Тату охотников за головами прошлое и настоящее

Виктор Погадаев
Самые древние образцы татуировки насчитывают не менее четырех тысяч лет и относятся к периоду древнеегипетскго царства –захороненные в пирамидах мумии несут отчетливые следы рисунков на коже. Слово «тату» получило распространение позднее. Оно гаитянского происхождения и означает «делать отметку», «наносить отличительный знак». Татуировки известны во всех уголках мира, но, пожалуй, наиболее значимы они в настоящее время для народов Океании и Борнео.

Посетив недавно на Борнео, недалеко от Кучинга, столицы штата Саравак Малайзии деревню даяков, в прошлом известных как охоткики за головами, я понял, что татуировка (пантанг на языке даяков) здесь не просто украшение, а важный, социально значимый институт традиционного общества. Татуировка – это и оберег, и показатель социального статуса члена общины, и даже летопись жизни: рисунки, покрывая почти все тело, отражают жизненный путь человека, фиксируя главные события его жизненного пути. И, между прочим, лучшими мастерами тату здесь считаются женщины.
 
Конечно, времена, когда даяки занимались охотой на людей, давно прошли, но отголоски прошлого еще сохраняются в виде распространенного у охотников обычая наносить татуировки. Увидев, например, татуировку в виде трех параллельных полос на теле от плечей до пупка или на руках и бедрах до поясницы, можно смело утверждать, что перед вами охотник. И если звезды над грудью и на шее раньше соответствовали количеству добытых человеческих голов, то теперь они показывают количество более привычных трофеев, например, диких кабанов.
 
Надо сказать, что и в былые времена не все заслуженно носили такие татуировки – уж очень велик был соблазн сойти за охотника за головами, занимающего высокий пост в иерархии племени. Некоторые, захватывая или получая за какие-либо услуги рабов, связывали их, протыкали грудь им копьем и делали на их теле надрезы, наблюдая, как они умирают в агонии. А потом наносили себе такие же татуировки, что и охотники за головами. У даяков-кайанов был обычай наносить татуировку только на один палец, если они присутствовали при убийстве врага, и всю тыльную сторону ладони, если сами отрубали ему голову. Вожди племени, однако, часто нарушали это правило и раскрашивали себе руки, хотя непосредственного участия в отсечении головы противника не примали.

Нанесение тутуировки у даяков связано и с представлениями о смерти человека. Когда душа (берува) покидает тело, она проходит через мрачные бездны потустороннего мира в поисках Деревни мертвых - страны душ предков. Там совершенный мир: прекрасные хижины, всегда плодоносящие фруктовые деревья, дороги, выстланные золотом и драгоценными камнями. Каждый даяк мечтает попасть туда после смерти!

Но душа умершего должна преодолеть множество препятствий, чтобы достигнуть цели, главным из которых является Река Смерти. Как считается, только души тех, кто имеет татуировки, может пройти по узкому мосту в виде бревна, переброшенному через опасные воды этой реки. Злобный страж моста Малиганг часто не пропускает души, сталкивая их в речные глубины, где их поедает гигантская рыба Патан. Но если тело, которому принадлежала душа, было должным образом татуировано, то она свободно походит по мосту в кромешной мгле, ибо татуировка начинает светиться, помогая душе благополучно достигнуть место конечного успокоения вместе с душами предков. Причем, чем темнее татуировка, тем ярче она светится. Эти представления объясняют живучесть практики нанесения татуировок на Борнео вплоть до сегодняшних дней.

Если мужчинам-охотникам за головами попасть в заветную страну душ предков не представляло особой проблемы, то с женщинами ситуация была сложнее. У многих даякских племен считалось, что женская татуировка обладает магией, негативно воздействующей на мужчин. Поэтому женщине, чтобы сделать татуировку, нужно было получить разрешение вождя племени. Для того, чтобы получить такое разрешение, она должна была быть искусной в каком-либо ремесле, например, плетении или ткачестве, уметь хорошо петь или танцевать, быть изобретательной в любви. Ткачество даяки-ибаны и по сей день называют «женской войной» (кайау инду), и лучшие ткачихи, как и охотники за головами, считались достойными татуировки. При этом рисунки разрешалось наносить с интервалом в шесть лет и каждый раз устраивать праздник жертвоприношений, чтобы нейтрализовать негативное влияние женской татуировки на мужскую часть племени.

