и далее было решено выделять необходимые для поддержания памятных мест Севастополя суммы, определяемые в сметном порядке [11].

       Таков весьма краткий, но показательный анализ деятельности Петра Аркадьевича Столыпина и возглавляемого им правительства на ниве отечественной военной истории. Это всего лишь небольшие вопросы и эпизоды из знаменитой новаторской и реформаторской деятельности эпохи серебряного века истории России. Но сам Петр Столыпин понимал, что это – немаловажные вопросы. Он никогда не забывал, что «Военная история России – стержень нашей нравственности» [12]. И хотя эти точные слова принадлежат не ему, а его отцу - генералу и историку, они в полной мере относятся и к деятельности самого великого реформатора - Петра Аркадьевича Столыпина.


Список использованной литературы и источников:

1. Аркадий Дмитриевич Столыпин // Сайт "Википедия. Свободная энциклопедия": http://www. wikipedia.org.
2. Императорское русское военно-историческое общество // Сайт "Википедия. Свободная энциклопедия": http://www. wikipedia.org.
3. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 28. № 29965. Собрание узаконений. 1908. 22 августа. Отд. I. Ст. 1073.
4. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 27. № 29530 Собрание узаконений. 1907.
5. П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т./Т.2. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 799 с.
6. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 28. № 30497. Собрание узаконений. 1908. 1 июля. Отд. I. Ст. 670.
7. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 29. № 31766. Собрание узаконений. 1909. 20 мая. Отд. I. Ст. 612.
8. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 30. № 33501. Собрание узаконений. 1910. 25 мая. Отд. I. Ст. 850.
9. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 30. № 34573. Собрание узаконений. 1911. 7 января. Отд. I. Ст. 41.
10. Шевчук И.А.,Шевчук А.И. Столыпины и Севастополь // Первые ежегодные "Столыпинские чтения": Сборник докладов, выступлений, статей. - Киев: МБО "Демократический фундамент", 2010. - 90 с.
11. Полный свод Законов Российской империи. 3-е издание. Т. 30. № 34504. Собрание узаконений. 1910. 25 мая. Отд. I. Ст. 853.
12. Разрушение военно-исторической институциализации: закономерность или драматический парадокс? // Сайт: http://www.oboznik.ru/?p=4720