Традиционными мотивами женских тутуировок считаются «побеги бамбука» (иранг) - черные заостренные линии на тыльной стороне ладони, которые олицетворяют связь между растительным миром и фертильностью, а также «морда тигра» (силонг леджау), олицетворяющая души предков, которые защищают обладателей татуировки. Женщины, имеющие высокий социальный статус, наносят себе вокруг икр ног и на бедрах концетрированные круги, а под ними «корень тува» (тушун тува) – стилизованное изображение буквы «А». На голенях могут быть стилизованные изображения дракона, «безхвостой собаки» (туанг бувонг асу) и птицы-носорога – священной для даяков птицы, несущей в себе элемент сексуального влечения. Птица-носорог является также посланником бога войны Ланг Сингаланг Буронга.

Среди изображений - цветы, символизирующие духовные силы и отношения, пронизывающие все сферы жизни даяков. Растения, по их представлениям, живут и умирают, как люди. Вот почему ибаны так тщательно следят зв рисовыми полями (пади). Рис – это души предков, и когда ибаны его поедают, то эти души генерируют физическую энергию, которая делает их сильными и стойкими.

Многие татуировки служат сильным оберегом. У мужчин, например, популярной считается татуировка на груди в виде ствола дерева гаринг, к которому сверху примыкают стилизованные изображения крыльев птицы-носорога. Дерево гаринг, которое, как верят даяки, никогда не умирает, олицетворяет неуязвимость, а крылья птицы-носорога – энергию, силу и хитрость. На плечах мужчины любят наносить изображение листьев арековой пальмы, орехи которой обладают тонизирующим свойством и входят в состав традиционной жвачки бетеля. Они считаются эффективным средством против злых духов. Все вместе это служит защитой оладателя татуировки от враждебных сил, обитающих в джунглях, и от врагов.
 
Интересно, что изображение птицы-носорога наносили после того, как принесут в жертву свиней и вывесят на шестах хранимые засушенные трофеи – человеческие головы. Таким образом, дух птицы-носорога, обитающий в дереве, освобождается и летит в дом врага, чтобы ослабить его силу.

Корень туба тоже сильное защитное средство. Даяки, как повествует легенда, получили его от божества-змея Панггау. Он содержит ядовитый сок, который рыболовы используют для усыпления рыбы, и духи боятся его.

Изображения тигра и крокодила тоже служат цели запугать злых духов. Когда последние слишком досаждают жителям деревни, напуская болезни и мор, шаманы совершают свои заклинания и таинства, одеваясь в одежды с изображенитем этих животных.

Татуировка, сочетающая растительный и антропоморфный орнамент, олицетворяет единство природы и как бы поддерживает баланс в человеческом организме перед лицом угроз окружающего мира. Поговорка даяков гласит, что татуированный человек – совершенный и святой человек. Он в состоянии противостоять опасностям, которые подстерегают его в джунглях, и обеспечивает своей душе успокоение в мире душ предков.

От болезней тоже спасают татуировки. Если болезнь не отступает, несмотря на все искусство шамана (мананг), последним средством остается церемония смены имени и новая татуировка на запястье руки. Новое имя укрывает человека от злых духов, а татуировка символически дает человеку как бы новое тело, чтобы исправить несовершенства старого организма. Кует человеческие тела бог-кузнец ибанов Селемпандай, но и он может совершить ошибку.

Наконец, татуировки неотделимы от обряда инициации, когда юноши становятся полноправными членами общины. Татуировка наносится в специально построенных хижинах. При этом юноши надевают одежду из луба, которую обычно надевают тела умерших вождей племени, и которую носят вдовы. Связь между татуировкой и одеждой из луба показывает, что юноши во время обряда инициации символически проходят через смерть, чтобы ступить в новый этап жизни.

Почему крокодилы не трогают даяков с татуировкой
(Легенда даяков-мурутов)

В одной семье крокодилов долго не появлялось потомство – самка почему-то не могла отложить яйца. Поэтому она послала мужа за помощью к людям, живущим в деревне. Крокодил увидел там женщину, готовившую пищу, и попросил отправиться вместе с ним. Ну разве могла та отказать ему? Ведь крокодил мог запросто разорвать ее на куски. И вот они вместе поплыли по воде. Женщина держалась за хвост крокодила, и они быстро опускались на дно к его логову. Женщина помогла крокодилице советами, и, к удовлетворению супружеской пары, крокодилица, наконец, благополучно отложила яйца. Крокодил в качестве награды обещал женщине, что он и его сородичи никогда не тронут даяков-мурутов. А чтобы не перепутать их с другими племенами, посоветовал мурутам сделать татуировку в виде изображения крокодила на каждом плече или на ногах.

Убедившись, что искусство татуировки у даяков Борнео еще сохраняется, я решил узнать, а как обстоят дела в столице Малайзии Куала-Лумпуре. И вот я в тату-салоне “Two-thumb tatoo studio”, что в оживленном квартале Букит Бинтанг. В салоне было шумно. Кто-то рассматривал рисунки, кто-то покупал серьги для пирсинга (здесь этим тоже занимаются), кто-то заполнял необходимые документы. Владелица салона миловидная девушка-китаянка по имени Кейси, видимо, приняв меня за клиента, сунула мне в руки анкету-обязательство, которую подписывают все, кто делает здесь татуировки.

И вот что я узнал из этой анкеты. Татуировку делают только лицам, достигшим 18 лет, не страдающим сердечными болезнями, эпилепсией или Спидом. Клиент –женщина клянется, что она не беременна, а мужчина, что он не находится под влиянием алкоголя. Каждый должен заявить, что делает татуировку по собственной воле и что не будет предпринимать никаких судебных действий против салона или его сотрудников. Наконец, и это очень важно в мусульманской стране, клиент декларирует, что он не мусульманин – приверженцам этой религии запрещено делать татуировки. И это, между прочим, как потом мне сообщила Кейси, является одним из главных условий получения лицензии на открытие салона. В конце клиент сообщает дату своего рождения, номер паспорта, адрес.

Узнав, что я не клиент, а просто интересующийся, Кейси тем не менее уделила мне немного времени в перерывах между обслуживанием «посетителей с серьезными намерениями» и даже разрешила сфотографировать ее собственную татуировку на спине.

Салон, по ее словам, существует уже пять лет. Он один из самых известных в Куала-Лумпуре. В нем четыре мастера – они прошли подготовку в Сингапуре, но для повышения квалификации время от времени посещают Борнео, где в 2002 году в деревне даяков (которую, кстати, посетил и я) состоялся первый международный слет мастеров татуировки. В нем приняли участие более двухсот человек из двадцати стран, в том числе, говорят, и из России.
 
В салоне делают тату 8-10 человек в неделю. Это люди, которые, как считает Кейси, хотят, чтобы их тело было произведением искусства. Наиболее популярны традиционные узоры даяков с Борнео. Но современная татуировка – это все-таки сплав традиций даяков и Китая. Популярны не только древние даякские мотивы, но и китайские сюжеты, связанные с искусством фэнь шуй. Это изображения дракона (символ мудрости), золотой рыбки (символ богатства), аиста (долголетие, справедливость), феникса (символ самопожертвования и возрождения), лотоса (олицетворение чистоты), бабочки (дух радости и счастья), и т.п.
Важен и цвет. Например, красный олицетворяет огонь (символ жизни), желтый – деньги, зеленый – дерево (символ света и совершенства), синий – воду (на кантонском диалекте те же деньги), пурпурный – удачу. Конечно, многие хотят и изображения китайских иероглифов, обозначающих счастье, удачу, здоровье, богатство.
 
В салоне 35 альбомов с различными рисунками и мотивами – на любой вкус. Татуировки делают не только местные жители (за исключением мусульман), но и иностранные туристы – из Европы, Японии, Гонконга, Тайваня. Более стойкие азиаты. Они, в отличие от европейцев, никогда не падают в обморок – а такие случаи бывали. Но не от боли, как считает Кейси, а от нервов. Современные методы нанесения татуировки почти безболезненны. В этом убедился и я. Нет, нет. Я не пытался сделать себе татуировку. Просто один юноша разрешил мне сфотографировать, как делают ему татуировку. Он сидел спокойно на стуле и слушал музыку, в то время как мастер колдовал над его рукой.

Некоторые клиенты не ограничиваются только одним походом в салон. Например, один мой знакомый молодой китаец родом из Борнео приходит в салон регулярно и добавляет к татуировке, согласно традициям даяков, новые изображения, фиксирующие главные события его жизни. Кстати, среди рисунков и стилизованная фигурка моей дочери, знакомством с которой он очень дорожит.

Кучинг - Куала-Лумпур